Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Основы когнитивной психологии. Обучение критическому (творческому, латеральному) мышлению

Читайте также:
  1. I ОСНОВЫ ГЕОЛОГИИ 1 Предмет геологии и ее значение
  2. II. Основы определения страхового тарифа.
  3. II. ОСНОВЫ СИСТЕМАТИКИ И ДИАГНОСТИКИ МИНЕРАЛОВ
  4. Билет 24. Понятие о самосознании в психологии.
  5. Билет № 9 (Основы)
  6. БИОХИМТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ
  7. Власть руководителя в системе менеджмента организации: виды, основы и особенности.
  8. Вопрос 1. Правовые основы безопасности жизнедеятельности
  9. Вопрос 1. Правовые основы деятельности НКО.
  10. Вопрос 2.2. Основы конституционного строя РФ.

В современной педагогической психологии обсуждаются вопросы социального научения человека. Доминирующими теориями являются бихевиоризм и когнитивизм.

Бихевиористская традиция выросла из эмпирической, ассоциативной традиции, родоначальником которой был Аристотель. В ее развитие существенный вклад внесли Дж. Локк, Джон Стюарт Милль, утверждавшие, что научение человека заключается в образовании новых комбинационных идей.

Бихевиортистская теория учения характеризуется тем, что при анализе процесса обучения учитываются только внешние воздействия (стимулы), которые вызывают у обучаемого ответные реакции.

Научение – приобретение индивидуального опыта – осуществляется через закрепление навыков (упроченной связи), стимула (реакции на процесс обучения) и заключается в установлении определенной связи между стимулами и реакциями. Наоборот, негативное подкрепление (наказание, порицание) разрушает образовавшуюся связь.

Представители когнитивизма (Ж.Пиаже, Дж. Брунер, Дж. Фодор и др.) использовали аналогию между процессом переработки информации человеком и вычислительными машинами, утверждали решающую роль знания в протекании психических процессов и поведении человека.

Когнитивные теории следует разделить на две группы. Первую составляют информационные теории, рассматривающие учение как информационный процесс. Теории второй группы стремятся описывать процесс учения с помощью основных психических функций: восприятия, памяти, мышления.

Теория социального научения показывает, что похвалы и наказания недостаточно, чтобы научить новому поведению.

Важнейшими формами социального научения является имитация, подражание, идентификация.

Имитация – это подражание, более или менее точное воспроизведение оригинала, подделка.

Идентификация – процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства, действия другой личности, выступающей в качестве модели.

Научение может осуществляться на различных уровнях: выработка реативного, концептуального и оперантного поведения, когнитивного научения.

Научение не может быть успешным, если человек не достиг определенного уровня развития, созревания. В психологии выделяются критические сензитивные периоды в развитии, в которые наиболее легко осуществляются определенные виды научения, например, викарное научение (подражание) возможно в 2-3 года, когнитивные способности научения – с 5 лет, научения путем рассуждения – с 12 лет, формирование профессионального мышления – с 20-25 лет.

Истоки рефлексивного подхода к познанию являющихся и предметом действительности находятся в трудах философов. Так, Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредотачиваться на содержании своих мыслей, абстрагируясь от внешнего, телесного. Дж. Локк разделил ощущение и рефлексию, трактуя ее как особый источник знания – внутренний опыт, в отличие от внешнего, основанную на деятельности органов чувств.

В современной гносеологии рефлексия рассматривается как один из методов познавательной деятельности. С этой позиции рефлексия характеризует любую мыследеятельность, которая вызывает предельные, пограничные основания образов, способов фиксации, проявлений природного, общественного, познавательного, собственно человеческого универсумов, высвечивает амплитуды понимания и постижения всего сущего.

В современной психологии рефлексия трактуется следующим образом:

· как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, что предполагает особую направленность внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелось субъекта: у детей рефлексии почти нет и у взрослого она не разовьется, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит специального внимания на свои внутренние процессы;

· как механизм взаимопонимания – осмысления субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению; рефлексия – не просто знание и понимание самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления, причем содержанием последних выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии – отношения предметно-рефлексивные.

Рефлексия имеет дело с предметным содержанием, которое безличностно, но при этом различают теоретическую и практическую рефлексию. Первая представляет собой момент развития понятия, метод, позволяющий переходить от одного понятия к другому в рамках одного определения. Вторая является процессом соотнесения индивидуального действия или помысла с понятием и одновременно контролирует меру этой соотнесенности.

 


 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Границы научного знания | Субъекты образовательного процесса. Психология педагогической деятельности. Педагогическая деонтология. Личность специалиста по работе с молодежью

Дата добавления: 2014-04-17; просмотров: 300; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.