Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Теоретическая разработка понятия «социальное государство». Модели социальных государств

Читайте также:
  1. I. ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВА,ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  2. I. Реформы Павла I в области государственного строительства и права.
  3. II. Классификации социальных групп
  4. II. РАЗРУШЕНИЕ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ПЕРИОД СМУТНОГО ВРЕМЕНИ
  5. II. Тип организации верховной власти в государстве (форма государственного правления).
  6. IV. В теории правового государства выделяются следующие элементы: принцип верховенства права, разделения власти на 3 ветви, независимости суда, конституционного статуса граждан.
  7. IV. Государственное регулирование страховой деятельности.
  8. PR и отношения с государством.
  9. Pr.). - Обязательство — это правовые узы, в силу которых мы связаны необходимостью что-либо исполнить в согласии с правом нашего государства.
  10. V. Моделирование. Геометрический материал.

1. Теоретические разработки идеи социального государства западными и русскими учёными

2. Разработки понятия «социальное государство» (признаки, принципы, субъекты, приоритеты, функции)

3. Модели социальных государств

 

Термины:

1. Социальное государство

2. Субъекты социального государства

3. Модель, социальная модель

4. Либеральная модель

5. Корпоративная модель

6. Консервативная модель

7. Социал-демократическая модель

8. Патерналистская модель

9. Неолиберальная модель

 

Эволюция форм государства подводила общество, формируя новые ресурсные основы, к качественно более высокому этапу – социальному государству.

Несмотря на то, что социальное государство получило более или менее конкретное определение совсем недавно, да и сама теория о нём стала популярна в обществе только в 20 в., основа его была заложена гораздо раньше. Уже в 17 в. у философов оформляются идеи о личной свободе людей, их равноправии и государстве, которое должно всем этим обеспечить своих граждан.

Для развития и реализации всех этих элементов государство должно иметь идейную, правовую, историческую базу, которая берёт своё начало в трудах Д.Локка. Именно этот британский философ уже к к. 17 в. говорит о таком понятии как личная свобода человека, называя её естественным состоянием. Естественное состояние – состояние свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Законы природы предписывают мир и безопасность. И это естественно. К естественным же правам Локк относит право на жизнь, на частную собственность, на свой труд и на его результаты. Именно их должно гарантировать государство.

Идеи Джона Локка произвели воздействия на Вольтера и Руссо, многих мыслителей Просвещения и американских революционеров. Жан-Жак Руссо писал: «Человек рождается свободным, а между тем всюду он в оковах», т.е. развитие цивилизаций повлекло за собой нарушение естественного состояния человека, его свободы. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате общественного договора свободных людей.

Продолжая развитие этого теоретического направления, Иммануил Кант, немецкий философ конца 18 в., идеализирует понятие «человек», называя его «высшей ценностью», «самым главным существом в мире». Исходя из этого, он указал на необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенства перед законом. Юридические законы Кант выводил из нравственных.

Идея социальной государственности сформировалась в к.19–нач.20 в.в. в результате объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда в противоречие вошли два важнейших принципа – принцип свободы и принцип равенства. Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При этом они понимали, что в конечном счёте такая свобода приведёт к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью. Сформировались государства классического либерализма.

Понятие «социальное государство» впервые появилось в научной литературе в середине 19 в. в трудах немецких учёных под влиянием философии Гегеля и в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии К. Марксом. Лоренцу фон Штейну принадлежит научный приоритет в разработке первой теоретической концепции социального государства, содержащей новаторские для своего времени взгляды о возможностях и средствах государственной политики. Термин «социальное государство» был введён в научный оборот Л. Фон Штейном в 1850 г. Социальное государство, по мнению Штейна, должно сознательно служить интересам народа. Уничтожить классы не представляется возможным, а власть выражает интересы класса имущих. Класс же неимущих представляет потенциальную опасность для государства. Важнейшей задачей государства является «поднятие» низших классов. Следуя логике Штейна, вся система социального обеспечения должна существовать для того, чтобы поддерживать баланс между различными классами. Как позднее заметил Дж. Кеннеди, если «свободное общество не сможет помочь многим бедным, оно не сможет защитить немногих богатых». Проблему предлагалось решить при помощи социальной мобильности (как средства преодоления классовых различий) и комплекса мер социального характера. Сущность социального государства Штейн определил так: оно «обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для различных общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счёте развитие одного выступает условием развития другого. Именно в этом смысле следует понимать социальное государство».

Более радикальную теоретическую основу активного социального государства выдвинул в 1879 г. немецкий экономист, сторонник государственного и христианского социализма Альфред Вагнер. Его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в государство всеобщего благоденствия. Огосударствление железных дорог, горных предприятий, банков и страховых организаций приведёт к интеграции рабочего класса в государство в противовес идеям классовой борьбы, политических и социальных революций. Мощным толчком популярности этой теории послужили мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и вторая мировая война. Реальным итогом этой теории стал доклад английского политика В. Бевериджа «Полная занятость в свободном обществе», который предусматривал новую организацию всей системы социального обеспечения через расширение социального страхования до охвата им почти всех граждан государства, а также через гарантию единого национального среднего дохода, которого бы хватило на скромное поддержание жизни. Многие зарубежные и отечественные исследователи наряду с понятием «социальное государство» в качестве синонима нередко употребляют также термин «государство всеобщего благоденствия».

Характерная особенность трактовки социальной государственности заключается во взгляде учёных на неё сквозь призму увязывания деятельности государства по социальной защите граждан и механизма свободной рыночной экономики.

В теоретическом плане концепция государства всеобщего благоденствия вобрала в себя концепцию английского экономиста Дж. Кейнса, обосновавшего необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь общества. Приверженцы этой концепции связывают свои надежды с перспективами развития смешанной экономики, сочетанием частного и государственного секторов. В этой концепции государству отводится роль нейтральной, «надклассовой» силы, способной удовлетворить интересы всех социальных слоёв путём установления принципа справедливого распределения и обеспечения благосостояния всех членов общества, перераспределения доходов, уничтожая, таким образом, неравенство. Государство всеобщего благоденствия ставит своей целью утвердить возможность радикального преобразования общества, прежде всего в вопросах распределения собственности, доходов, организации управления предприятиями, а также функций государства в интересах всех его граждан. При этом главным средством обеспечения всех членов общества материальными и социальными благами является экономический рост.

Намного действеннее создавать условия экономического роста и создавать новые рабочие места, нежели бороться с последствиями отсутствия такой политики – безработицей. Намного важнее устранить причину, чем бороться с её последствиями. Разумеется, в любом обществе есть люди, которые не в состоянии работать и их обязано содержать общество. Всем же остальным необходимо предоставлять рабочие места, а если таковых нет, то создавать их.

Некоторые принципы социального государства разрабатывались русскими политическими деятелями и учёными в к.19–нач.20 вв. Профессор Московского университета Б.Н. Чичерин, отрицая роль государства в перераспределении благ, не исключал необходимости оказания поддержки нуждающимся, источниками которой, по его мнению, должна быть благотворительность, а только потом – государство. Данная схема может быть применена лишь на начальном этапе становления социального государства, когда государство ещё не в состоянии осуществлять крупномасштабную помощь нуждающимся. П.И. Новогородцев считал необходимым социальное реформирование общества путём обеспечения каждому права на достойное человеческое существование, отводя более активную позицию государству в формировании правовой основы.

На практике, т.е. в политических программах, все задачи социального государства на Западе решались посредством институционализации социального договора между государством и гражданским обществом, а конкретно – между государством, работодателями, профсоюзами, общественными ассоциациями и неправительственными организациями. Эти отношения построены на принципе солидарности. Основой достижения солидарности государства и других социальных сфер является компромисс, т.е. способность всех участников социального контакта жертвовать частью своих интересов для достижения общественного блага, понимаемого как экономический рост, улучшение благосостояния всех граждан, социальная справедливость, социальное участие, культурное и духовное развитие, поддержание демократических и гуманистических ценностей, развитие прав и свобод. Государство жертвует своим всевластием, поскольку сознательно берёт на себя ответственность за состояние общества, и желает разделить эту ответственность с работодателями, профсоюзами и общественными организациями. Работодатели соглашаются поддержать принцип обеспечения полной или приближающейся к этому занятости в обмен на уменьшения требований профсоюзов непрерывно повышать заработную плату. Профсоюзы смягчают эти требования ради обеспечения полной занятости. Общественные организации смягчают критику правительства и выказывают солидарность с его политикой ради достижения общего блага. Государство сотрудничает с ними ради уменьшения бремени собственной ответственности. Социальное государство это социальный компромисс между трудом и капиталом.

Замечательную страницу в историю мирового опыта становления социального государства внёс Л. Эрхард, канцлер ФРГ. Экономические реформы 40-х гг., которые вобрали в себя идеи неолибералов и социал-демократов, впервые были закреплены системой социального законодательства. Сменяющие друг друга политики любого политического направления изменить его не могут, так как оно имеет конституционно-правовой статус: законы о максимальной занятости, о защите рабочего места и рабочего времени лиц наёмного труда, об управлении предприятием, где хозяин обязан согласовывать свои действия и решения с Советом, куда входят представители администрации, акционеров и наёмных рабочих. В 1949 г. в Основном законе ФРГ впервые появилось понятие «социальное государство».

Проблема сильной социальной политики начала свой старт в советском социалистическом обществе. Государства социалистических стран не были демократическими. Они принимали тоталитарные или авторитарные формы в зависимости от остроты внутренней и внешней ситуации. Несмотря на это, в социальных государствах такого типа был заложен тот принцип солидарности, который сегодня всецело приписывается демократическому социальному государству, возникшему на Западе в период позднего индустриализма. Солидарность предполагала справедливое (уравнительное) распределение, сходные для всех условия жизни, стремление к их улучшению, социальные услуги государства и его значимость в поддержании таких общественных секторов как образование, здравоохранение, жилищное строительство, развитие средств коммуникации и связи. Государство включало в свою политику заботу о нравственном и культурном развитии граждан, полагая справедливой унифицированную систему среднего школьного образования, единые стандарты квалификации, равное представительство различных социальных групп и слоёв населения в общественных и властных органах. Наряду с принципом солидарности здесь находил место принцип субсидиарности.

Такая форма государства стала возможной на почве культуры, в которой идея справедливости и равенства имела первостепенное значение, настолько определяющее, что русский мыслитель 19 в. Н.А. Данилевский говорил, что в случае формирования государства славянского культурно-исторического типа, его вкладом в человеческое сообщество может стать развитие и воплощение идеи справедливости, которая не во всём отвечала своей сущности, но была одним из способов решения этого вопроса. Сегодня нельзя забывать, что западные социальные программы возникали в условиях противостояния двух систем и представляли собой, в существенной мере, выученные в условиях политической свободы уроки социализма. Несмотря на то, что социальная политика СССР стала примером для всего мира, страна не смогла построить социальное государство, так как социальность определяется не только наличием принципов, но и другими признаками: наличием гражданского общества и правового государства. Однако советский опыт внёс свой вклад в разработку понятия «социальное государство».

Таким образом, в разработку теории социального государства и практического воплощения идеи были вовлечены развитые страны эпохи позднего индустриализма.

Различные концепции по-разному трактуют понятие «социальное государство», определений очень много. Определение из учебника Н.Н. Грищенко: «Социальное государство – способ организации социальных взаимодействий институтов государства и гражданского общества, характеризующийся равенством сторон или доминированием профессиональных управляемых над постоянными профессиональными управляющими». Возьмём ещё одно, более структурированное определение: «Социальное государство – государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Основные направления, по которым реализуется принцип социального государства – охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты». Можно использовать более обобщённое определение. Социальное государство – правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью социальную справедливость, политика которого направлена на обеспечение гражданам достойной жизни, социальной защиты, минимизацию социальных рисков, создание условий для самореализации творческого (трудового) потенциала личности. Это самостоятельный тип правового государства.

Предпосылки социального государства:

- Наличие широкой социально ориентированной экономической базы общества, справедливого распределения между трудом, капиталом и государством общенационального продукта.

- Постоянное ускорение развития общества на основе научно-технологического и социального прогресса.

- Всемерное развитие демократии, в том числе на производстве (экономическая демократия), форм общественного самоуправления, активизация участия граждан в государственной жизни.

- Усиление законности, расширение реальных прав и свобод человека в сочетании с его ответственностью перед обществом и государством.

Признаки социального государства:

1. Высокий уровень экономики.

2. Наличие правового государства.

3. Высокий уровень правовой и социальной культуры граждан.

4. Государство и общество достигают уровня «социального партнёрства».

5. Обеспечение минимального достойного существования человека.

6. Достижение равенства посредством стирания различий в уровнях благосостояния.

7. Обеспечение защиты граждан перед лицом жизненных рисков.

8. Правовая поддержка граждан для улучшения их юридического статуса.

9. Экономическая поддержка граждан с целью повышения их доходов.

10. Совершенствование жизнедеятельности граждан на основе инновационной экономики.

Принципы социального государства:

- экономическая свобода человека;

- развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства;

- социальная справедливость и социальная солидарность общества;

- гендерное равенство мужчин и женщин;

- участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством;

- развитие системы социального партнёрства.

Приоритеты социального государства – это то, что обусловлено значительными противоречиями исторической ситуации и актуальными проблемами. Чему государство отдаст преобладающее предпочтение в развитии общества и формирует его на макроуровне (сверхприоритетные проблемы), на мезоуровне (среднесрочные программы), на микроуровне (ближайшие задачи).

Функции социального государства – главные направления деятельности, выражающие сущность государства на стадии его перехода от доминирующих отношений «государство – общество» к отношениям «государство – личность». Переход обусловлен новой ролью и местом человека в системе производственных отношений.

Возникновение и развитие социальных функций государства характеризуется двойственным процессом. Во-первых, идёт количественный рост социальных функций, во-вторых, они вступают в сложные системы взаимодействия с правовыми, политическими и экономическими функциями. Возникает функциональная система, находящихся в развитии. Для этого необходимы:

- наличие и развитие социальной рыночной экономики;

- системная правовая основа социальной политики;

- эффективная система социального страхования;

- существование бюджетных социальных выплат;

- существование самодостаточных государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости;

- доступность социальной поддержки всем нуждающимся членам общества;

- принятие государством ответственности на себя за уровень благосостояния граждан;

- существование институтов гражданского общества, участвующих в социальной политике.

Главные направления деятельности социального государства:

- обеспечение продуктивной занятости населения и постоянного роста доходов;

- обеспечение социального страхования для всех членов общества;

- обеспечение доступности образования, здравоохранения и духовно-культурного развития;

- социальная защита нуждающихся;

- сглаживание социального неравенства путём перераспределения благ;

- предоставление социальных услуг.

Высший этап в развитии социального государства связан с созданием в государственном механизме и структуре гражданского общества таких механизмов социальной адаптации населения, которые не только зависят от социального курса правительства, но сами определяют выбор такого курса. Иначе говоря, речь идёт о создании социальной инфраструктуры общества, которая всякий раз при смене правительства обеспечивала бы необратимый характер социальной направленности государственной политики, не отрицая принципов социального государства. Формирование такой модели социального государства предполагает создание необратимой государственно-правовой, организационно-управленческой, законодательной инфраструктуры социальной деятельности, основой которой явилось бы согласие всех политических сил общества.

Становление форм моделей социального государства произошло во вт. пол. 19 в. в странах Западной Европы и было обусловлено потребностями индустриализации их экономик и регламентаций общественного устройства. До этого периода государственная власть, придерживаясь в основном принципов либерализма и индивидуализма, не предпринимала активных действий, за исключением предоставления некоторых видов гарантий и помощи. В современном мире идея социальной государственности представлена несколькими моделями, различающимися не только объёмом государственных расходов, но и степенью, до которой государство делает индивида активным участником рынка.

Модель – в широком смысле любой условный образ какого-либо объекта, процесса, явления: изображение, описание, схема, план и др.

Либеральная модель, в основе которой лежит принцип индивидуализма, предусматривающий личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Роль государства в этой модели незначительна. Финансирование социальных программ осуществляется в первую очередь за счёт частных сбережений и частного страхования. При этом задачей государства является стимулирование роста личных доходов граждан. Такая модель используется в США, Англии и других странах. Либеральная модель – минимум государственной собственности и максимум частной.

Консервативная модель социального государства. В её основе лежит прагматический подход к предоставлению государственных услуг. Прежде всего, это ориентация на борьбу с насущными, острыми социальными бедами. В целом успешная социальная политика состоит не в том, чтобы всё большее число бедных обеспечивать всё лучше, а в том, чтобы устранить причины бедности, которые носят структурный характер и не могут быть ликвидированы посредством политики перераспределения.

Социал-демократическая модель – это модель, в основе которой лежит ответственность всего общества за судьбу своих членов, а главным принципом выступает условие, при котором богатый платит за бедного, а молодой за старого. Социальную защиту реализует государство, корпорации, негосударственные (частные) институты.

Корпоративная модель социального государства предполагает механизм ответственности предприятий и организаций (корпораций) за материальное положение и судьбу своих работников. Работнику предоставляются медицинские, образовательные и другие услуги. В основе социального обеспечения лежат страховые взносы корпораций и деятельность организаций работодателей. Модель широко представлена в Японии.

Патерналистская модель – модель социального государства при авторитарных и тоталитарных системах. Они могут быть, несомненно, социальными и достигать успехов. В 20-40-е гг. советское государство создало самую передовую систему социальных гарантий для самых широких слоёв населения, но монопольная государственная экономика, отсутствие гражданских прав и свобод привели к отставанию от стран со свободной рыночной экономикой. Патерналистская модель сама по себе не является негативной, как это представляют либералы. В ходе навязывания обществу РФ либерального фундаментализма, принцип солидарности был не только разрушен, но и осмеян. Осмеян также и принцип российского коллективизма, который, по определению английского историка А. Тойнби, явился ответом на вызов суровой природы. Были отброшены достижения индустриализации. Либералы отрицали общую природу капитализма и социализма, которая связана с индустриализацией. Непонимание исторической связи капитализма и коммунизма превратилось в идеологический инструмент демонизации коммунизма и направлено идеологически и политически исключительно на его уничтожение. Если прежде социализм строился как антикапитализм, то в 90-е гг. российский капитализм строился как антисоциализм. Свобода была истолкована как анархический порядок, расщепивший коллективизм до уровня негативных индивидов, противостоящих государству. К собственному опыту мы будем возвращаться через 15-20 лет.

Неолиберальную модель государства можно определить как социально-правовое государство, объединившее в политике элементы либерализма и христианского социализма. Началось наступление на социально-экономические и культурные права человека. Это часть общего наступления корпоративного капитала 21 в. на средний класс, т.е. подавляющее большинство населения западных стран. Наступление связано с так называемым «кризисом демократии» на Западе 80-х гг. 20 в., которая с точки зрения правящего слоя стала угрозой его господствующему положению. Причём под кризисом демократии имелся ввиду не кризис демократии вообще, а такое её развитие, которое не было выгодно властной верхушке.

Таким образом, в разных странах сформировались различные типы социального государства, имеющие в каждом случае национальную специфику. При этом они имеют сущностные характеристики и черты.

 

Вопросы для самопроверки и контроля:

1. Почему в сер. 19 в. зарождается идея социального государства?

2. Назовите имена основных теоретиков идеи «социального государства и суть их концепций.

3. Какие признаки социального государства вы считаете самыми важными?

4. Почему в основу классификации моделей социального государства положены принципы идеологий?

5. Дайте характеристику либеральной модели, определив сильные и слабые стороны.

 

Лекция 3

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Формирование исторических и ресурсных основ социального государства | Концепция социального государства РФ

Дата добавления: 2014-03-13; просмотров: 1341; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.