Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
й учебный вопрос. Организационная культура и ее структураДля переработки топлива ректоров на БН, содержащего плутоний, была разработана модифицированная фторидно-газовая технология, воплощенная во Франции в усовершенствованной установке ATTILA, рис.1. Топливо реактора на БН содержало до 25% диоксида плутония, глубина выгорания 3-5%, время выдержки – 6 месяцев. Для эффективной переработки такого топлива с выделением как урана, так и плутония потребовались изменения в процессе фторирования. Фторирование плутония протекает во вторую очередь, после образования UF6. Для полного перевода плутония в PuF6требуется постадийное фторирование, либо более эффективные фторирующие агенты. Полученный в результате фторирования гексафторид плутония, необратимо сорбируется на сорбенте из NaF. Для использования такого сорбента в целях очистки гексафторида урана от примесей необходимо предварительное отделение плутония от урана. Такое отделение возможно осуществить термическим разложение газообразного летучего PuF6 до твердого PuF4 при 350°С. Другим вариантом перевода PuF6 в PuF4 является селективное восстановление PuF6. Процесс переработки смешанного уран-плутониевого топлива на усовершенствованной установке ATTILA осуществляли по следующей схеме: - подготовка топлива к резке; - резка твэлов с последующим измельчением таблеток диоксидов урана и плутония; - окисление топлива кислородом в реакторе кипящего слоя; - двухстадийное фторирование топлива в реакторе с кипящим слоем сначала разбавленным фтором при 350°С, а затем концентрированным фтором при 550°С; - конденсация UF6 и PuF6 при 80°С; - селективное восстановление PuF6 до PuF4 углекислым газом при 350°С; - очистка UF6 сорбцией на фториде натрия при 100°С и десорбция при 400°С в токе фтора с последующей конденсацией; - очистка PuF4 повторным фторированием и восстановлением до тетрафторида плутония; Степень извлечения урана и плутония составила 97,45% и 95-97,5 % соответственно, коэффициент очистки урана 108, коэффициент очистки плутония 103. Рис.1. Технологическая схема модифицированной установки ATTILA для регенерации уран-плутониевого топлива. 1 – фторатор; 2 – конденсатор UF6 – PuF6; 3 – ввод восстановителя PuF6 – CO2; 4 - сорбционно-десорбционная колонна с NaF; 5 – конденсатор UF6; 6 – система газоочистки; 7 – транспортная емкость для сбора готового продукта; 8 – циркуляционный насос; 9 - анализатор активности; Проведенные исследования по переработке ОЯТ РБН по фторидно-газовой технологии выявили следующие проблемы, требующие своего решения для того, чтобы эта технология могла конкурировать с водно-химической. - Топливная композиция должна быть тщательно отделена от конструкционных материалов твэлов и измельчена в порошок с размером зерен в несколько микрометров. - Повышение выхода урана и плутония в газовую фазу на стадии фторирования целесообразно достигать в двухстадийном процессе, осуществляемом в пламенном аппарате на первой стадии и в аппарате с кипящим слоем – на второй стадии. - Очистку урана от примесей на сорбенте из NaF производить только после тщательного разделения газовых потоков урана и плутония. Аналогичные исследования проводились и в нашей стране. На рис.2 представлена схема регенерации ОЯТ реакторов на быстрых нейтронах с использованием одного из вариантов фторидно-газовой технологии. На первой стадии переработки проводили отделение концевых деталей ТВС. Для этого на термомеханическом станке прикладывали осевое растягивающее усилие на концевые детали с одновременным локальным нагревом. Затем ТВС со снятыми концевыми деталями оплавляли при 1700-1800°С в специальной печи. Расплавленную сталь собирали в изложнице, а вскрытое топливо, содержащее до 3 % стали направляли на измельчение. Измельчение осуществляли окислительной перекристаллизацией или механически. Диспергированное топливо направляли в пламенный фторатор, где при 200°С проводили фторирование основной массы урана и плутония. Нелетучие фториды продуктов деления, PuF4 и оксифториды урана смешивали с алундом и подвергали дофторированию газообразным фтором в аппарате кипящего слоя при 350°С. Отходящие газы, содержащие летучие гексафториды урана и плутония, продуктов деления, фтор и кислород направляли в форконденсатор, где при температуре 10-15°С конденсировали основную массу пентафторидов ниобия и рутения. Газовый поток, содержащий UF6 и PuF6 после форконденсатора вымораживали в конденсаторах при – 80°С. Затем UF6 и PuF6 снова нагревали и испаряли в аппарат термического разложения PuF6, где его переводили в PuF4 при 350°С. На этой стадии происходит разделение урана и плутония. Гексафторид урана, очищенный от плутония, направляли на вымораживание при температуре – 80°С для отделения от фтора и кислорода. Прошедший через конденсаторы газ направляли в колонну низкотемпературной дистилляции с дефлегматором, охлаждаемым жидким азотом для отделения фтора от кислорода. Регенерированный фтор возвращали на узел фторирования ОЯТ. Кислород с остатками летучих фторидов ПД и фтора направляли на колонну с сорбентом из NaF для улавливания продуктов деления и фтора, а затем на колонну, заполненную активированным оксидом алюминия со специальным поглотителем фтора и фтористого водорода, и далее через криогенную ловушку с активированным углем сбрасывали в атмосферу. Очистку UF6 от продуктов деления проводили в двух ректификационных колоннах. В первой колонне UF6 отделяли от примесей, кипящих при более низкой, чем UF6 температуре (гексафториды технеция и рутения, пентафториды иода, сурьмы, ниобия).
Примеси концентрируются в кубовом остатке и периодически сбрасываются в систему газоочистки, состоящую из адсорберов, заполненных NaF и активированным Al2O3. Во второй колонне UF6 отделяли от примесей, которые кипят при более высокой температуре, чем UF6. Эти примеси концентрируются в дефлегматоре второй колонны и периодически сбрасываются в систему газоочистки. Очищенный от ПД UF6, пропускали через колонну, заполненную MgF2, для отделения UF6 от нептуния и технеция, а затем направляли в аппарат пирогидролиза для получения гранулированной смеси оксидов урана и плутония. Тетрафторид плутония из аппарата термического разложения направляли на повторное фторирование в аппарат с кипящим слоем. Очистку PuF6 проводили многократной переконденсацией. Гранулированную смесь оксидов урана и плутония получали обработкой гексафторидов урана и плутония водяным паром в присутствии водорода в двухкамерном аппарате с кипящим слоем. В первом аппарате протекает пирогидролиз с образование (U,Pu)O2, содержащим до 3 % фтора. Во втором аппарате проводят глубокое обесфторивание смешанных оксидов урана и плутония. Образующийся фтористый водород и остатки водяного пара конденсируют с получением плавиковой кислоты. Основная масса осколочных элементов локализуется в твердых продуктах, образующихся на различных стадиях фторидно-газовой технологии: слитки стали, огарки, сорбенты, поглотитель, поэтому их можно в специальных контейнерах направлять непосредственно на длительное или постоянное хранение.
й учебный вопрос. Организационная культура и ее структура Для определения понятия "организационная культура" обратимся к более общему понятию "культура". Этот термин возник в Древнем Риме, где под культурой обычно понимали культуру возделывание земли. Позднее понятие "культура" стало приобретать духовный оттенок и обозначать совершенствование человеческих качеств. В XVIII веке утвердилось представление о культуре, как о системе духовных ценностей человека или социума, его технических и научных достижений, в том числе в материально-производственной сфере. Культура проявляется универсально как в духовной, так и в экономической, социальной, политической и семейно-бытовой сферах жизнедеятельности людей. Распространенным является разделение культуры на две большие относительно самостоятельные части: материальная и духовная культура. Материальная культура – вся сфера материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, средства транспорта, предметы обихода и т.п.), а духовная культура – система, включающая все виды, формы и уровни общественного сознания, образования и воспитания, религии, науки, нравственности. Принято различать также культуру глобальную, общецивилизационную, а также элитарную и массовую.Кроме того, каждый народ, нация, этнос вносит в содержание культуры национальные особенности, определенные ее специфические черты. Организационная культура это отражение общецивилизационной и национальной культуры. Но это и специфический вид культуры, поскольку организация представляет собой социальную ячейку общества. Специфичность этого вида культуры связана, прежде всего, с миссией организации, ее предназначением, ролью в обществе, характером ее деятельности и значимостью организационных целей. Организационная культура представляет собой совокупность наиболее важных положений, установок и верований, принимаемых членами организации, отражаемых в декларируемых организацией ценностях и задающих персоналу организации ориентиры его формального поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения. Организационную культуру можно рассматривать на трех уровнях. Первый, низший уровень – это видимые внешние элементы, такие как организационные технологии, стиль обращения с клиентами, дизайн организационной символики и брендов, поведение персонала организации, этикет и используемый в повседневной деятельности язык и т.п. Иными словами это все то, что можно ощущать и воспринимать с помощью органов чувств. Второй, средний уровень включает такие структурные элементы организационной культуры, как ценности и верования, разделяемые членами организации и отражающиеся в элементах первого уровня. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от эмоционального настроя и нравственности персонала. Третий, высший уровень включает базовые положения: отношение к природе, понимание реальности времени и пространства, отношение к работе, человеку, обществу в целом и др. Эти положения определяют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие организационную культуру. Организационную культуру подразделяют на субъективную и объективную. Субъективная организационная культура – это разделяемые работниками предположения, вера и ожидания, а также групповое восприятие организационного окружения с его ценностями, нормами и роля ми, существующим и вне личности. Сюда включают ряд элементов "символики", особенно ее "духовной" части: истории об организации и ее лидерах и героях, организационные мифы, табу, обряды и ритуалы, язык общения и др. Например, в организационной культуре Японии принято соблюдение принципов мира и гармонии, требующих терпимости, соблюдения доброжелательных отношений между членами группы, согласования и подчинения личных целей групповым. "Предохраняя порядок от взрывов" считается необходимым избегать критики, одновременно не допуская принуждения критикуемого к публичному признанию своих ошибок, чтобы не подвергать его опасности уронить свое достоинство. Субъективная организационная культура является основой для формирования стиля руководства, технологии принятия управленческих решений, характера взаимоотношений руководителя и коллектива, коллегиальности и согласованности работы аппарата управления, преодоления чрезмерных заорганизованности и бюрократизма и других компонент организационных процессов. Объективная организационная культура – это обычно материальное внешнее окружение организации: офис или комплекс зданий организации, их место расположения, оборудование и мебель, объем пространства, удобства, комнаты приема, оснащение рабочих мест и т.п. Все это в той или иной степени отражает ценности, которых придерживается данная организация. Разумеется, оба эти аспекта организационной культуры активно взаимодействуют друг с другом. Однако субъективный аспект организационной культуры оказывает большее влияние на формирование, как общих черт культуры, так и специфических ее отличий у разных людей и разных организаций, В одной организации может быть несколько "локальных" культур: преобладающая в организации культура и культура ее частей: структурных подразделений, производственных и неформальных групп. Это, так называемые, субкультуры, которые могут сосуществовать в пределах одной общей культуры. Необходимо обратить внимание и на особенности национальной организационной культуры. Во-первых, в прошлом нередким проявлением организационной культуры российских предпринимателей был патернализм, забота о своих рабочих. Это было обусловлено рядом причин и, прежде всего, особенностями православной этики. Крупные российские предприниматели Иван Сытин, Савва Морозов, Е.И. Коновалова строили при фабриках больницы, родильные приюты, школы и жилье для рабочих и служащих, полностью оплачивая их содержание. Во-вторых, достаточно типичным является соотношение группового и индивидуального начала в организационной культуре. Для россиянина малая группа (бригада, артель) всегда была очень важна как защита от безответственности власти. Как отмечали исследователи, русские любят работать вместе, но не любят огульного подхода к ним во время работы, предпочитая, чтобы их вознаграждали индивидуально. В-третьих, культура участия рядовых работников в управлении. Участие в управлении невозможно без принятия отдельными работниками на себя определенных обязательств и ответственности, но в интересах организации в целом. Исследования показывают, что у россиян коэффициент участия в управлении выше, чем у американцев, – соответственно 3,2 и 2,3[1]. Эта особенность участия россиян в управлении определяется тем, что россиянин щедр на конструктивные предложения для верхних этажей управления, но, как правило, уклоняется от их реализации и не хочет брать ответственность за их последствия. В-четвертых, усиление элементов профессионализма в культуре организаций России. Период существования российского бизнеса за счет дилетантской нахрапистости, агрессивной безнравственности подходит к концу. Опрос[2] показал, что 70–75 % респондентов-бизнесменов заинтересованы в дальнейшей профессионализации своих умений и навыков. Это означает изменение ценностных установок, мотивов, поведенческой культуры многих руководителей российских коммерческих организаций. Процесс переключения ценностей на профессиональное самосовершенствование у ведущих групп российских предпринимателей дает основание прогнозировать качественное развитие российского бизнеса в ближайшие 5—7 лет. Культура организации – весьма подвижный феномен. Обычно организация растет за счет привлечения новых членов, приходящих из организаций, для которых характерна другая культура, и волей-неволей привносящих в нее элементы другой культуры - устойчивость, живучесть культуры организации определяется рядом ее ведущих факторов: количество верований, ценностей, разделяемых работникам», глубина разделяемости культуры членами организации, ясность приоритетов культуры. Система методов поддержания культуры организации: 1. Объекты и предметы внимания, оценки, то, чему менеджеры уделяют особое внимание. Своими повторяющимися контролирующими действиями менеджер указывает сотрудникам, что наиболее существенно и важно для организации и чего ожидает от них руководство. 2. Реакция руководства на критические ситуации и организационные кризисы. В условиях свертывания производства, сокращения продаж руководство организации, как правило, принимает ряд мер, непосредственно касающихся персонала фирмы. В организациях, в которых руководство рассматривает персонал как средство, а выплату ему зарплаты — как издержки производства, обычно предпочитают довольно резкое сокращение штатов, что, разумеется, не одобряется большинством работников. В фирмах, в которых человек рассматривается как ценнейший капитал, руководство частично сокращает рабочее время и сохраняет число занятых сотрудников, в результате чего между руководителем и большинство работников устанавливаются отношения взаимного доверия и сотрудничества. 3. Моделирование ролей, обучение. Элементы организационной культуры более прочно усваиваются сотрудниками посредством приемов и способов демонстрации того, что и как должны они делать. Например, показ фильма о порядке на рабочем месте, отношении к посетителям, правилах ношения униформы. В некоторых организациях разрабатываются алгоритмы: беседы с поступающим на работу, знакомство их с историей организации, экскурсия по музею организации, показ фильма о заслуженных сотрудниках фирмы и др. 4. Критерии наград и статусов. Если у большинства сотрудников будет сформировано устойчивое представление, что в фирме установлены весьма справедливые оценки деятельности работников, а образцы поведения служат укреплению имиджа организации, то можно не сомневаться в том, что культура организации будет формироваться в нужном русле. 5. Критерии подбора и продвижения. Это один из основных методов поддержания культуры в организации. Преуспевающие фирмы при подборе кандидатов на выдвижение чаще всего отдают приоритет своим сотрудникам или по рекомендации своих сотрудников привлекают специалистов из других фирм. Весьма распространенным является также сотрудничество кадровых служб организаций со студентами. При этом большое внимание уделяется не только интеллектуальным возможностям студентов, их знаниям, но и их способности адаптироваться к коллективу, данной модели культуры фирмы. 6. Организационная «обрядность», т.е. стандартные и повторяющиеся мероприятия, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения. Нередко на предприятиях совершаются обряды перехода — представление вышестоящим руководителем человека, переведенного на новую должность, его новому коллективу, визиты вежливости коллег-смежников и т.д. На многих фирмах систематически (раз в месяц, раз в неделю) проводятся совместные обедыи корпоративные вечеринки, в которых принимают участие высшее руководство фирмы и специально приглашенные рабочие, специалисты. 7.Обряд единения, суть которого заключается в признании существующего положения удовлетворительным. Цель этого обряда поддерживать чувство общности, объединяющее работников. Формой реализации этого обряда являются ежегодные приемы, в которых участвуют высшее руководство, основные держатели акций, некоторые сотрудники, главные клиенты, представители местного сообщества и т.д. Даже некоторые управленческие решения могут становиться организационными обрядами, которые работники интерпретируют как часть организационной культуры. Большое воздействие на поддержание и формирование организационной культуры оказывает руководитель-лидер, который заявляет фундаментальные ценности организации и воодушевляет работников претворять их в жизнь. Это предполагает наличие искренних личных обязательств лидера по отношению к ценностям, в которые он верит. Такими лидерами являются основатели компании, а также менеджеры, которые принесли фирме наибольший успех.
2-й учебный вопрос. Имидж организации, его общие характеристики и свойства Имидж организации – это совокупное представление о ней, ее миссии и культуре, характере взаимоотношений, а также о ее владельцах, менеджерах и персонале, формирующееся в обществе под влиянием объективных и субъективных обстоятельств. Оно складывается в результате совокупности представлений организации о себе и мнений окружающих, зафиксированных средствами массовой информации. Имидж организации – это образ, представление о той или иной организации, ее учредителях и руководителях, формирующееся в обществе под влиянием как объективных, так и субъективных обстоятельств. Имидж несет обобщенную и упрощенную информацию не только о реальных особенностях деятельности организации и поведения ее руководителей, но и о свойствах организации, существующих исключительно в воображении людей. Для имиджа свойственна сжатая характеристика. Она складывается в результате совокупности представлений организации о себе и зафиксированных СМИ мнений окружающих. В имидже соединяются два начала: «что ты есть на самом деле» и «как тебя представляют другие». Последнее может оказаться сильнее – в этом случае образ может не соответствовать действительности, реальному прототипу. Основу имиджа организации составляют фирменный стиль внутренних и внешних деловых и межличностных отношений персонала и официальная атрибутика – название, эмблема, товарный знак. Свойства имиджа организации: 1. Имидж зависит не только от общей деятельности организации и ее руководителей, но и от деятельности ее подсистем. 2. Имидж организации, в известном смысле, персонифицирован, поскольку на ее образ сильно влияет поведение ее руководства и персонала. 3. Имидж организации напрямую зависит от ее упорядоченности и сплоченности. Организация, в которой заметны конфликты и противоречия, вряд ли может рассчитывать на привлекательный имидж. 4. Имидж зависит от стандартов, принципов, норм, утвердившихся в организации и в обществе в целом. В современном обществе наибольшее влияние оказывают демократизм, гуманизм, порядочность во взаимоотношениях руководителей с подчиненными и друг с другом. Пути создания и укрепления имиджа: 1. Разработка значимой для общества миссии организации, определение структурным подразделениям частных целей и задач в соответствии с миссией организации. 2. Выработка фирменного стиля деловых и межличностных отношений персонала. 3. Разработка уникальной и узнаваемой официальной атрибутики – названия, эмблемы, товарного знака. 4. Строгое соблюдение менеджерами принципов организации и моральных норм ведения бизнеса. 5. Поиск, воспитание и выдвижение руководителей организации, органично и умело сочетающих властные полномочия и функции лидерства. 6. Сплочение коллектива, формирование корпоративного духа, локализация и своевременное разрешение конфликтов и противоречий в коллективе. 7. Формирование положительного восприятие персоналом и потребителями образа организации в целом, ее руководителей, миссии, стратегии и тактики. Следует иметь в виду и следующее. Во-первых, имидж организации зависит не только от ее общей деятельности, деятельности ее руководителей, но и от деятельности ее подсистем. Во-вторых, на образ организации влияет поведение ее членов, и в этом случае он в известном смысле персонифицирован. В-третьих, имидж организации напрямую зависит от ее упорядоченности, сплоченности: организация, раздираемая противоречиями и конфликтами, вряд ли может рассчитывать на привлекательный для партнеров и населения имидж. В-четвертых, имидж зависит от стандартов, принципов, норм, утвердившихся в организации — положительное влияние оказывают демократизм, гуманизм, порядочность во взаимоотношениях руководителей с подчиненными и друг с другом. В-пятых, для создания и укрепления нужного имиджа важное значение имеет отношение работников к своей организации и ее руководителям, ее миссии, стратегии и тактике. На психологическом уровне имидж организации концентрируется в образе руководителя фирмы и соответствует одному из распространенных образов-архетипов: • мудрец, обладающий тайными знаниями; • добрый молодец, защитник слабых и обездоленных;• в общении с людьми научитесь понимать то, что ими не высказано; руководствуйтесь в работе тремя «не»: не раздражайтесь, не теряйтесь, не распыляйтесь; • будьте терпимы к недостаткам людей, если эти недостатки не мешают формированию положительного имиджа вашей фирмы; • избегайте заносчивого, самонадеянного, категоричного тона в разговоре, выступлении – этим вы демонстрируете переоценку собственной персоны и пренебрежение к окружающим; • помните, что нет ничего острее и болезненнее для человека, чем унижение, которое никогда не забывается и не прощается. Бойтесь совершить несправедливость — она сильно задевает людей. В деловом мире часто иронизируют по поводу "русского бизнеса". В нем действительно много несуразностей, но, тем не менее, он развивается и совершенствуется. О том, что традиции российского предпринимательства заслуживают изучения и следования им, свидетельствует подлинный документ – присяжный лист человека, поступающего на работу маклером на Калашниковскую хлебную биржу: "Я, ниже поименованный, обещаюсь и клянусь всемогущим Богом перед Святым Его Евангелием в том, что принимаемые мною обязанности маклера Калашниковской хлебной биржи города Санкт-Петербурга — исполнять все предписанные и впредь предписываемые могущие правила, и оправдать сделанное мне доверие не по одному опасеныо законных наказаний, а по чистой совести и в страхе Божьем; из пристрастия же, корысти, дружбы или вражды, противно должности моей, отнюдь не поступать; в чем целую слова и Крест Спасителя Моего. Аминь. Санкт-Петербургской 2-ой гильдии Купца Биржевой маклер Калашниковской хлебной биржи А.М. Анциферов, 28 июня 1902 год"1. Наши предки наверняка не имели представления о таких понятиях, как "имидж", «этика» и др., но содержание этих понятий было для большинства из них очень близким, составляло сущность того, чем они дорожили превыше всякой прибыли. Именно это и должно быть воспринято современными предпринимателями как завещание служить честно делу и родине.
[1] Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология организации: Учебник. Под ред. д-ра экон. наук, проф. Э.М. Короткова. — М.: ИНФРА-М, 2000. -182 с. (серия «Высшее образование»). [2] Там же
Дата добавления: 2014-05-02; просмотров: 438; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |