Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ГОРОДЕЦКИЕ УЗОРЫ

Городец – маленький старинный городок на берегу Волги, самый древний в Нижегородской (Горьковской) области, ровесник Москвы, основан Юрием Долгоруким в 1152 году. Издревле Городец был известен своими резчиками. Население района из-за малоземелья вынуждено было широко использовать обработку дерева.

При Петре I в России начинает быстро развиваться флот. В конце ХVII века были построены верфи в Городце, где Волга образовала удобный затон. Суда украшались резьбой и расцвечивались красками. Зимой, когда мастера были в простое, они резали доски на дома для украшения.

В конце ХVIII века в Городце зарождается промысел резных и инкрустированных донцев. В это время начала развиваться текстильная промышленность, для которой нужна была льняная пряжа. Прядением занимались женщины и донца начинают пользоваться большим спросом. Донце – это осиновая доска длиной до 75 см., шириной 20-25см. Один её конец закруглён. На вертикальную часть вставлялся гребень, на который надевалась кудель. Пряха садилась на лавку на краешек донца и левой полусогнутой рукой извлекала волокна кудели.

Донце украшали замысловатой резьбой, применяли инкрустации из морёного дуба. Мягкие породы дерева, которые попадают в воду, быстро сгнивают. Дубы же от долгого пребывания в воде, наоборот, становятся ещё прочнее. Пролежавший десятки лет на дне реки дуб становится тёмным. Твёрдая древесина дуба позволяла вырезать обобщённо лишь основной силуэт. Детали и фон подкрашивались краской.

В середине ХIХ века роспись окончательно вытесняет инкрустацию и резьбу на донцах. До конца ХIХ века городецкие мастера расписывали донца клеевыми и темперными красками, позднее они переходят на роспись масляными красками. Цветов немного, но смешанные между собой или разбелённые, они давали дополнительные оттенки: розовый, голубой, вишнёвый. Изображения на жёлтом фоне создавали праздничное настроение. Изображения коней, всадников, птиц, а позднее и жанровых сценок оживлялись белильными мазками – «оживками», прорисовывающими детали, делающими изображения объёмными. На жанровых сценах показаны праздничные гуляния, чаепития, весёлые катания. Донце, входившее обычно в приданое невесты, имело значение «оберега». На них стали изображать свадебные обряды.

В середине ХIХ века сложилась характерная форма растительного орнамента с определёнными элементами, типичными для творчества мастеров: это ягодка, розетка и цветок купавка, которые бесконечно повторяются в различных вариантах. Такие узоры встречаются и в русских шёлковых платках.

Городецкие донца мастера продавали на Макарьевской и Нижегородской ярмарках, они расходились по всей России.

В начале ХХ века, когда ткацкие станки вытеснили прялки и донца стали не нужны, встал вопрос, как избежать гибели промысла. В 1936 году городецкие мастера организуют артель и оформляют панно и другие токарные изделия с изображениями всадников в красноармейской форме. В годы Великой Отечественной войны фабрика не работала.

С 60-х годов ХХ века началось возрождение городецкой росписи. К тому времени из старых мастеров остался лишь один человек (Коновалов). Его послали в Хохлому, он обучил группу художниц и приехал с ними в Городец – так началось второе рождение промысла. У Хохломы сегодня всего 4 краски, у Городца – все. Для хохломы птицы редкость, Для Городца – правило.

Фабрика «Городецкая роспись» выпускает детскую мебель, коня-качалку, декоративные тарелки, панно, сундуки, короба, хлебницы, разделочные доски, шкатулки. Возродили роспись в технике клеевых и темперных красок.

Роспись не единственный и не самый древний промысел Городца. Почти все наличники их домов украшены резьбой, и у каждого она - своя. Ещё один промысел связан с резьбой и выпечкой пряников.

Пряники на Руси получили распространение с древнейших времён. Русское название идёт от слова «пряный». В старину в тесто клали 7 или 9 пряностей, что имело сакральное значение: число семь напоминало о семи днях творения, а девять (трижды три) обозначало Троицу. Пряники дарили ко дню рождения, в знак уважения и любви. Накануне Нового года пекли фигурные пряники в виде птичек, которые так и назывались колядки. К именинам пекли специальные пряники с начальными буквами имён ангелов – хранителей. Лакомство сначала прятали за икону: считалось, что ночью ангел – хранитель первым отведает его, подобреет и будет помогать весь год. Перед свадьбой родители жениха приносили в дом невесты особый сговорный пряник округлой формы (солярный, солнечный символ) с оттисками знаков плодородия. Провожая усопшего, всем раздавали поминальные пряники. Технология пряничного производства была разнообразной. Пряники были печатные, вырезные, лепные.

Печатные пряники делались при помощи деревянных форм, которые изготовлялись из твёрдых пород дерева, чаще всего из нижней части ствола груши или берёзы, и назывались пряничными досками. Доски делали толщиной около 5 сантиметров и сушили от 5 до 20 лет при естественной температуре, так чтобы на них не попало солнце. На уже готовую доску наносился рисунок в зеркальном отображении, и её проваривали в растительном масле до трёх суток. Края досок для прочности смазывали смолой или воском. Рисунок пряников годами оставался чётким. Сохранились доски, которым по полтора столетия.

Доска с рельефно углублённым узором накладывалась на тесто, и изображение отпечатывалось на нём. Тесто не прилипало и легко сходило. Рисунки были разнообразные. Пряничные доски выполняли для изготовления одного, двух, четырёх, и даже 120 пряников одновременно.

До революции в Городце этим промыслом занималось 30 семей. Мужчины создавали самые разнообразные формы, а женщины выпекали пряники. Каждая семья из поколения в поколение передавала свой секрет выпечки пряников. 30 семей – 30 сортов городецкого пряника. В русской жизни пряник играл большую обрядовую роль. Были пряники свадебные, поминальные. На многих пряничных досках затейливая вязь слов: «От всей совести моей дарю милости твоей» или «Пряник сей посылаю другу, помня добрую ко мне услугу». На пряничной доске надпись вырезана в обратном направлении, лишь на отпечатке на прянике она становится правильной. Пряники с надписями особенно ценились, и иногда неграмотный резчик делал «надпись» из бессвязного набора букв. Пряники украшали стол на праздник, а к концу торжества разрезали на куски и раздавали гостям, это было напоминанием, что пора расходиться по домам. Поэтому такие пряники в народе получили название «разгонные».

Искусство изготовления пряников продолжает жить и в наши дни. В Городце выпекают пряники, где используют более 20 разнообразных досок. Печатные пряники выпускают в Туле, их пекут с начинкой. Не забыли о древнем искусстве и московские пряничники. Там выпускают печатные пряники с изображением Московского Кремля. Эти пряники упаковывают в нарядные коробки.

Тех, кто делал пряники, называли «прянишниками». Профессия была наследственной и передавалась из поколения в поколение. Иногда эта профессия закреплялась в виде фамилии.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
РУССКАЯ МАТРЁШКА | ЛАКОВЫЕ МИНИАТЮРЫ

Дата добавления: 2014-04-28; просмотров: 507; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.