Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Форма арии

Читайте также:
  1. B. ПОЛНАЯ, ИЛИ РАЗВЁРНУТАЯ, ФОРМА СТОИМОСТИ
  2. C. ВСЕОБЩАЯ ФОРМА СТОИМОСТИ
  3. D. ДЕНЕЖНАЯ ФОРМА20
  4. II. Поворотная платформа, механизмы расположенные на ней.
  5. II. Тип организации верховной власти в государстве (форма государственного правления).
  6. III ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  7. V. Форма итогового контроля
  8. VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
  9. VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
  10. Автоматизированные информационные системы

Зародившись в жанре оперы, ария проникает во все циклические вокальные произведения как форма одной из частей. Формы арии многочисленны, зависят от стиля эпохи, национальной школы или конкретного композитора. Подробно рассмотрим разновидности арий в творчестве И.С. Баха.

В баховских ариях наблюдается теснейшее взаимодействие вокального и инструментального начал (при преобладании последнего). Экспонирование тематического материала как правило излагается инструментально. Часто по ходу развития в арии периодически появляются чисто инструментальные разделы с главной темой, традиционно называющиеся ритурнелями. Роль ритурнелей может быть различной.

Выделяются следующие формы:

1. Малые формы, где главная тема сначала излагается инструментально (период или форма типа развёртывания), а затем становится основанием вокально-инструментальной формы из двух и более частей, после которой вновь возвращается в инструментальном варианте (малая вокально-инструментальная форма с инструментальным обрамлением). Нередко возвращение начального инструментального раздела происходило в неизменном виде, и не выписывалось (Dal segno). См. Ария №36 из оратории «Мессия» Генделя.

2. Малые формы, где вокально-инструментальные разделы являются варьированным повторением инструментальных. Система повторений бывает различной. Например, схема арии №57 из Рождественской оратории Баха:

3. Вариационная форма в арии также встречается, в основном в виде бассо остинато. Специфика в чередовании вокальных и инструментальных разделов.

4. Концертная форма. Принцип неоднократного проведения главной темы (изложенной инструментально) в противопоставлении менее устойчивым вокально-инструментальным построениям близок концертной форме, где противопоставляются tutti-soli. Необходимые условия этой формы:

а) инструментальная тема должна сохранять главенствующее положение на протяжении всей арии;

б) вокально-инструментальные интермедии должны хотя бы тонально противостоять более устойчивой инструментальной теме. См. Арию с хором №48 из Страстей по Иоанну.

5. Старосонатная форма в арии. Особенности.

а) начальная инструментальная тема всегда имеет смысл главной партии (в форме развёртывания одночастной или двухчастной, предложения или обычной простой двухчастной);

б) с вступлением вокальной партии возможны два варианта: повторение темы с каденцией в основной тональности (удлинение главной партии) или повторение с модуляцией в побочную тональность (у вокального раздела функция связующей партии);

в) побочная партия может быть изложением главной партии с новым вокальным контрапунктом или её варьированным вокально-инструментальным проведением, чаще в доминантовой тональности; иногда появляются зачатки новой темы в ПП;

г) иногда в конце первой части ГП проводится в тональности заключения ПП, что играет роль заключительной партии;

д) развивающая часть может состоять из одного или двух разделов, замкнутых каденциями в побочных тональностях;

е) реприза бывает полной или сокращенной.

См. №11 из Страстей по Иоанну.

6. Ария Da capo – самый распространённый вариант формы. (см. лекцию по сложной трёхчастной форме). Страсти по Иоанну, №32.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Форма бар | Кантата

Дата добавления: 2014-05-02; просмотров: 474; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.002 сек.