Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Творческий путь Альфреда Гарриевича Шнитке (1934-1998гг.)

Читайте также:
  1. Вопрос: Правотворческий процесс
  2. ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
  3. Лекция 4. Творческий путь Л.Н. Андреева
  4. Особенности мира современникоа в работе Альфреда Щютца «Аспекты социального мира».
  5. Творческий путь
  6. Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера (1870 – 1937).

По содержанию своего творчества А.Шнитке – характерный выразитель мировоззрения и общественных судеб своего поколения. Развиваемые им традиции – это гуманистический пафос мысли о человеке, мире, их судьбах. Органическая близость Шостаковичу проявляется в остром ощущении тревог современности, в философичности и тяготении к монументальности, в особой склонности к инструментально-симфоническому способу выражения.

Родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельсе (ныне Саратовская область). Отец – журналист и переводчик на немецкий язык, мать – преподавательница немецкого языка и литературный работник. В 1946-48 годах будущий композитор находился в Вене, по месту службы отца, где брал частные уроки по фортепиано.

С 1955 года – живет в Москве. Окончил дирижерско-хоровое отделение Музыкального училища им. Октябрьской революции (1949-1953). С 1953 по 1958 гг. – студент композиторского отделения Московской консерватории. По специальности и полифонии учился у профессора Е.К.Голубева, по инструментовке – у профессора Н.П.Ракова. В 1958-1961 годах прошел аспирантуру при Московской консерватории, где его руководителем по сочинению снова был проф. Голубев.

А.Шнитке начал преподавательскую деятельность в 1958 году в ДМШ им. Дунаевского, затем работал в вечерней музыкальной школе, в Музыкальном училище, с 1961 по 1972 гг. был педагогом Московской консерватории.

С 1972 года А.Шнитке целиком посвящает себя сочинению.

Творческий путь А.Шнитке можно разделить на несколько периодов. Периоды неодинаковы по стилевой направленности, неравноценны по художественным результатам, но отражают процесс становления композиторской личности.

Первый период – 1958-1962 гг. – творческий дебют композитора. В этот период проявилось тяготение композитора к вокально-хоровым жанрам. Им были написаны: монументальная оратория «Нагасаки» в 5-ти частях, кантата «Песни войны и мира» в 4-х частях, опера «Одиннадцатая заповедь», Первый концерт для скрипки с оркестром, концерт для фортепиано с оркестром.

Второй период (1963-65 гг.), по словам В.Холоповой, можно было условно назвать рационалистическим. Впервые А.Шнитке обращается к додекафонии, серийной технике, сериализму. Произведения, написанные в данный период, - исключительно инструментальные и беспрограммные – примечательны усилением роли фортепиано: Первая соната для скрипки и ф-но, Музыка для ф-но и камерного оркестра, Вариации на один аккорд для ф-но. Второй период дал композитру те технические представления и приемы, на которые он станет опираться во многих своих зрелых сочинениях.

Жанровые предпочтения автора третьего периода творчества (1966 – 1973) – использование преимущественно ансамблевых и концертных жанров, максимальный интерес к струнным, и минимальный к ф-но в привычном звучании. В эти годы написаны: «Канон памяти И.Ф.Стравинского» для струнного квартета, Первый струнный квартет, «Сюита в старинном стиле» для скрипки и ф-но, «Серенада для пяти музыкантов», балет «Лабиринты» и т.д. Из свойств стиля и языка Шнитке третьего периода особого внимания заслуживают два: характер интонационного материала и концепционное содержание произведений.

1) Экспрессивной разработке подвергается звук струнных инструментов – разнообразные приемы глиссандирования, четвертитоновые трели, приводящие при расслоении начального унисона к небольшим ультрахроматическим кластерам (Первый струнный квартет);

2) используются новые приемы фортепианного звучания – пициккато на струнах, удары пальцами по струнам, щипки прижатой струны и т.д. (вторая часть «Серенады для пяти музыкантов»).

В самом общем плане выделяются два рода концепционных замыслов – с контрастной и бесконтрастной драматургией. Произведения с бесконтрастной драматургией (их у Шнитке в 3-м периоде два – «Пианиссимо…» и электронный «Поток») развивают материал с чрезвычайно малыми эволюционными изменениями. Преобладающим композиторским методом в произведениях с контрастной драматургией стало применение метода полистилистики (А.Шнитке ввел этот термин и дал первую в советском музыкознании разработку понятия полистилистики). Ярким примером является «Серенада для пяти музыкантов».

Особенностью четвертого периода творчества Шнитке (1974-79гг.) является его синтетичность: многое из того, что делалось в предшествующие годы, творчески перерабатывалось, соединялось с новым и давало качественно иной результат. В эти годы были созданы: «Гимны» для инструментальных анасамблей №1-4, Прелюдия памяти Д.Д.Шостаковича для двух скрипок, «Реквием», Фортепианный квинтет, «In memoriam»для оркестра, Третий скрипичный концерт, Посвящение Стравинскому, Прокофьеву и Шостаковичу для ф-но в шесть рук… По-прежнему преобладают в этом периоде инструментальные жанры – симфонический и камерный. Ряд произведений принадлежит особому жанру – мемориалу. Мемориал как жанр – благородная дань почтения духовным отцам, учителям (Прелюдия памяти Д.Д.Шостаковича, Посвящение Стравинскому, Прокофьеву и Шостаковичу для ф-но в шесть рук).

Главное завоевание и индивидуальная особенность именно этого периода творчества Шнитке – создание нового, медитативного типа музыкальной концепции. Это обилие лирической – тихой и медленной музыки.

С 1980-х годов, после отступления в камерность, субъективность, Шнитке возвращается к крупномасштабным композициям. Им написаны: 2, 3, 4 симфонии, оркестровая Пассакалья, «Посвящение Паганини» для скрипки соло, Хоровой концерт на слова Г.Нарекаци, балет «Эскизы»…

С 1984 года основу музыкального мышления композитора по-прежнему составляет метод стилистического синтеза. В эти годы были написаны: Альтовый и виолончельный концерты, Хоровой концерт, струнное трио, Concerti grossi №2 и 3 …

В 1990 году Шнитке переезжает жить в Германию. Здесь он написал оперу «Жизнь с идиотом» (1991). Здесь композитор умер в 1998 году.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Балетное творчество Родиона Щедрина. «Кармен-сюита» | Лекция 1.1. Этапы становления и развития экономической науки

Дата добавления: 2014-03-15; просмотров: 1303; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.