Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Аристотель
Человек и душа Гносеология Антология Платон. А) Антология Б)Гносеология В) Человек и душа
Платон говорит про два мира: мир идей(первичен) и мир вещей(вторичен). Идея(эйдос)- это целостный неделимый невещественный прообраз явления, его суть.
Взаимосвязь двух миров заключается в том, что вещи причастны идеям. В дальнейшем Аристотель соотнесет эйдос и вещь, как форма и материя соответственно.
Два показательных утверждения, для лучшего понимания природы идей: 1) Человек есть живое существо- истина для мира вещей(очевидно почему) 2) Человек есть не живое существо. – истина для мира идей, так как одна идея исключает другую, т.е. Живое существо- это живое существо, а Человек – это Человек. Это два разных эйдоса. У всякой ли вещи есть идея? Нет. Платон так не считает. Нет эйдоса у искусственно созданной вещи, так как за ней скрывается не мир вещей, а мир творчества.( интересно, откуда тогда в нашей сознании берется образ новой вещи? В человеке нет ничего, чего бы не было изначально, а значит есть и идеи уже созданных вещей. По крайней мере элементарных типа колеса, стола, дома и так далее.)
Миф о пещере. Теория о воспоминании: Душа уже была в мире идей, а потому ей надо лишь вспомнить. Она ничего не узнает, только вспоминает, то что итак знала.
Подлинное место души- в мире идей, а не в мире вещей. «Тело- темница для души». Соответственно с этим высшая ценность человека- душа, и вокруг нее должна быть сосредоточена вся жизнь человека. Цель человека- очистить душу и уйти в мир идей. Неправедные люди, с грязной душой возвращаются на землю( т.е. попадают в круги вечного возвращения, в Сансару.)
Аристотель переработал идеи Платона, а точнее раскритиковал их. В интерпретации Аристотеля идея- это мысль.
Учение о причинности: 4 причины Бытия: 1) Формальная 2) Материальная 3) Движущая 4) Целевая материя и форма.
Формальная и Материальная причины: Любая вещь состоит из формы и материи: Суть вещи- это собственно форма. Т.е. то, что делает ее чем-то (суть н-ого количества камней- каменность.) Материя- это то, из чего состоит, сделана вещь. Это потенция. Первоматерия- абсолютная потенция, т.е. она может стать чем угодно. Собственно главное отличие Аристотеля и Платона в этом смысле заключается как раз в том, что первый не разделяет материю и форма. Аристотель вопрошает: Как может быть суть дела( форма по Ар. И эйдос по Платону) отдельно от дела(материи или вещи) сутью которого оно является. Таким образом: Формальная причина- это суть вещи, вид (эйдос) Материальная причина- то из чего состоит, материя.
Движущая причина- это воздействие из вне. Т.е. когда мастер например делает из глины горшок, т.е. придает ему бытие.
Целевая причина- раскрытие сути дела, назначение.(т.е. например из желудя может вырасти только дуб. Таким образом целевая причина- это заложенное внутри вещи назначение. У желудя- стать дубом.). Если ты знаешь целевую причину, то можно предсказывать что будет.
Дата добавления: 2014-03-22; просмотров: 362; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |