Основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Был также купцом, математиком, физиком и инженером. Происходил из знатного финикийского рода. Много путешествовал. Основные труды:
«О началах»,
«О солнцестоянии»,
«О равнодействии», «Морская астрология» (ни одна работа не сохранилась)
1) мир возник и состоит из воды;
2) вода — это не то вещество, которое мы привыкли видеть, а определенная божественная материальная стихия, обладающая разумом;
3) мир полон богов;
4) неживая природа и все вещи имеют душу (был гилозоистом, т.е. одушевлял всё сущее);
5) Земля имеет форму плоского диска, покоится на воде и является центром Вселенной;
6) солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды
1) произвел переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции — первоосновы всего;
2) впервые пытался найти первооснову мира, не прибегая к мифам;
3) в положении «всё из воды» дал «отставку» мифологическому мышлению в пользу естественного объяснения природы;
4) первым точно определил продолжительность года (365 дней) и сделал ряд математических открытий
Анаксимандр
(610-540 гг.
до н. э.)
Еще один представитель милетской школы, ученик Фалеса. Был не только философом, но и математиком, физиком, астрономом, географом. Основные труды:
«О природе»,
«Карта земли»,
«Глобус» (не сохранились)
1) первоначало мира — в «айпероне» — беспредельном и неопределенном веществе, вечной, неизмеримой, бесконечной субстанции, из которой всё возникло, всё состоит и в которую всё превратится;
2) всё живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ
элементы остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;
3) человек произошел в результате эволюции от других животных;
4) мир бесконечен
1) достиг большого прогресса в области развития абстрактного мышления в философии;
2) впервые вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества);
3) первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина);
4) первым выдвинул идею бесконечности мира;
5) изобрел солнечные часы, соорудил модель небесной сферы, первым в Греции составил географическую карту
Окончание таблицы 10
Анаксимен
(585-526 гг.
до н. э.)
Представитель милетской школы, ученик Анаксимандра. Занимался философией, физикой, астрономией и метеорологией. Основной труд «О природе» (не сохранился)
1) первоначало всего сущего в воздухе (туманности);
2) все вещества на Земле — результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, в почву, камень и т.д.);
3) не боги создали воздух, а они сами возникли из него
1) хотя и не смог принять такую абстрактную сущность, как «айперон» и вслед за Фалесом явился стихийным материалистом, Анаксимен так же положил начало собственно философскому подходу к вопросу о происхождении сущего из единой субстанции;
2) разделил душу человека («психе») и «душу космоса» (воздух, «пневму»)
Таким образом, милетские философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) обосновали первые гипотезы о первоначале (субстанции) мира.
Следует отметить, что основателя милетской школы Фалеса относят к одному из семи мудрецов, которых также называют мыслителями, которые стояли у истоков зарождения античной философии (Фалес, Солон, Периандр, Клеобул, Хилон, Биант, Питтак). Но, вероятно, именно мудрость Фалеса «вышла за границы практических нужд и пошла дальше них в умозрении, а остальные снискали имя «мудрецов» за свои политические заслуги».[12]
Тем не менее, до нашего времени дошли многие изречения семи мудрецов. Например, очень поучительными являются следующие:
«Не множество слов доказывает рассудительность мнения» (Фалес),
«Бери убеждением, а не силой» (Биант),
«Неудачи скрывай, чтобы не радовать врагов» (Периандр),
«Предпочитай убыток позорной прибыли: первое огорчает один раз, второе будет огорчать всегда» (Хилон),
«Трудно быть добрым» (Питтак),
«В достатке не заносись, в нужде не уничижайся» (Клеобул),