Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Тема 2. Культура первобытной эпохи

Читайте также:
  1. Вопрос 33. Что такое субкультура и конркультура?
  2. Вопрос № 1. Основные занятия и материальная культура.
  3. Греческая культура классического периода.
  4. Дописьменная культура
  5. Здоровье (физическая и психическая культура).
  6. ИНКУЛЬТУРАЦИЯ - НИЖЕ
  7. Инкультурация по А. Кардинеру
  8. Инкультурация по М.Мид
  9. ИНКУЛЬТУРАЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ,КАРДИНЕР,БЕННЕДИКТ,МИД
  10. Информационная культура

История происхождения человека начинается в далеком прошлом. Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точке его эволюции.

Самые древние орудия человека датируются свыше 2 млн. лет назад. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железный века.

Орудия и оружие из камня, дерева, кости

(свыше 2 млн. — IV тыс. до н.э)

Собирательство, охота, рыболовство

Палеолит (древнекаменный век) — от 2 млн. до XII тыс. до н. э. Мезолит (среднекаменный век) — от XII до VII тыс. до н. э. Неолит (новокаменный век) — от VII до IV тыс. до н. э.

Медный век (энеолит)

(IV — II тыс. до н. э.) Преобладают орудия из камня, но появляются и медные

Бронзовый век

(конец II — начало I тыс. до н. э.)

Металлургия бронзы

поливное земледелие

Железный век

(начало I тыс. до н. э.) Металлургия железа

Характерной особенностью первобытного искусства на самом раннем этапе был синкретизм (от гр. synkretismos — соединение) — сочетание разнородных воззрений. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию самого Homo sapiens (человека разумного).

На этой стадии возможности всех психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе (от гр. arche — начало и typos — образ) — прообразе, первичной форме. Осознание мира происходило стихийно, за каждым понятием скрывался образ, живое действие.

Первые дошедшие до нас произведения первобытного изобразительного искусства относятся к зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33—18-е тыс. до н.э.)1. Это женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела, схематизированными головами — так называемые «Венеры», по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы и символизировавшие плодородие.

Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется созданием качественно новой изобразительной формы:

• натуральное творчество — композиция из туш, костей, натуральный макет;

• искусственная изобразительная форма — крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур;

• верхнепалеолитическое изобразительное творчество — роспись пещер, гравировка на кости.

Аналогичные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов, мимики.Музыкальный элемент «натуральной пантомимы»: имитация звуков природы — звукоподражательные мотивы. Простейшие флейты, похожие на свистульки, с тремя-семью отверстиями для пальцев были найдены при раскопках во Франции, в Восточной Европе и России. Французские образцы этих инструментов сделаны из полых птичьих костей, а образцы из Восточной Европы и России — из оленьих и медвежьих. Древнейшими музыкальными инструментами были также трещотки и барабаны.

В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины), архитектура (палеолитические жилища).

К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений — крепости.Чаще всего это сооружения из огромных грубо отесанных камней, которые сохранились во многих местах Западной Европы и Кавказа. А в средней, лесной полосе Европы со второй половины I тыс. до н. э. распространились поселения и погребения.

Поселения делят на неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники эпохи бронзы и железа. Под стоянками подразумеваются поселения каменного и бронзового веков. Термин «стоянка» очень условен. Сейчас он вытесняетсяпонятием «поселение».Стоянки охотников каменного века, и Помпеи, и Геркуланум, и Троя, и другие древние города — все это поселения.

Особым видом поселения являются римские террамары (от лат. i terra — земля) — укрепленные поселения на сваях. Строительный [материал этих поселений — мергель, вид ракушечника. В отличие от свайных поселений каменного века римляне строили террамары на болоте или озере, а на сухом месте, а потом все пространст-вокруг строений заполняли водой для защиты от врагов.

Погребения делятся на два основных вида: погребения с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и погребения грунтовые, т.е. без каких-либо надмогильных сооружений. Более сложные сооружения — мегалитические погребения (от гр. egas — большой, lithos — камень), т.е. погребения в гробницах, сооруженных из больших камней, — дольменов, менгиров. В Западной Европе и на юге России распространены дольмены, бретонского tol — стол и men — камень). Менгиры (от бретонского men — камень и hir — длинный) — отдельные каменные столбы. Есть менгиры длиной более 21 м и весом около 300 т.Иногда камни расположены в виде круга. Их уже называют иначе — кромлех (от бретонского crom — глый и lech — камень). Кромлехи — культовые сооружения.

Верования в первобытном древнем человеческом обществе являли собой реакцию совокупной личности на её восприятие совокупной Вселенной. Тесно связанные с первобытными мифическими воззрениями, они основывались на анимизме (от лат. anima — дух, душа) - наделении природных явлений человеческими качествами.

Наиболее древней формой религии является магия (от гр.— волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами. Известный английский религиовед и этнолог Джеймс Фрезер в книге «Золотая ветвь» отмечает, что магическое мышление основано на двух принципах симпатической магии (закон симпатии). Первый он называет гомеопатической магией, или законом подобия, второй — контагиозной магией (законом контакта), в него он включает колдовские приемы, основанные на законе соприкосновения. Вероятно, наиболее привычным применением принципа «подобное производит подобное» являются предпринимавшиеся многими народами в разные эпохи попытки нанести вред врагу или погубить его путем нанесения увечий его изображению.

Разновидностью магии является фетишизм (фр. fetiche — идол, талисман) — вера в сверхъестественные свойства материальных вещей, как природных, так и сделанных человеком.

В истории религии многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом» и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным (от сев-инд. «о тотеман» — его род). Тотемизм — вера в кровнородственные связи между родом и определенным растением или животным.

Остатки этих форм сохранились фактически во всех религиях, а также в традициях и быту народов мира.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Тема 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ: предмет, сущность, основные функции | Тема 3. Культура Древнего Египта и Месопотамии

Дата добавления: 2014-03-24; просмотров: 385; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.