Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Слово о туровском монахе Мартине, жившем в первой половине XII в. Слово сохранилось в Прологах, начиная с XV в2. Житие Аврамия Смоленского (умер не позднее 1219 г.), созданное его последователем Ефремом после нашествия монголов в 1237 г.; 3. Житие Меркурия, мученика Смоленского, написано после нашествия монголов в 1237 г. Сохранилось в 80 списках XVI–XVIII вв. Многие исследователи считают его не реальной фигурой, а продуктом народного творчества, списанным с великомученика Меркурия Кесарийского.
55. Литературные произведения XVI-XVIII вв. как источники по истории Беларуси В этот период художественная литература по-прежнему базируется на историческом материале. Типизация и художественный вымысел присутствуют в большей степени (в сравнении с предыдущим периодом), но по-прежнему все произведения подчинены стремлению к точности и соответствию историческим фактам. Так, в центре описания историко-эпичной поэмы Яна Вислицкого «Прусская война» (1516) находится знаменитая битва 15.07.1410 г. Поэтичное произведение о Грюнвальде написано, по словам самого автора, с целью сохранить в памяти потомков героическую славу народа-победителя. Вместе с тем автор знает о «тройственности Руси» (Красная, Белая, Черная), с уважением отмечает роль беларусов («стойких», «смелых»), которые хорошо пользуются луком. Отдельные исследователи считают, что поэт родился или некоторое время жил на Беларуси. Нужно отметить, что во время труда над своим произведением Вислицкий использовал выписки из источников о Грюнвальдской битве, поэтому в поэме есть известия, которые мы не встречаем в других дошедших до нас источниках. По-прежнему литературное произведение считалось произведением воспитательным. Неслучайно, что значительная часть художественных произведений имела поучительный характер. Талантливые литераторы одновременно были и выдающимися педагогами (Симеон Полоцкий). Это также обозначило то, что большинство литературных произведений имело определенную публицистическую направленность. Синтезом исторического повествования и публицистики явилась поэма Николая Гусовского «Песня про зубра» (1520), где художественный образ могучего царя белорусских пущ показан в взаимодействии с реальной социально-политической действительностью ВКЛ. Поэма – интересный источник для изучения традиций, образа жизни людей XVI в.
56. Публицистические произведения как исторические источники. Церковно-полемические сочинения конца XVI – п.п. XVII вв. Проникновение на Беларусь с XIV века католицизма и с XVI века идей Реформации привело к появлению нового вида литературы – полемической (публицистической). Ее особенностями были: 1. Обращение автора к широкой аудитории с целью привлечения на свою сторону общественного мнения. 2. Резкие доводы автора в защиту своей позиции и критика позиции оппонентов. Главной особенностью этих произведений является то, что автор использует факты как доказательства своей позиции, зачастую достаточно вольно обращается с ними. Крупнейший пласт публицистики в период ВКЛ составляет церковно-полемическая литература конца XVI – п.п. XVII вв., посвященная проблеме Брестской унии. Программа унии была разработана польским иезуитом Петром Скаргой в книге «О единстве божьей церкви», изданной в 1577 г. на польском языке. Одним из наиболее активных защитников унии был Ипатий Потей (1541—1613) – владимиро-волынский епископ с 1593 г., киевский униатский митрополит с 1599 г. В своем трактате «Уния» (1595) Потей доказывал, что между католическим и православным вероисповеданиями существует только внешняя разница, которая появилась в результате проповедей невежд, незнакомых с историей церкви. Он объективно показал тяжелое материальное и политическое положение православной церкви, низкий культурный уровень православного духовенства и выступил против православных братств. Против идей И. Потея выступил Стефан Зизаний (Тустановский), преподаватель Львовской (1586 –1593) и Виленской братских школ (был убит в 1600 г. во время паломничества). В 1595 г. С. Зизаний издал на польском и старобелорусском языке «Катехизис», который был позднее уничтожен иезуитами. Выдержки из Катехизиса сохранились в труде польского иезуита Лаща. Проникнутый идеями хилиазма (тысячелетнего царства божьего на Земле перед концом света), С.Зизаний считал, что в мире ведут борьбу силы добра (Иисус) и зла (Антихрист). С точки зрения Зизания, Страшный Суд – это социальная акция – уничтожение помощников Антихриста-папы римского – иезуитов и униатов. Зизаний также выступил против православных иерархов, за что был объявлен еретиком. После Брестского собора И. Потей перевел и выпустил под одной обложкой две книги П. Скарги «Синод брестский» и «Описание и оборона собора русского брестского», в которых защищалась уния. В ответ на это в 1597 г. Мартин Браневский под псевдонимом Христофор Филалет (Правдолюбец) издал в Вильне на польском (а в 1598 г. и на старобелорусском) языке «Апокрисис или Ответ на книги о соборе Берестейском». Браневский считал, что причиной унии явилось стремление православного духовенства добиться материальных благ и политических прав, заседать в сенате. Он предсказывал, что в случае насильственного распространения унии на землях Беларуси и Украины начнется крестьянская война. В ответ на это И Потей издал «Антиризис или Апологию против Христофора Филалета» в 1599 г. В начале XVII в. И. Потей издал еще несколько трудов, защищавших унию: «Разговор берестянина с братчиком» (1603), «Воскресение Наливайко» (1607), «Ереси, невежество и политика попов и мещан виленского братства», «Гармония» и «Реляция» (все в 1608 г.). В ответ на «Ереси» Потея Мелетий Смотрицкий (1575–1633) по заказу виленского братства написал «Антиграфы или ответ на зьедлевый трактат». А затем под псевдонимом Феофил Орфолог М. Смотрицкий издал в 1610 г. «Френос или Плач восточной церкви», в котором показал бедственное положение православной церкви, выступил против католической церкви (особенно против догмата о непогрешимости пап), объяснял предательство иерархов, перешедших в унию (М. Рогозы, И. Потея, К. Терлецкого и др.), моральным разложением.
57. Особенности изучения литературных произведений нового и новейшего времени Для новейшего времени было характерно широкое развитие литературы в Беларуси (в том числе на белорусском языке). Литературные произведения помогают лучше понять менталитет белорусского народа. Хотя в советское время многие из них писались под «социальный заказ», проходили цензуру литературных советов, что снижало их достоверность. Например, Кузьма Черный в повести «Лявон Бушмар» 1930 г. черными красками рисует крестьянина, имеющего хутор, сравнивая его с лесным зверем, способным на всякое преступление (убийство, поджог имущества коллективного хозяйства). Отрицательно показывается период польской оккупации (действия польского поручика). Негативно описаны представители зажиточных крестьян, преклоняющиеся перед панами и подпанками. Позитивно же показаны беднейшие крестьяне, которые захватывают чужую землю, строят новые дома для совместной жизни в коллективном хозяйстве, рушат старые хаты – символы бедности. Правительство стимулировало написание нужных произведений наградами (например, присвоением Сталинской премии в 1946 г. А. Кулешову за поэму «Сцяг брыгады»). Неугодные писатели подвергались репрессиям. Так, например, за стих «Пасеклi наш край папалам» поэт Александр Дайлидович (Алесь Дудар) был осужден и 29 октября 1937 г. Вместе с ним были расстреляны Михась Чарот, Максим Зарецкий, Платон Головач и еще 4 белорусских поэта. Под влиянием решений ЦК ВКП о журналах «Звезда» и «Ленинград» в 1946 г. преследовались и белорусские поэты (например, белорусская поэтесса Эдди Огнецвет, которая переводила на белорусский язык стихи А. Ахматовой). В своем письме П. Пономаренко она оправдывалась тем, что занята переводом с грузинского языка поэмы «Сталин». В конце 1940-х гг. критиковалась пьеса Кондрата Крапивы «Милы человек» 1945 г., где в неприглядном свете были показаны партийные и советские работники – приспособленцы. В послевоенное время арестовывались поэты С. Граховский, С.И. Шушкевич. Тем не менее, белорусская литература часто доносила правдивые сведения из истории Беларуси. Например, в «Альпийской балладе» В. Быкова упоминалось о голоде в Беларуси в период 1930-х гг. во время становления колхозного строя, что даже вызвало спор, переходящий в драку, между итальянской коммунисткой Джулией и белорусом Иваном. Настоящей энциклопедией жизни полесской деревни периода нэпа и коллективизации стали произведения Ивана Павловича Мележа «Людзi на балоце» и «Подых навальнiцы». Они являются и лингвистическим источником. В них отмечены слова и выражения, которые применялись в Полесье: «вейки» (веялки), «каратай» (черный жеребец), «клепаць косы» (отбивать косы). Правдивостью в изображении оккупационного режима и партизанской борьбы отмечены книги Алеся Адамовича «Хатынская повесть» и «Война под крышами». Война и жизнь солдат Красной Армии показана достаточно достоверно в повестях В. Быкова «Третья ракета», «Сотников», в пьесе А. Дударева «Рядовые», за которую он получил Государственную премию в 1985 г. Тяга к возрождению исторической памяти в 1970-е – 1980-е гг. проявилась в книгах Владимира Короткевича «Черный замок Ольшанский» и «Дикая охота короля Стаха».
58. Публицистические произведения нового и новейшего времени Ценным историческим источником является литературно-публицистическое наследие Франциска Скорины, Симона Будного, Василия Тяпинского, которая отразила их общественно-политические, философские, правовые, эстетические и педагогические взгляды и позволила нам изучать характерные черты общественной мысли Беларуси XVI в. Именно эти источники мы отнесем к первым публ. произв. нового времени. Ф. Скорина (перед 1490–после 1551) в 1517–1519 гг. в Праге напечатал 23 книги Библии, которые имели предисловия и послесловия. В предисловиях Скорина пытался объяснить содержание каждой библейской книги «людям простым посполитым». Для этого он давал сведения по истории, географии, литературе, философии и праву античных народов. Скорина также объяснял в предисловиях, почему он решил издать Библию на старобелорусском языке, подчеркивая свой патриотизм. В 1562 г. С. Будный (1530–1593) совместно с Лаврентием Крышковским и Матеем Кавячинским издал «Катехизис» М.Лютера и написал для него предисловие. В 1583 г. Будный написал свое последнее произведение «Про светскую власть», в котором описал историю споров левых и правых антитринитариев по вопросам отношения к собственности и власти. С позиций правых антитринитариев описал синод в Ивье в 1568 г., дисскусии с левым антитринитарием Мартином Чаховицом в 1578 г. За это произведение Будный был исключен из общины антитринитариев. Антитринитарий Василий Тяпинский в своем родовом имении Тяпино Полоцкого воеводства напечатал Евангелия на церковнославянском и древнебелорусском языках в 1570-е гг. (по другим сведениям около 1580 г.). В Евангелии было публицистическое предисловие, в котором Тяпинский предлагал проводить образование на национальном языке для чего продолжать печатать книги на старобелорусском языке. Большой пласт церковно-полемической остался нам от периода борьбы за Брестскую унию (см. вопр. №56). К светской же полемической литературе можно отнести такие памятники, как «Отписы» Филона Кмиты-Чернобыльского и «Трактат о нравах татар, литовцев и московитов» Михалона Литвина (псевдоним автора). Автором «Трактата» долгое время считали Михаила Тышкевича, но теперь большинство историков поддерживает мнение польского историка Е.Ольхманского, который считает автором Вацлава Николаевича, который был секретарем латинского отдела великокняжеской канцелярии. Произведение имеет черты памфлета, активно используется художественный прием гиперболы. Основная тема «Отписов» – пограничная жизнь и секретные данный о военных делах и намерениях Ивана Грозного. В первой половине XVII в. появляются сатирические публицистические произведения светского характера: «Прамова Мялешки» и «Лист к Обуховичу». «Прамова Мялешки» написана в форме речи на Варшавском сейме 1589 г. смоленского каштеляна Ивана Мялешки (умер в 1622) в присутствии короля Жигимонта III Вазы. Но смоленским каштеляном И. Мелешка стал в 1615 г. Кроме того вся «Прамова» написана в сатирическом стиле. Автор – служилый белорусский шляхтич, настроенный против поляков и немцев. Он положительно относился к Жигимонту I, и очень отрицательно к Жигимонту II Августу, за то, что тот отдал Подляшье полякам. «Лист к Обуховичу» был написан в 1655 г. и адресован Филиппу Казимиру Обуховичу (около1600 – 1656), который сдал русским войскам Смоленск в 1654 г. Его автором декларируется смоленский шляхтич Сиприан Комуняка, хотя атрибуция данного источника является весьма спорной. В XIX в. публицистическая литература увеличивается количественно. Меняется ее характер. В качестве публицистики выступают проекты государственных реформ и конституций. Происходит сращивание публицистики и периодики («Мужицкая правда» К.Калиновского), происходит разделение литературно-художественной, научной и общественно-политической публицистики. Выделяется официальная, проправительственная и оппозиционная публицистика. Яркой страницей белорусской публицистики вт. пол. XIX в. является творчество белорусских народников. В публицистике XIX в. выделяют консервативное, либеральное, демократическое и радикально-революционное направления; отдельно выделяется публицистика церкви. В начале XX в. публицистика становится одной из форм партийной пропаганды; публицистическую направленность приобретают даже программы партий. В XX в. получают распространение такие формы публицистики, как прокламации, листовки (эти особенно в период Второй Мировой войны). Листовки использовали не только советские власти, но и немцы. Достаточно часто листовки сопровождались рисунками, графическими изображениями и приближались к плакатам.
59. Периодическая печать как специфическая система исторических источников Особенность периодики (прессы) определяется тем, что она является комплексным источником, который объединяет и традиционные виды источников, и свои специфические жанры. В прессе печатаются законодательные, делопроизводственные, статистические документы; мемуары, литературные произведения. В исторических журналах встречаются публикации источников. Специфические жанры периодики подразделяются на материалы информационные, аналитические и художественно-публицистические. Информационные материалы при всем разнообразии их жанров (заметка, репортаж, интервью и т.д.) объединяет стремление быстро и точно передать сведения о событии, факте. Но в таком стремлении к оперативности объективно заложена возможность появления недостаточно проверенной информации. Специфическим жанром информационных материалов являются объявления. К аналитическим материалам можно отнести обзоры, корреспонденции, рецензии, статьи. Основная задача этих материалов – передача не столько информации, сколько авторского размышления о ней. Художественно-публицистические материалы (зарисовка, фельетон, памфлет) дают оценку, которая сочетает общественно-политическое и эмоциональное звучание. Тут присутствует и документализм, и литературный вымысел. Существует несколько систематизаций периодики:
Дата добавления: 2014-04-05; просмотров: 442; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |