Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Психологическая характеристика самовоспитания§ Воспитание школьников будет неэффективным, если оно не побуждает их к самовоспитанию. Самовоспитание — это инициированная и организованная самим человеком деятельность, направленная на изменение своей личности в соответствии с осознанным желаемым образом своей жизни, поведения, отношений. Самовоспитание указывает на то, что сам школьник выступает активным субъектом своего воспитания. Это возможно при высоком уровне самосознания. Именно самосознание позволяет человеку осознать свое «реальное Я», определить на основе своих убеждений, идеалов и ценностей «идеальное Я» и стре- гмиться в ежедневных делах и отношениях приближаться к нему. Российский автор А. К. Маркова выделяет высокий и низкий уровни самовос- питуемости. Высокий уровень самовоспитуемости выражается в следующем: Инициатива без толчков и стимулов извне (по своей сути самовоспитание инициируется самим человеком; внешние стимулы в лучшем случае имеют дополнительный характер, а в некоторых случаях, как показывают исследования природы внутренней мотивации, могут даже снижать побуждение). Самостоятельная постановка целей саморазвития (только сам человек, осознав свою индивидуальность, может определить свои цели; печальной может быть ситуация, когда человеку определили цели, а при их достижении оказывается, что они оказались «чужими»). Построение программы и вариативность ее стратегий (ни одна программа не заменит реалии жизни, но благодаря своим жизненным программам мы придаем жизни целенаправленный характер и направляем ее в желаемое русло; но кроме определения программы, важно быть гибким в использовании различных способов ее реализации, именно это характеризует человека с высоким уровнем самовоспитуемости). Самопрогнозирование и перспективное целеполагание. в Внутренняя устойчивость и цельность, возникающие как следствие осознания противоречивых мотивов, качеств, с одной стороны, и способность найти возможность «примирить» их, найти гармонию в противоречиях, с другой стороны. Построение новых смыслов (смыслообразование) в трудных условиях. Зрелая личность проявляет способность затруднительные ситуации воспринимать не как наказание, а как возможность для внутреннего роста. Мудрые люди неслучайно говорят, что когда на нашем пути встречаются трудности, испытания, нужно рассматривать их как возможности для нашего развития, благополучия и счастья. Ведь когда все идет «как обычно», рутинно, мы «варимся в собственном соку», а когда мы сталкиваемся с затруднениями, они стимулируют нас на поиск решения, т. е. способствуют развитию, приобретению нового жизненного опыта. Повседневная рефлексия, без которой невозможно осознавать свои возможности, особенности, желания, умение ставить цели, оценивать реальное положение дел. В то же время люди с высоким уровнем самовоспитуемости не сводят свою жизнь к рефлексии, а сочетают ее с практическими делами и отношениями. Владение приемами мобилизации и расслабления, которые позволяют быть максимально эффективным и получать удовольствие от процесса самоизменения. В жизни в различных ситуациях и сферах напряжение всегда сменяется расслаблением, и потому важно найти свой ритм и уделять внимание и первому, и второму. Низкий уровень самовоспитуемости характеризуется следующими особенностями: Отсутствие потребности и способности самому что-то делать для своего развития (что может сочетаться с высокой дисциплиной как исполнителя). Отсутствие внутреннего смысла и стержня существа личности. Когда у человека нет смыслового стержня, человек пожинает различные негативные последствия. И. А. Ильин писал: «Жить — значит различать, ценить и выбирать; кто этому не научится, тот будет засыпан пылью жизни. Жить — значит укорениться в главном и организовать из него свой характер и свое мировоззрение; кто не способен к этому, тот сам распадается в прах и теряет сам себя...». Отсутствие интереса к самоанализу, без чего невозможно самопознание и самопринятие. Напряженность и комплексы в учебной работе. Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как: в самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования; решение сформировать у себя те или иные качества); самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); в осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач); самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий). Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции (Ю. А. Миславский, 1991). К основным методам самовоспитания относят: 1. Самопознание, которое включает самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение. 2. Самообладание, которое опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение. 3. Самостимулирование, которое предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение (Н. С. Пряжников, 1996). В процессе самовоспитания иногда наблюдаются типичные ошибки (их описание приводится по: Ильин, Е. П. Психология / Е. П. Ильин. СПб., 2004. С. 522—523). 1. Абстрактность цели, когда не выделяются конкретные и ясные критерии ее достижения. 2. Несоизмеримость цели и реальных возрастных и индивидуальных возможностей. 3. Бессмысленность цели. Самовоспитание имеет смысл, когда помимо отве- i та на вопрос: «Чего я хочу достичь?» — человек имеет ответ на вопрос: «Зачем я хочу этого достичь?». 4. Одновременный выбор множества целей. Особенно это касается ситуации, когда выбираются противоречивые или взаимоисключающие цели. Но даже если цели подчинены одному замыслу, часто приходится выбирать по причине временных ограничений и возможностей. 5. Нарушение правильного соотношения ближних и отдаленных целей. Например, как пишет Е. П. Ильин, школьник может взяться за изучение учебника для университета, а знаниями, которые даются на уроках, может пренебрегать. 6. Отсутствие отдаленной цели. В идеале каждый человек должен иметь большую жизненную цель, определяющую направление всей жизни. Тогда у человека будут все основания жить цельной, гармоничной, осмысленной жизнью. 7. Отсутствие критерия успешности. При самовоспитании желательно определить реально достижимые показатели, добившись которых, можно говорить о движении к цели. 8. Неправильная реакция на неудачу. Многими людьми неудача рассматривается в негативном свете, как неприятное событие. Но, сточки зрения внутреннего развития, любые неудачи служат основанием для улучшения своей жизни. Здесь важнейшее значение имеет установка на то, чтобы не жаловаться на жизнь, а чтобы принимать все происходящее с благодарностью и изменяться самому. Одним из важнейших показателей уровня воспитания и самовоспитания школьников является уровень их нравственности. Нравственность — характеристика личности, отражающая осознанное и добровольное соблюдение существующих моральных норм, правил и принципов поведения во взаимодействии с другими людьми. Нравственность обнаруживает себя во всем многообразии отношений человека с окружающим миром: в отношении к другим людям, к себе, к труду, обществу, Родине. Люди отличаются различным уровнем нравственного развития. В концепции Л. Кольберга выделено 6 стадий нравственного развития. 1-й уровень — преднравственный (характерен для детей в возрасте от 4 до 10 лет). Поведение определяется внешними обстоятельствами, а точка зрения других людей в расчет не принимается. 1- я стадия («покорность и наказание») — суждения выносятся в зависимости от последствий поступка (чего он заслуживает — поощрения или наказания). 2- я стадия («личный интерес)» — суждения выносятся в соответствии с пользой, которую можно извлечь из поступка. 2- й уровень — конвенциональный (с 10 до 13 лет). На этом уровне человек, оценивая действия и поступки других и самого себя, придерживается социальных норм и социальных ролей и учитывает то, как оценят поступок другие люди. 3- я стадия («одобрение другими людьми») — суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение со стороны других людей. 4- я стадия («авторитет, закон и порядок») — суждение выносится на основе уважения к власти, законам и существующему порядку. 3-й уровень — постконвенциональный (с 13 лет). Это уровень «истинной морали», когда человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, которые он вырабатывает самостоятельно. 5- я стадия («общественный договор и демократия») — поступок может быть оправдан сточки зрения прав человека: некоторые общественные законы в экстренных ситуациях могут быть нарушены. 6- я стадия («универсальные принципы»)—поступок расценивается как «правильный», если продиктован совестью человека и осуществлен во имя ценности жизни. Когда-то Конфуций заметил, что велик тот человек, который не делает зла не потому, что боится наказания, и делает добро не потому, что ожидает награду. Такой человек руководствуется голосом своей совести и глубинным осознанием важности учитывать, что все люди взаимосвязаны. Именно это свойственно людям, достигшим высшего уровня нравственного развития. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Каковы психологические характеристики процесса воспитания? 2. В чем различие технократического и гуманистического подходов к воспитанию? 3. Что такое принципы воспитания? Чем они определяются? 4. Перечислите основные механизмы формирования личности. 5. Можно ли считать воспитание процессом взаимовлияния объекта и субъекта педагогического процесса? 6. Какие способы влияния используются в ходе воспитания? 7. Почему воспитание обязательно должно способствовать мотивации самовоспитания? 8. Каковы критерии высокого уровня самовоспитуемости личности?
Дата добавления: 2014-04-15; просмотров: 739; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |