Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Дописьменная культураГлобальные типы культуры В зависимости от своеобразия культурного кода принято выделять три глобальных типа культуры: · дописьменную, · письменную и · экранную. Дописьменная культура охватывает огромный доисторический период (включающий дикость и варварство) - от 50 - 20 тыс. лет до н. э. до конца 4 тыс. до н. э. Эпоха дописьменной культуры - это эпоха устной традиции. В эту эпоху знания выражались в форме обыденного житейского рассказа или находили воплощение в мифе, легенде и предании. Основным культурным кодом дописьменных культур был мифологический. Своеобразие мифа в том, что он сочетал в себе как реальные знания и наблюдения, так и фантазию, вымысел, веру. В мифе не было разделения мира на реальный и ирреальный, естественный и сверхъестественный, объективный и субъективный. Человек не выделял себя из окружающего мира, напротив, он одушевлял природные явления и стихии, наделял их человеческими качествами - сознанием, волей. В мифологии использовались разные типы знаков. Но они имели свои особенности, формировались по правилам мифологического культурного кода. Мифологический культурный код не проводил различий между знаком и объектом, который он замещал. Для современного человека различия между вещью и ее названием понятно и очевидно. Для первобытного человека связь между вещью и ее названием, человеком и его именем считалась реальной (а не произвольной, условной). Поэтому действия с предметами были равносильны действиям со словами. Этим объясняется то обстоятельство, что первобытный человек стремился оберегать свое и родовое имя от злых духов: имена скрывались, давались двойные имена, накладывался запрет на произнесение имен. Мифологический культурный код, как и в случае со знаками - обозначениями, не делает никаких различий между знаком - моделью и объектом. Можно привести такой пример, подтверждающий это. Первобытные охотники делали профильные изображения животных и метали в них стрелы и копья. Изображение животного, т. е. модель, позволяла отрабатывать важнейшее практическое действие - попадание в цель на охоте. Кроме того, модель имела и религиозный смысл, она вбирала в себя магические ритуальные силы. Попадая в изображение животного, охотник считал, что он обретает некую власть над его двойником - живым зверем. В мифологии использовались и многие символы, прежде всего, символы природных явлений и стихий, символы мироздания. Считалось, что Солнце и Луна - это символы дня и ночи, света и тьмы, воскресения и умирания. Звезды и планеты символизируют небесную охоту. Символика мифа со временем получила свое воплощение в числах и геометрических фигурах. Так, одним из главных символов дописьменной культуры стал круг. Он обозначал космос. Кроме того, круг символизировал замкнутый, повторяющийся цикл событий. Мифологический культурный код обеспечивал неизменность и закрытость традиционных культур. Одни и те же образцы, стереотипы воспроизводились, передавались из поколения в поколение. Образец поддерживался ритуалом. Ритуалы, магические действия, обряды совершались регулярно, постоянно и в них вовлекались все члены рода, любого возраста и пола. Важным средством передачи и хранения информации в дописьменной культуре являлось искусство. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда - почти на миллион лет. Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникли примерно в такой временной последовательности: - каменная скульптура; - наскальная живопись; - глиняная посуда. Первые произведения изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространялись женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил 10 - 15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше - около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые "венеры" - фигурки женщин высотой 10 - 15 см. Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины- матери. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями. И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве. Звериный стиль возник в бронзовом веке. Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура - трехмерное или объемное. В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов. Изображения животных выполняли культовую функцию, имели магическое назначение. Поэтому процесс их создания представлял собой своего рода обряд: такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. Однако, чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5 - 2 метров. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах. Первые находки сделаны в 19 веке в пещерах Пиренейских гор. В этом районе расположено более 7 тыс. карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем. Некоторые пещеры представляют собой уникальные подземные галереи (пещеру Альтамира в Испании называют "Сикстинской капеллой" первобытного искусства), художественные достоинства которых привлекают сегодня множество ученых и туристов. Картинная галерея Альтамиры тянется более чем 280 м в длину и состоит из множества просторных залов. Обнаруженные там каменные инструменты и оленьи рога, как и фигурные изображения на обломках костей, были созданы в период с 13000 по 10000 гг. до н. э. В самой уникальной части пещеры - "зале животных" - найдены изображения бизонов, быков, оленей, диких лошадей и кабанов. Некоторые достигают высоты в 2,2 метра. В 1895 году были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля - Мут во Франции. В 1901 году здесь же, в пещере Ле - Комбатель в долине Везера, обнаружено около 300 изображений мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя. В долине Камоника в Альпах, занимающей 81 километр, сохранилось собрание наскального искусства доисторических времен, наиболее представительное и важное из всех, что до сих пор были обнаружены в Европе. Первые "гравюры" появились здесь, по оценкам специалистов, 8000 лет назад. Художники высекали их с помощью острых и твердых камней. До настоящего времени зарегистрировано около 170000 наскальных рисунков. Таким образом, первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню или кости); рельефы и барельефы.
Дата добавления: 2014-03-13; просмотров: 996; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |