Классический индуистский пантеон насчитывает 330 млн. богов и богинь. Все они имеют свою сферу влияния, географическую принадлежность или покровительствуют конкретному виду деятельности. Особое место в индуистском пантеоне занимает триада, представленная тремя богами в онтологическом и функциональном единстве: Брахма — творец мира, Вишну - хранитель мира и Шива — разрушитель. Венчает эту троицу концепция Брахмана, выражающая Абсолютную реальность, под которой подразумевается вся полнота Вселенной со всем сонмом бесчисленных богов и богинь, которые представляют лишь воплощенные и функционально ограниченные аспекты Брахмана. Согласно Упанишадам, цель жизни индуса должна состоять в единении со Вселенной, поскольку в его душе (которая в индуизме носит название Атман) есть все свойства, которыми обладает Брахман, т.е. провозглашается тождество Брахмана и высшего «Я» — Атмана
Атман
Это высший личностный аспект Абсолютной реальности (Брахмана), который иногда переводится как «душа». Одной из ключевых идей философии индуизма является тождественность Атмана и Брахмана. Какие ограничения ни накладывала бы на человека физическая реальность, его истинное «Я» всегда остается частью Великого Абсолюта (Брахмана). В «Упанишадах» Брахман и Атман утверждаются как единое целое; иными словами, личное «Я» является неотделимой частью вселенской души. Возникает вопрос: если Атман — это часть Брахмана, имеющая те же свойства, то откуда берется человеческое страдание и почему нарушается жизненная гармония? 8 индуизме дается следующий ответ: Брахман (или Абсолютная реальность) имеет извечный порядок, нарушение или незнание которого и приводит к дисгармонии между Атманом и Брахманом. Этот извечный порядок вещей носит название Санаты Дхармы
Саната
Дхарма
«Извечный порядок вещей», принцип, по которому «функционирует» Абсолютная реальность. Осознание Санаты Дхармы как понятия вечного и вневременного помогает человеку обрести жизненную гармонию. В этом смысле Дхарму следует понимать как реальность или истину. Но почему не каждый человек может постичь Дхарму? Потому, что способность личности к восприятию ограничена сансарой
Окончание таблицы 5
Сансара
Перевоплощение души (в ортодоксальных брахманистско-индуистских системах) или личности (в буддизме) в цепи новых рождений (в образе бога, человека, животного). Считается, что Эго в рамках сансары подвержено кармическим влияниям и обречено вновь и вновь возрождаться в земной юдоли скорби, если человек не вырывается из порочного круговорота неведения и не может постичь Дхарму. Иными словами, человек, не постигший мудрости, будет наказан законом кармы
Карма
Процесс воздаяния за совершенные человеком деяния. Воздаяние не следует понимать как очевидный результат практической деятельности, так как действие кармических законов распространяется на нарушение или искажение нравственно-этических норм, которым подвергается Атман в мире сансары. Индусы верят, что кармические последствия меняют судьбу не только на протяжении одного воплощения, но проявляются в будущих жизнях. То есть соблюдение или нарушение Дхармы определяют благоприятную или незавидную судьбу очередных воплощений. Благоприятная она лишь для тех, кто все-таки сумел познать Дхарму. В этом случае человек духовно освобождается, испытывая состояние мокши
б
Мокша
Высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Расширяя сознание и осознав собственное бессмертие через тождество Атман-Брахман, человек обретает духовное освобождение от жизненных невзгод и заблуждений — мокшу. Освобождение осуществляется в процессе самореализации и избавления от неведения, т.е. состояния, в котором пребывают те, кто не могут отличить Абсолютную реальность от иллюзорного мира сансары
Но какой, же способ предлагался в индуизме в качестве главного средства достижения мокши? Ответ содержится в схеме 14.
Схема 14. Религиозно-философские системы в индуизме
В классический период индуизма появляется шесть ортодоксальных философских школ.