Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Девиация: сущность, причины, значение
Социологи придают особое значение условиям стабильности при рассмотрении проблем интеграции социальных систем. Однако не менее важным является анализ процессов изменений, происходящих в обществе. Одним из источников перемен следует считать отклоняющееся поведение, отказ или невозможность следовать социальной норме, конфликты и т.п. Данные феномены, служащие причиной дестабилизации и дезорганизации общества, а также его трансформации, не следует считать чем-то внешним по отношению к социуму. Они присущи самой социальной системе и, зачастую, являются результатом взаимодействия ее частей. Социальная интеграция реализуется через такие структуры и процессы, которые выступают средством упорядочения между частями системы. Социальные нормы достаточно разнообразны и содержат в себе шаблоны не только индивидуальных, но и коллективных форм деятельности. Из этого следует, что отклонения от норм также разнообразны. Данное разнообразие значительно шире и глубже, нежели разнообразие самих социальных норм. Это объясняется тем, что нормы типичны, а отклонения всегда индивидуальны. Каждая норма может быть нарушена множеством различных способов. Поступки людей в сходных ситуациях могут быть совершенно непохожи друг на друга. Точно так же в юриспруденции Уголовный кодекс четко фиксирует признаки преступления, но сами преступления, если рассматривать их в их действительности, чрезвычайно разнообразны, как разнообразны и люди, их совершающие. Соответствующее норме поведение, как и нарушающее ее, не являются единственно возможными типами социального действия. Многие виды поведения людей находятся за нормативно урегулированными сферами и не снабжены конкретными нормативными предписаниями. Общество, регламентирующее поведение людей в тех областях, где это необходимо, оставляет в других сферах возможность действовать по своему усмотрению и со значительно большей степенью свободы. В этом случае можно говорить о свободном творчестве, наиболее известным видом которого является художественное творчество. Процесс художественного творчества (как и любого иного) в принципе не может быть нормативным, его источником является спонтанность внутреннего мира человека, коренящаяся в экзистенциальных структурах его бытия. В современном обществе, отличающемся высокой степенью дифференциации всех его частей, нормальное, т.е. конформное поведение, является наиболее распространенным и востребованным. Однако и девиация (отдельные ее виды) является необходимой и социально значимой, ибо она представляет собой средство преодоления устаревших и консервативных стандартов. Это позволяет рассматривать отклонения от поведенческой нормы как фактор развития социальных систем. В словарях и справочниках девиация (от лат. Deviatio – отклонение) определяется как: 1) поступок или действие, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам). В этом случае речь идет об индивидуальном поведенческом акте, причины которого объясняются главным образом с позиции психологии, педагогики, психиатрии; 2) исторически возникающее, присущее классовому обществу социальное явление, выражающееся в относительно распространенных массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся нормам. Исследование девиации породило в социологии несколько различных подходов к объяснению причин и механизмов данного феномена. Э. Дюркгейм для описания различных форм и типов девиации ввел обобщающее понятие аномии. Буквально «аномия» - это безнормность, т.е. отсутствие норм, их разрушение или исчезновение. Рассматривая определенные состояния социальных систем, которые мы называем кризисными, Дюркгейм обратил внимание на возникающий при этом эффект неопределенности социальных ожиданий (экспектаций). Данная неопределенность и порождает, - считал он, - наиболее распространенные типы отклонений. Социальная дезорганизация вызывается нестабильностью, внутренней противоречивостью или даже полным отсутствием ценностей, норм и социальных связей. Внешние причины такого положения могут быть различны, но реакция на данную ситуацию оказывается удивительно схожей – разрушение общественного порядка, деградация коллективного сознания, различные системные и институциональные дисфункции. Изучая самоубийство как один из видов социального отклонения, Дюркгейм предположил зависимость этого явления от степени интеграции социальной структуры. Он ввел понятие психологической конституции индивида, которая «требует цели, стоящей выше его». Введение данного понятия позволило Дюркгейму сделать вывод о том, что слабая интеграция не способна генерировать подобные цели, а это является причиной обостренного восприятия индивидом себя как наивысшей ценности. А «поскольку данная цель не может его удовлетворить, он влачит апатичное и безучастное существование, которое впредь кажется ему лишенным смысла». Рассматривая девиацию через общую теорию личности, Дюркгейм полагал ее такой же естественной установкой, как и конформизм. Таким образом, любая возможная классификация отклоняющегося поведения задается системой социальных норм. Ведь норма и отклонение не существуют отдельно друг от друга. Девиантное поведение самим фактом своего существования способствует совершенствованию системы социальных норм и направляет социальные изменения. Р. Мертон развил теорию аномии, определяя последнюю как возникновение несоответствия между целями, которые общество ставит перед своими членами и теми средствами, которые оно предлагает для их достижения. Результатом данной несогласованности может явиться как активное нарушение законов, так и пассивное сопротивление в виде апатии или отказа от целеполагания. На примере стремления американцев к богатству Мертон показывает, что такие общественно одобряемые действия, как получение хорошего образования, устройство на хорошую работу в современной Америке, доступны далеко не всем. Невозможность оплачивать учебу в престижном университете и ограниченность рабочих мест толкают тех, кто стремится к финансовому успеху, прибегать к противозаконном средствам (рэкет, спекуляция, торговля наркотиками, воровство, проституция и т.д.). Рассматривая наиболее характерные поведенческие модели, он квалифицирует их как различные типы социальной адаптации: 1) конформность (конформизм) – пожалуй единственный тип недевиантного поведения, хотя некоторые социологи считают чрезмерно усердное следование ему еще одним проявлением отклонения от норм; 2) инновация – согласие с социально одобряемыми целями, но отрицание предлагаемых способов их достижения; «инноватор» использует новые, но незаконные средства достижения успеха; 3) ритуализм – отрицание целей, но согласие с социально одобряемыми средствами; фанатичная преданность делу, автоматическое следование усвоенным моделям и формам поведения превращают средства в цели; 4) ретреатизм – пассивное отрицание как социально одобряемых целей, так и предлагаемых средств их достижения; фактически эту форму девиации можно рассматривать как бегство от действительности, такое поведение свойственно маргиналам. 5) бунт – активное отрицание социально одобряемых целей и предлагаемых средств их достижения, его отличие от ретреатизма – замена ныне действующих целей и средств новыми, формирование новой системы ценностей, идеологии. Мертон показал, что вопреки бытующему мнению, девиация не всегда является результатом негативного отношения к общепринятым стандартам. Кроме того, как уже отмечалось, девиантное поведение способствует развитию и совершенствованию социальных систем. В рамках теории конфликта обозначено другое направление поиска причин девиации. А. Коэн усматривал истоки девиантного поведения в ориентации культурных образцов поведения на нормы другой культуры. Например, преступника можно рассматривать как носителя определенной субкультуры, конфликтной по отношению к нормам и ценностям доминирующей культуры. Данное объяснение имеет целый ряд достоинств, хотя и является скорее культурологическим, нежели социологическим. Д. Миллер, занявший близкую позицию, рассматривал групповую преступность как субкультуру, присущую низшим слоям общества. В данной субкультуре наиболее ценятся такие качества как риск, стремление к острым ощущениям, хитрость, выносливость, физическая сила и пр. В результате остальные члены общества, принадлежащие к более высоким слоям населения, воспринимают представителей этого слоя как девиантов. Правомерен вопрос, почему одни усваивают ценности такой субкультуры, а другие нет? Наиболее приемлемым здесь является утверждение, что преступности обучаются в процессе коммуникации с носителями системы этих ценностей. Вероятность того, что человек усвоит ценности данной субкультуры и, в конечном итоге, сам станет на путь нарушения закона, стремительно увеличивается, если среди его родственников или знакомых есть преступники. В связи с этим можно выделить ряд факторов, способствующих криминализации поведения. Эти факторы производны от феномена межиндивидуальной коммуникации. Другая точка зрения состоит в том, что индивиды стремятся подражать девиантам, усваивать их ценности и поведенческие модели в том случае, если речь идет о преуспевающих девиантах. В таком случае девиация – лишь один из возможных путей к социальному успеху, может быть самый короткий. Это особенно наглядно в случае организованной и профессиональной преступности. Г. Беккер предложил концепцию, основанную не на анализе личности девианта и социокультурных факторов, способствующих девиации. В отличие от многих объяснений, в которых девианты рассматривались как «больные», Беккер предположил, что девиантное поведение обусловлено навязыванием влиятельными группами общества (семья, законодатели, врачи, учителя и пр.) определенных стандартов поведения. Анализ поведения человека, осуществляемый той или иной инстанцией, может привести к обвинению, т.е. приклеиванию ярлыка девианта. Данная теория называется теорией стигматизации (наклеивания ярлыков). Различают первичную девиацию и девиацию вторичную. В первом случае общество снисходительно относится к тем, кто нарушает его нормы, во втором, - когда общество ставит клеймо девианта, сам человек начинает считать себя девиантом и ведет себя в соответствии с этой ролью. Представитель современной отечественной социологии Я.И. Гилинский считает источником девиации наличие в обществе социального неравенства, которое обеспечивает высокую степень различий в возможностях удовлетворения потребностей различными социальными группами. Можно предположить, что из всех характеристик социального отклонения наиболее спорная и потому заслуживающая особого внимания будет оценка степени его полезности и вредности. Во всех ли случаях социальные отклонения вредны, или они могут быть полезны обществу? Чем выше уровень организации социальной системы, тем динамичнее ее существование и тем большее значение приобретают измененения как средство ее сохранения. Таким образом, неравновесность, неустойчивость, нестабильность становятся источником упорядоченности. Отклонения от нормы можно рассматривать как одно из возможных средств разрешения противоречий социальной жизни и конфликтных ситуаций. Например, Гилинский рассматривал творчество как один из вариантов девиации, носящей позитивный характер. С позиции социальной обусловленности поведения, творчество тоже можно отнести к феноменам социальной активности и рассматривать как следствие вполне определенных условий существования индивида или группы индивидов. Эмпирические исследования выявили характерную и устойчивую взаимосвязь между различными формами социальной патологии и творчеством. В современном обществе наблюдается одновременно и антиобщественная и созидательная активность одних и тех же социальных групп (молодежь, служащие без специального образования и пр.) Жизненная практика показывает, что оценка любого социального отклонения в качестве позитивного зависит от оценки соответствующей социальной нормы и от позиции социальной общности, разделяющей эту норму. Общей закономерностью отклоняющегося поведения является устойчивая взаимосвязь между различными его формами. Взаимосвязь нескольких форм девиации может иметь вид индукции, т.е. усиление одного явления другим. Так, алкоголизм способствует усилению хулиганства. Явно прослеживается зависимость всех форм девиации от социальных, экономических, демографических, этнических, культурных и иных факторов. Особо остро эта проблема ощущается в нашей стране, где серьезные изменения затронули все без исключения сферы жизни общества, многие прежние социальные нормы девальвированы или отброшены. Принятые способы и модели деятельности оказываются нерезультативными. Необходимость нарушения сложившихся норм и готовность человека изменять модель своего поведения порождается напряженностью, возникающей вследствие рассогласования между ожиданиями и реальностью. В условиях современной российской социально-экономической ситуации существенно меняются сами нормы, отключаются культурные запреты и ограничения, ослабевает вся система социального контроля. Наряду с девиацией, существуют некоторые явления, близкие ей по своему содержанию. Это, прежде всего, антиобщественное поведение. Нежелательные явления, присущие социальной практике принято именовать по-разному: отрицательные или негативные, антиобщественные, отклоняющиеся (девиантные), социальная аномия, социальная патология и др. Но не все эти понятия равнозначны. Понятия «социальное отклонение» и «девиация» подразумевают одно и то же. «Антиобщественное поведение» является более узким по своему объему – оно не включает в себя различные виды позитивной девиации и имеет однозначно отрицательный смысл. Изучение всех видов негативных явлений представляется более сложной задачей, чем анализ нормальных социальных отношений. Ее пытаются решить такие разные отрасли знания, как философия, политология, демография, психология и, конечно же, социология. Наиболее сложными случаями отклонения от социальных норм можно назвать социальной патологией, отличительной особенностью которой является нанесение значительного вреда интересам общества или личности. Нетрудно видеть, что понятия «социальные отклонения» и «социальная патология» в значительной мере совпадают, хотя, по мнению некоторых теоретиков, социальная патология не является самостоятельным видом девиантного поведения, а лишь его формой, выделяемой по объекту наблюдения. В последнее время широкое распространение получило понятие делинквентного поведения, фактически равнозначного понятию преступного действия. Такое поведение предполагает нарушение формальных норм, в то время как к девиантному поведению относят нарушение неформальных норм. Их различие можно выразить в категориях относительного и абсолютного. Девиантное поведение всегда относительно, ибо оно есть нарушение по отношению к культурным нормам данного общества, которые всегда носят нечеткий, вариативный и даже диффузный характер. Абсолютность делинквентного поведения следует из самой природы правовых норм, когда четкое определение правонарушения является отличительной чертой закона.
Дата добавления: 2014-04-28; просмотров: 721; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |