Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Вопрос 1. Вопрос 1. Философские идеи в культуре Киевской Руси

Читайте также:
  1. III. Борьба за разрешение восточного вопроса.
  2. А). Вопрос об «асимметрии правил допустимости доказательств» (или возможности использования доказательств, полученных с нарушением закона, стороной защиты).
  3. Б). Решение вопроса об исключении доказательств, в зависимости от характера допущенного нарушения.
  4. Виды вопросов
  5. Виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения вопроса о допустимости доказательств.
  6. Вопрос - 2. Самозащита гражданских прав.
  7. Вопрос 1 Понятие и значение состава преступления.
  8. Вопрос 1 Понятие объективной стороны и её УП значение.
  9. Вопрос 1.
  10. Вопрос 1. Анализ сильных и слабых сторон предприятия

 

Истоки украинской философской культуры следует искать в культуре Киевской Руси (IX – XIII в.). Именно в эпоху Киевской Руси закладываются основы украинского национального характера и менталитета. Основными чертами украинского типа мышления исследователи считают:

· кордоцентризм (от лат. «кордос» – сердце) – понимание действительности не столько разумом («головой»), сколько «сердцем» – эмоциями, чувствами, «душой»;

· антропоцентризм – направленность на человека, осмысление его сущности и в этой связи – возможности обретения счастья в земной жизни;

· экзистенциальность – острое переживание жизни, настоящего момента существования, способность «пропускать» общепринятые ценности через личный жизненный опыт, чтобы таким образом найти «правду», смысл, цель своей жизни;

· индивидуализм (признание автономии и абсолютных прав человека в обществе), который неразрывен с идеей равенства, уважением к другому человеку, его свободе и неприятием деспотизма в какой бы то ни было форме;

· «софийность», толерантность и диалогичность – терпимость, достойное отношение к различным проявлениям несогласия со своими принципиальными идеями, стремление вести с ними корректную дискуссию;

· поиск правды, смысла человеческой жизни в отличие от западноевропейской ориентации на абстрактный поиск истины;

· плюрализм – множество равноправно конкурирующих философских течений;

· антеизм – сродненность с землей, природой, космосом. (древнегреческий мифический герой Антей черпал силу у матери-Земли). «Украинская душа» воспитывалась на уважении к родной земле и природе;

· этизация философской мысли и тяготение к проблемам конкретного человека. Философия понимается не только как теоретизирования, но и как практическая мораль;

· интегрированность в литературу, общественно-политическую мысль. Философия в Украине часто существовала не в целостности философских систем, а в виде масштаба идей, выраженных в литературе, поэзии, публицистике;

· выраженное поэтическое восприятие действительности;

· панэстетизм – почитание красоты во всех ее проявлениях, эстетизация жизни и стремление к различным формам замещения эстетикой логики и морали.

Специфика украинской философии обусловлена «срединным положением» наших земель между Востоком и Западом, Европой и Азией. Напомним, что по Днепру проходил один из важнейших в то время торговых путей «из варяг в греки». Подобное расположение на перекрестке различных культурных традиций обусловило открытость формирующегося украинского этноса различным религиозным, эстетическим и мировоззренческим влияниям, которые уже в культуре Киевской Руси были трансформированы в единое и самобытное целое. Особенно значительное влияние на формирование национального стиля мышления оказала византийская религиозно-философская традиция и заложенный в ней софийный тип миропонимания, подразумевающий созерцательно-деятельное отношение к действительности. Не случайно, одной из самых читаемых философских книг Киевской Руси был «Комментарий на Шестиднев» Василия Великого.

Выраженный эстетизм, благоговение перед красотой, как воплощением высшего смысла, важная роль женщины во всех сферах жизни, от божественного (многочисленные изображения Богоматери, наиболее известным из которых является Оранта Софии Киевской) до политического (княгиня Ольга, первая христианская правительница Киевской Руси и создатель первой налоговой системы) и бытового (Ярославна из «Слова о Полку Игореве» – наиболее яркий литературный образ в литературе Киевской Руси) – все эти черты также фиксируют специфику украинского мировосприятия и позволяют демаркировать его от очень близкого, но не менее самобытного мировосприятия русского. Существенным аргументом в пользу правопреемственности украинской культуры по отношению к культуре Киевской Руси может служить лингвистическая близость старославянского и украинского языка. А, как говорил Хайдеггер: «Язык есть дом бытия».

Философские мотивы прослеживаются во многих литературных произведениях эпохи Киевской Руси. Так в «Повести временных лет» (https://bookmate.com/r#d=uW48awXs) легендарного Нестора Летописца (ок. 1056 – 1114) предпринята интересная попытка осмысления истории Киевской Руси в контексте мировой христианской истории. В своей летописи Нестор размышляет над преемственностью истории, роли божественного проведения в судьбах народов и государств, причинах войн и междоусобиц. Размышляет о мировой истории в своем «Слове о законе и благодати» (http://kuchaknig.ru/show_book.php?book=19291) и киевский митрополит Илларион (прозвище Русин; умер ок. 1055). По его мнению, история является воплощением бытия, выраженного в движении все новых и новых нардов к благодатному христианскому откровению. Илларион отстаивал принципы гармонии во взаимоотношениях небесного и земного, духовного и телесного и повторял тезис Августина о настоящем, как моменте синтеза прошлого и будущего.

Судьба отдельного человека в контексте исторических событий, проблема счастья на фоне «войны и мира», вопрос о единстве человека и природы, ее стихий – вот только некоторые философские темы, затронутые в шедевре литературы Киевской Руси «Слове о полке Игореве» (http://www.magister.msk.ru/library/history/other/slovo2.htm). Образ главной героини этого произведения, Ярославны, является символом украинского мировоззрения и его мета-исторической судьбы.

В целом, культура Киевской Руси дает богатый материал для философских интерпретаций. И хоть мы не можем говорить в этот период о философии как автономной и самобытной сфере человеческой культуры, можно с уверенностью утверждать, что мышление наших предков было достаточно философичным, подтверждением чего является богатое глубокими смыслами культурное наследие Киевской Руси.

 

Вопрос 2. Философское знание в братских школах и Киево-Могилянской академии

 

Преемственность развития философской и культурной традиции Киевской Руси была, к сожалению, прервана монголо-татарским нашествием, которое нанесло значительный урон нашей культуре. Однако, начиная с XIV века происходит активное формирование украинской культурной традиции. В условиях борьбы с монголо-татарским игом и противостояния наступлению католицизма с Запада, происходит консолидация украинского этноса. Важным этапом на этом пути стало вхождение украинских княжеств в состав Великого княжества Литовского, которое положило конец монголо-татарскому игу на наших землях. Однако сближение Литвы и Польши существенно усиливают католические влияния на украинских землях. В этих условиях, в украинских городах возникают православные организации – братства, ставящие своей целью сохранение национальной образовательной и культурной традиции.

Объединение Литвы и Польши в Речь Посполитую и последовавшая за этим попытка подчинить украинскую православную церковь папе римскому (Брестская уния 1596 года, результатом которой стало появление Греко-католической или униатской церкви) вызвали негативную реакцию среди части украинской общественности, что выразилось в появлении «полемической литературы», богатой историко-философским содержанием. Критикуя наступление католицизма на украинские земли, писатели-полемисты попутно поднимали многочисленные философские вопросы, такие как проблема соотношения Бога и мира (Иван Вишенский), проблема самопознания как морального самосовершенствования и реализации себя в «умном делании» (Исайя Копинский), проблема культурно-исторического развития этнической самобытности и взаимодействия с другими субъектами национального самосознания (Захария Копыстенский), рассмотрение человека как активного и творческого начала общественной жизни (Герасим и Мелетий Смотрицкие). О полемической литературе Вы можете более детально прочесть по адресу – http://ru.wikipedia.org/wiki/Полемическая_литература_Речи_Посполитой.

В XVII веке центром украинской философии становится созданный в 1632 году по инициативе Киевского митрополита Петра Могилы (1597 – 1647) Киево-Могилянский коллегиум, впоследствии реорганизованный в Академию. Философия преподается в этом учебном заведении в качестве самостоятельной дисциплины. Изменяется и предметное поле философии – она переориентируется с богословских вопросов на проблемы познания природы и человека. Философия трактуется как самостоятельная система знаний, включающая в себя рациональную, натуральную и моральную философию. То есть, можно утверждать, что благодаря деятельности преподавателей Киево-Могилянской академии существенно усиливается западноевропейское влияние на украинскую философию. В сферу научных интересов профессоров этого заведения входят философские учения Макиавелли, Галилея, Френсиса Бекона, Декарта, Спинозы, Лейбница. То есть, преподавание философии велось на современном философском материале в соответствии со сложившимися в Европе традициями. Крупнейшими представителями философской школы Киево-Могилянской академии были Феофан Прокопович (1681 – 1736), Стефан Яворский (1658 – 1722), Иннокентий Гизель (ок. 1600 – 1683) и др.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
 | Вопрос 3. Григорий Сковорода. Жизнь и учение

Дата добавления: 2014-03-13; просмотров: 583; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.007 сек.