Переводится как «разъяснение» (ведийского текста о жертвоприношениях). Имеет дело с объяснением ритуала, но по своим методам может быть отнесена к атеистическим плюралистским системам
Веданта
II в. н.э.
Вьяса
«Веданта-сутра»
Переводится как «завершение Вед». Учит о возникновении мира из Брахмы; отдельные души через познание или любовь к Богу — бхакти — достигают спасения, достигают единения с Богом, не сливаясь с ним
Санкхья
VII-VI вв. до н. э.
Капила
«Санкхья-сутра»
Переводится как «разумное взвешивание» или «перечисление». Представляет собой атеистический плюрализм: первовещество (пракрити) только по видимости связано со своего рода душой-духом (пуруша); преодоление этой иллюзии гарантирует освобождение
Йога
II в. до н.э.
Патанд-жали
«Йога-сутра» (или «Патанд-жали- сутра»)
Переводится как «напряжение, тренировка». Представляет собой практику созерцания, теоретической основой которой служит санкхья (однако йогой признается и личный Бог)
Ньяя
I в. н.э.
Готама
«Ньяя-сутра»
Переводится как «правило, логика». Является учением о формах мышления, занимается вопросами познания и логики
б
Вайшешика
IV в. до н.э.
Улука (имел
прозвище
Канада)
«Вайшешика-сутра»
Переводится как «различие, особенность». Вайшешика развивала учение о категориях и атомистику. Будучи теистической, она видела освобождение человека в отделении души от всего материального и превращении ее в орган мышления
Буддизм и джайнизм: общее и особенное
Две крупнейших религиозно-философских системы Древней Индии — буддизм и джайнизм — преследовали одну и ту же цель — спасение человека от страдания, духовная победа над лишениями и невзгодами.
Схема 15. Общее и различное между буддизмом и джайнизмом
Философские основы буддизма
Буддизм — религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.
Схема 16. Философские основы буддизма
В чем философская сущность буддизма? В чем его принципиальная по сравнению с индуизмом новизна?
Фундаментальная концепция буддийской философии —
пратитья-самутпада
Схема 17. Сущность и новизна буддизма
Пратитья-самутпада предусматривает три признака существования Вселенной.
Схема 18. Три признака существования Вселенной.
Из трех признаков проявленного существования Вселенной буддизм формулирует четыре благородные истины.
Схема 19. Четыре благородные истины в буддизме
Схема 20. Восьмеричный путь в буддизме
Следует отметить, что при всей привлекательности и убедительности идей буддизма об избавлении человека от страдания стоит всё же признать, что способ этого избавления является довольно радикальным. И если семь шагов из восьмеричного пути человеку, стремящемуся к самосовершенствованию, при желании можно осуществить, то сделать последний шаг и погрузиться в состояние нирваны — под силу далеко не каждому. Именно поэтому со временем внутри традиционного буддизма появились ответвления и секты (буддизм махаяны, буддизм хинаяны, буддизм варджаяны и др.)