Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Виды социальных отклонений

Читайте также:
  1. II. Классификации социальных групп
  2. Виды социальных групп
  3. Виды социальных норм
  4. Вопрос 36. Взаимосвязь культуры и социальных изменений в обществе.
  5. Вопрос 40. Понятие социальной структуры и социальных систем.
  6. Динамика развития и способы разрешения социальных конфликтов.
  7. ДИХОТОМИЧЕСКАЯ типология СОЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  8. Классификация отклонений в психическом развитии человека.
  9. Метод наименьших модулей отклонений

 

 

Отношение к культурным нормам в рамках одного социума может быть различным, ибо различные субкультуры могут давать разные критерии для определения девиации. Обобщая социальный опыт, можно выделить основные формы девиации. К числу типичных социальных патологий следует отнести преступность, наркоманию, проституцию, суицид (самоубийство), гомосексуализм, азартные игры. Рассмотрим некоторые из них, а именно те, которые порождают ряд факторов, делающих современное общество нестабильным.

Преступность. Это наиболее опасная форма девиации. Дать четкое определение преступности очень сложно. Данное обстоятельство связано, прежде всего, с тем, что преступность сложное и многомерное явление, зависящее от социокультурных, этнических и исторических контекстов. Одни и те же поступки могут квалифицироваться как преступления в одном обществе и считаться нормальными в другом. В современной социологии превалируют взгляды на преступность как на достаточно условный конструкт. Преступность квалифицируется здесь как продукт нарушения условностей и договоренностей, принятых в данном обществе. Ответ на вопрос о том, что такое преступление, дает законодатель, воплощая волю своих избирателей, т.е. всего общества. Однако этот ответ - результат субъективных решений и конвенций. Законодатель определяет признаки преступления, само преступление находится в компетенции полиции (милиции) и уголовной юстиции. Для разных государств и даже для разных периодов существования одного и того же государства круг деяний, признаваемых преступными - различен. Даже анализ динамики преступности в одной и той же стране за длительный период времени затруднен по причине постоянного изменения в уголовном законодательстве и объеме деяний, учитываемых уголовной статистикой. Система показателей уголовной статистики со временем также изменяется. Во многих современных государствах учет преступлений ведется по количеству арестов. При этом не учитываются побои, оскорбления и ряд преступлений против личности. Например, жертвы изнасилования часто предпочитают не заявлять в правоохранительные органы о случившемся. Неучтенными остаются преступления в сфере экономики, в т.ч. подкуп чиновников, уклонение от уплаты налогов, теневая экономика.

Таким образом, можно предположить, что преступлений совершается намного больше, чем это отражается в официальной статистике. Это в равной степени относится и к России, и к зарубежным странам. По мнению Д. Судноу, все преступления делятся на совершенные, но не зарегистрированные и те, по которым заведено уголовное дела. Различные технологии, позволяющие рассчитывать латентную преступность, дают разные цифры. Максимальная оценка - 80% всех совершаемых преступлений остается незарегистрированными. Принято выделять нормальный тип преступника, характерными чертами которого является низкий социальный статус, совершение преступления без применения оружия, сравнительно малый размер ущерба. К этому типу обычно принадлежат молодые люди, криминальный профессионализм которых невысок. Однако именно нормальные преступники составляют целые социальные слои в современных обществах. К общим чертам «нормального преступления» можно отнести следующее:

1) они совершаются отдельными категориями населения;

2) им присущ определенный способ совершения;

3) признаки обвиняемых типичны только для определенного сообщества, тогда как в другом будут иные акценты;

4) рутинизация преступлений, отказ от оригинальных способов;

5) типичные места совершения преступлений.

В случае нормального преступления адвокаты стремятся подвести дело под типический случай и вести защиту типическим способом.

Для социологов чрезвычайно важно вскрыть истоки преступного поведения, т.е. построить теоретическую модель действия преступников. Данное обстоятельство объясняется тем, что человеческое поведение не может состоять только из преступных актов, оно многогранно и большинство его составляющих выглядит вполне нормально. Преступник может быть хорошим сыном, любящим отцом, нормальным соседом или прекрасным специалистом. Многие профессиональные преступники, для которых преступления - основной род занятий, часто мотивируют свои действия социально приемлемыми или даже благородными целями. Рецидивисты, как правило, обладают особым складом характера, специфической психикой, которые не позволяют им «прижиться» в среде людей с позитивной ориентацией. Эти люди реализуют себя лишь через отрицание норм и ценностей, принятых в обществе. Часто рецидивисты стремятся доказать себе и окружающим собственную экстраординарность, избранность даже через принадлежность к иной субкультуре, иным принципам справедливости и т.д.

Описанное Дюркгеймом и Мертоном состояние аномии сводится к рассмотрению конфликта индивида с социальными нормами и ценностями или расцениванию своей жизни как неудавшейся. Это обстоятельство толкает некоторых из них на преступления. В современном обществе основной ценностью считается социальный успех. Исходя из этого, можно предположить, что большинство людей, не достигших высокого социального статуса, власти или богатства, будут искать незаконные способы их достижения. Однако, порождая систематические отклонения от социальных норм, аномия подготавливает почву для ускорения перемен в обществе, т.е. выполняет определенную функциональную нагрузку.

Важно учитывать, что преступное поведение обусловлено не только социальными условиями, но и свойствами психики аномичной личности. Основными чертами такой личности следует считать чувство беспомощности, ощущение ненужности, духовную опустошенность, изоляцию от других (коллег, соседей, прежних знакомых), безответственность и даже аморальность. В своей микросреде преступники ведут себя так же, как и члены позитивных социальных групп в том же обществе.

Искоренить преступность не удалось ни одному обществу. Иногда людям кажется, что в одних странах уровень преступности выше, а в других - ниже. Полагают, что это обусловлено более низким или более высоким среднестатистическим доходом на душу населения, или более или менее эффективной деятельностью правоохранительных органов. Такое видение ситуации присуще дилетантам, оно способно породить ощущения безопасности или, наоборот, возросшей опасности. В действительности же, как показывают исследования, доля всех категорий преступников остается неизменной и колеблется в пределах 5,6 % от всего населения страны. Более того, многие социологи склонны полагать, что рост преступности пропорционален росту населения страны.

Ситуация резко меняется, когда общество переходит в нестационарное состояние и в нем происходят радикальные структурные перемены. Примером такого явления может служить Россия, устойчивый рост преступности в которой за последнее десятилетие фактически совпал с не менее устойчивым сокращением численности населения. Здесь можно говорить о том, что преступность рекрутирует в свои ряды новых членов из числа тех, кто пострадал в результате социальных трансформаций. Общество должно отдавать себе отчет в том, что прежде законопослушные граждане встают на путь нарушения закона, наблюдая безнаказанность других преступников. Поэтому особое значение приобретает профилактика правонарушений, а также своевременное прогнозирование динамики прежних и проявления новых форм преступности. Специфика нашего времени состоит еще и в том, что среди преступников все больше образованных, талантливых и квалифицированных людей, знакомых с новейшими технологиями.

Однако в деле предупреждения преступлений не следует забывать, что главным средством удержать человека от правонарушения может быть не суровость наказания, а его неотвратимость. Как показывает практика, представления о суровости наказания зависят от степени морального и социокультурного развития общества и может варьироваться в самых широких пределах. Принцип же неотвратимости наказания, напротив, - является абсолютным и максимально эффективным в организации борьбы с преступностью. Практическое осуществление этого принципа « в руках» правоохранительных органов, чья деятельность всегда зависит от состояния общества в целом.

 

Наркомания. Наркомания - зпболевание, выражающееся в психо-физической зависимости от наркотических веществ, постепенно приводящей к глубокому истощению физических и психических функций организма.

Наркомания как социальное явление может быть охарактеризована такими показателями как распространенность, структура и способы употребления, социально-демографический состав потребителей, мода на тот или иной наркотик, формы социального контроля.

Существует мнение, что потребление наркотиков представляет значительно большую опасность для общества, чем преступность или промискуитет (беспорядочные половые связи). Однако в разные периоды истории человечества проповедовалась безвредность наркотиков. Художники, поэты, философы искали в наркотиках не только отдых и забвение, но и новый подъем творчества. В 19 веке наркомания распространялась во всех культурных странах, особенно в Англии, в аристократических кругах. А в Германии наркомания развилась даже в армии. В Париже был учрежден «институт наркоманов». Европейская мода проникла и в Россию.

В 1912 г. в Гааге была принята первая конвенция о наркотиках, а затем еще ряд международно-правовых актов. Так начались попытки мирового сообщества противостоять употреблению и распространению наркотиков. В 20 - 30 годы ХХ в. появилась оценка наркомании как болезни. Однако, эта болезнь рассматривалась как болезнь необычная, «порочная», связанная с условиями жизни, так как была широко распространена среди преступников, проституток, бродяг.

Западная культура, воплощенная в музыке, одежде, модных течениях 60-х годов, влияющая на молодежь, сделала наркотики своим неотъемлемым элементом. Наркотики постепенно становятся важной частью неформальных движений (хиппи, андеграунд, религиозные секты и т.д.). Постепенно наркотики становятся частью молодежной субкультуры. Для одних это осталось забавным эпизодом молодости, а для других окончилось трагедией и смертью.

Если самоопьянение когда-то было элементом ритуальных действий, то в современном обществе наркомания превратилась в социальное зло, так как стала занятием самоценным, а не попутным. Новая социальная реальность порождает не только прием наркотиков ради самих наркотиков, но и особый микроклимат в группах, практикующих это. Как правило, в таких группах интерес каждого усиливается в среде себе подобных. Наркотическая субкультура, как всякая субкультура, стремиться к воспроизводству и расширению. Но никакие факторы и жизненные ситуации фатально не предопределяют заболевание наркоманией. Человек всегда имеет возможность выбирать образ действий, который не нарушает правовые и нравственные нормы.

Некоторые исследователи утверждают, что употребление наркотиков приводит, как правило, к снижению любой активности, а это уменьшает вероятность других правонарушений со стороны наркоманов. С этим трудно согласиться, ибо потребность в новых дозах наркотических препаратов толкает наркомана на такие преступления как кражи, грабежи, угон автомобилей, мошенничество, проституцию и т.п. Наркоман является также врагом самому себе - употребление наркотиков разрушает здоровье и психику человека, приводит к постепенной деградации как тела, так и души. Увеличение дозы становится опасным для жизни. Возникает абстинентный синдром - болезненное состояние при отсутствии наркотика, которое возникает у наркомана после окончания действия очередной дозы. На почве наркомании чаще воруют, чем грабят или убивают. Это связано с депрессантной природой наркотиков.

Борьба с этим отклонением далеко не всегда приводит к желаемому результату. Зачастую общество сталкивается с тем, что репрессии лишь увеличивают социальное отчуждение между субкультурой наркоманов и здоровым большинством, что делает невозможной их последующую реабилитацию и возвращение к нормальной жизни. Как уже указывалось, особо следует отметить роль специфической субкультуры, которая помогает наркоманам выживать в неблагоприятных социальных условиях. Эта субкультура представляет собой систему ролей и связей между самими наркоманами и поставщиками наркотических средств, которые принадлежат к иной субкультуре, соответствующей преступному сообществу. В данном случае можно говорить о целой системе выживания, черты и функции которой могут быть представлены следующим образом:

1. идеология оправдания пристрастия к наркотикам;

2. воспроизводство сообщества за счет притока новых членов;

3. защитные связи, включающие в себя социальные жесты и жаргон;

4. предупреждение соседей, т.е. своеобразная солидарность собратьев по зависимости;

5. своеобразная картина мира и система ценностей.

Общество относится к наркоманам как к преступникам. Такое отношение делает их мир закрытым. Образ жизни людей, становящихся наркоманами, меняется и становится враждебным для общества.

Лечение наркоманов осложняется рядом обстоятельств. Одно из таких обстоятельств - вопрос о выборе места лечения. Когда наркоманы собираются вместе, будь то обычная больница или специализированная клиника, они думают и говорят только о наркотиках. Поэтому имеет смысл стремиться изолировать наркомана от прежнего окружения и лечить его в стационаре. Распространенным является мнение о том, что наркомания неизлечима. Второе обстоятельство - вопрос о целесообразности принудительного лечения наркоманов. Многие считают, что оно бесполезно, т.к. пациент превращается в заключенного, а излечиться могут лишь те, кто сам без принуждения признал необходимость новой жизни. И, наконец, возникает вопрос о том, допустимо ли использование наркотиков в процессе лечения от наркотической зависимости. На Западе все большее распространение приобретают взгляды о допустимости подобной практики.

За несколько последних лет наркомания превратилась в одну из самых опасных угроз российского общества. На этапе перехода к открытому обществу, Россия оказалась неподготовленной к решению этой проблемы. К социальным факторам, способствующим наркомании, можно отнести рост безработицы, крушение нравственных идеалов, снижение уровня образования и общей культуры, падение материального благосостояния населения, снижение сплоченности населения.

Точное число лиц, злоупотребляющих наркотиками в России, остается неизвестным. По некоторым оценкам они составляют от 1% до 3% всего населения страны. Подавляющее большинство наркоманов (до 70%) - это молодежь до 30 лет. Значительная часть наркоманов не доживает до «зрелого возраста». В целом наркомания как устойчивое социальное явление представляет для общества несомненную опасность.

 

Алкоголизм.Потребление алкогольных напитков насчитывает тысячелетнюю историю и приносит немалую радость людям. Злоупотребление алкоголем, или пьянство влечет противоправное поведение, нарушающее нормальную жизнь окружающих, становится привычкой, неотъемлемой чертой образа жизни пьяницы. Алкоголизм (с 1979 г., по Международной классификации болезней, - «синдром алкогольной зависимости») - заболевание, развивающееся в результате пьянства, проявляющееся в виде физической и психической зависимости от алкоголя и приводящее к психической и социальной деградации личности, патологии обмена веществ, внутренних органов, нервной системы. К девиантному поведению относят пьянство и алкоголизм, а разумное потребление алкоголя - нет.

Из всех форм девиантного поведения алкоголизм более всего привлекает внимание исследователей. Наука довольно скоро перешла от изучения медицинских проблем алкоголизма к широкому социологическому анализу этого явления. С историей изучения алкоголизма связано этиологическое значение социального фактора. К факторам, способствующим алкоголизации населения, принято относить нищету, безработицу, налоговое бремя (там, где выше налоги, там выше уровень употребления алкоголя), неблагополучную семью, личные трагедии, отсутствие организованного досуга (особенно у молодежи), психические расстройства, неудовлетворенность в профессиональной деятельности, принадлежность к низшим слоям общества и пр. Нередко рассматриваются проблемы «генетической предрасположенности» к потреблению алкоголя. Особенно часто этот тезис связывают со специфической «тягой» россиян к «питию».

Исторически алкоголь стал элементом социальных ритуалов, официальных церемоний, праздников, способом времяпрепровождения и решения личных проблем. Такая социокультурная ситуация достаточно дорого обходится обществу: 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований, почти 40% других преступлений связаны с опьянением; убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами находящимися в состоянии алкогольного опьянения; почти половина разводов происходят в связи с пьянством одного из супругов.

Об алкогольной ситуации и ее динамике в стране судят по трем основным критериям:

1. уровень потребления алкоголя на душу населения и структура его потребления;

2. характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртного;

3. ущерб, причиненный экономике и обществу пьянством.

Необходимо учитывать регулярность потребления, длительность, связь с приемом пищи, численность и состав пьющих, непьющих, пьющих умеренно, распределение потребления алкоголя между мужчинами и женщинами, по возрастам и другим социально-демографическим признакам. Все перечисленные критерии и характеристики составляют модель потребления алкоголя. Причем, поведение при опьянении оценки этого поведения существенно различаются в социокультурных и этнических группах. Можно выделить три традиционные модели потребления алкоголя: винная, пивная и водочная. Эти модели сложились исторически и проявляются у разных народов.

Историко-статистический анализ состояния потребления алкоголя российским обществом на протяжении почти двух веков показывает устойчивую и воспроизводимую связь уровней алкоголизации населения и периодов нарастания системных кризисных явлений в стране. Четыре таких периода нашли свое отражение в отмене крепостного права, Октябрьском перевороте, «оттепели» и «перестройке», и сопровождались ростом пьянства. С одной стороны, пьянство выступает как проявление т.н. социетального беспокойства, результатом которого и являются социально-политические изменения. С другой стороны, сами социальные изменения порождают стресс, реакцией на преодоление которого выступает алкоголизация населения. Радикальным социальным изменениям в России всегда соответствовало ужесточение мер социального контроля алкоголизма. Однако результаты анализа свидетельствуют о низкой эффективности этого контроля вне зависимости от жестокости проводимой уголовной политики. Несмотря на наметившуюся после алкогольного пика 1980-1988 годов тенденцию к снижению потребления алкоголя, неуклонный рост медицинских и социальных последствий алкоголизации продолжается.

В истории борьбы общества с алкоголизмом можно выделить два направления. Первое из них подразумевает ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений. Второе направление, предлагает решение проблемы в уменьшении потребности в алкоголе, улучшении социальных и экономических условий жизни, в росте общей культуры и духовности, распространении спокойной и взвешенной информации о вреде алкоголя, а также в формировании у населения безалкогольных стереотипов поведения. Практика введения «сухого закона» в ряде стран, в том числе и в России, не достигла желаемого результата, поскольку свободная продажа алкоголя не является единственной причиной алкоголизации. Преодоление пьянства возможно лишь при условии учета экономических, политических, социальных, культурных, психологических, демографических, юридических и медицинских аспектов данной проблемы.

 

 

Литература

 

1. Американская социология. - М., 1972.

2. Гилинский Я.И. Творчество: норма или отклонение // Социс. 1990. № 2.

3. Девиантность и социальный контроль в России (19 - 20 вв.): тенденции и социологическое осмысление. - СПб., 2000

4. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. - М., 1996.

5. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. - М., 1997.

6. Кравченко А.И. Социология. - М., 2000.

7. Ланцова Л.А. Социологическая теория девиантного поведения // Социс. 1990. № 2.

8. Ли Д.А. Преступность в структуре общества. - М., 2000.

9. Парсонс Т. О структуре социального действия. - М., 2000.

10. Проблемы борьбы с девиантным поведением. - М., 1989.

11. Смелзер Н. Социология. - М., 1994.

12. Современная западная социология: словарь. - М.,1990.

13. Тард Г. Социальная логика. - СПб., 1996.

14. Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Девиация: сущность, причины, значение | Лекция 1. Тема: Развитие и сущность понятия имиджа, его структура. Имидж как социальный регулятор коммуникации

Дата добавления: 2014-04-28; просмотров: 1352; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.