Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Литературно-общественное движение 1730-х — начала 1760-х годов. Становление классицизма

Читайте также:
  1. II. Становление риторики в период Средневековья
  2. PR в России: становление и развитие. Роль связей с общественностью в современном гражданском обществе и рыночной экономике. Российский рынок PR услуг.
  3. Res mancipi et res nec mancipi. Старое и главное деление цивильного права вещей на res mancipi и res nec mancipi сохранилось до начала империи.
  4. Автомобильная дорога метраж начала а/д 25.000; метраж конца а/д 27.000. Участок дороги 5 км
  5. Вопрос 1. Становление и основные черты средневековой философии. Апологетика и патристика
  6. Вопрос №29 Налоло, приостановление, истечение
  7. Восстановление народного хозяйства СССР.
  8. Восстановление трассы и работы по рекультивации
  9. Восстановление устной импрессивной речи.
  10. Восстановление утраченного судебного производства

 

28 января 1725 г. скончался Петр I. В предсмертных муках он не смог дописать завещание и реализовать декларированное в «Духовном регламенте» (1722) право государя определять себе преемника. Началась полоса дворцовых переворотов.

Менее чем за 15 лет на русском престоле перебывало пять монархов, и восшествие каждого из них на трон сопровождалось острой борьбой. / Екатерина I, А.Д. Меньшиков, скоропостижная смерть юного Петра II в 1730 г. приводит на русский престол вдову курляндского герцога Анну Иоанновну (дочь царя Ивана V Алексеевича, племянницу Петра I)/.

С приходом к власти Анны Иоанновны наступил период «бироновщины».

Дворцовый переворот 25 января 1741 г. привёл на престол дочь Петра I — Елизавету, она правила 20 лет, обстановка в стране стабилизировалась.

Борьба за продолжение реформаторских начинаний Петра I обострилась, невозможно было отменить им содеянное. «По смерти Петра I, — писал Пушкин в своих заметках по русской истории XVIII в., — движение, переданное сильным человеком, всё ещё продолжалось в огромных составах государства преобразованного». Новое бесповоротно вошло в жизнь, ибо оно отвечало коренным интересам будущего России. Создание военного флота и сильной, обученной современным способам ведения войны армии обеспечило возврат России прибалтийского побережья и утвердило её политическую мощь в Европе. Облик старой России реформировался, широко распространялось просвещение, активно осваивались новые формы промышленного производства, опираясь на опыт приглашённых в Россию иностранных специалистов, русские люди отправлялись учиться в Европу. Огромное значение имело окончательное отстранение церкви от светской власти.

Восшествие на престол Елизаветы Петровны пробуждало в сознании русских людей надежды на продолжение политики, проводившейся её отцом. Призывы следовать примеру Петра I являются лейтмотивом культурно-идеологической программы, какую развёртывает перед Елизаветой Петровной в своих одах 1740—1750-х гг. М. В. Ломоносов. Имя дочери великого преобразователя России ко многому обязывало, и Елизавета не могла этим пренебрегать.

Широко преобразовывалась не только общественно-политическая структура государства, но и культурное развитие, просвещение получили размах, этим процессом отмечены 1740—1750-е гг.

Большое значение придавал Петр I созданию в стране Академии наук. Открылась она после его смерти в 1725 г., Петербургская Академия наук стала центром научной и культурной жизни России XVIII в. Первые журналы Академии печатались на латинском и немецком языках. Но уже с 1755 г. начинают издаваться на русском языке «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие», журнал, в котором помимо научных материалов печатались и литературные сочинения, переводы, а также статьи по филологии и истории. В работе Академии наук почти с самого её основания участвовал выдающийся немецкий математик Л. Эйлер. Её почетными членами в 1740—1750-е гг. были такие крупные ученые, как французский астроном Ж.Н. Делиль и немецкий философ Х. Вольф. С Петербургской Академией наук была связана деятельность основоположников новой русской литературы первой половины XVIII в. — А.Д. Кантемира, М.В. Ломоносова и В.К. Тредиаковского.

Большую роль в развитии русской культуры XVIII в. сыграли открытые при Петербургской Академии наук гимназия и университет (1724), чьи выпускники стали первыми представителями национальной интеллигенции. В большинстве своём разночинцы по происхождению, их высоким идеалом был сын архангельского помора русский академик Ломоносов, они внесли большой вклад в развитие русской культуры и науки.

Другим учебным центром по формированию культурных кадров того времени явился открытый в 1732 г. в Петербурге Сухопутный шляхетный кадетский корпус. Это было привилегированное учебное заведение, предназначенное для детей высшего дворянства. Воспитанников корпуса готовили для государственной службы, в программе обучения было много гуманитарных дисциплин. Поощрялись занятия литературой, в корпусе была драматическая труппа любителей театра, давались спектакли в корпусе и при дворе; многие кадеты сочиняли стихи, делали переводы. В конце 1750-х гг. силами преподавателей и выпускников корпуса в Петербурге издавался один из первых в России литературных журналов «Праздное время в пользу употребленное» (1759—1760).

Среди деятелей культуры XVIII в. немало воспитанников Шляхетного корпуса. В нем учился А.П. Сумароков, первые поэтические опыты которого приходились на годы его учебы в корпусе. Первой постановкой трагедии «Хорёв», принесшей Сумарокову широкую известность, он был обязан любительской труппе кадетов, сыгравших пьесу на придворной сцене 25 февраля 1750 г. Окончил это заведение и последователь, ученик Сумарокова, крупный поэт М.М. Херасков, автор знаменитой «Россияды».

Продолжением культурной политики Петра I в царствование Елизаветы Петровны явилось открытие в 1755 г. университета в Москве. В 1756 г. в Петербурге был основан первый русский государственный театр, директором которого был назначен А.П. Сумароков. В 1757 г. открылась Академия художеств в Петербурге. Созданная по воле Петра I новая столица постепенно становилась средоточием культурной жизни обновленной России, как бы символизируя собой плоды преобразований, предпринятых Петром I в первой четверти XVIII в.

Общественно-политическая жизнь 1730—1750-х гг. сохраняла преемственность с тем, что наметилось в годы царствования Петра I. Суть социальных процессов сводилась к укреплению принципа абсолютной монархической власти. При этом опорой русского абсолютизма с начала XVIII в. становится среднее служилое дворянство.

Своей «Табелью о рангах» Петр I ввёл практику вовлечения в ряды правящего класса нужных монархии людей из других сословий. И эта мера на первых порах играла благотворную роль, стимулируя выдвижение энергичных и способных людей на ответственные посты в государстве. В этом суть демократизма эпохи и программ поэтов Кантемира, Ломоносова, и Сумарокова. Провозглашённая Петром I программа обновления России и государственного строительства пробуждала инициативу правящего сословия, помогала им осознать ответственность за судьбы страны.

Именно в 1730—1750-е гг. происходит формирование нового культурного облика России, закладываются основы достижений русской литературы в XVIII в.

Деятели русской культуры первой половины XVIII в. стремились быстро овладеть достижениями художественной мысли Европы. На этой основе в России создавалась культура нового типа.

Уже в 1730-50-е гг. в русской литературе устраняется разрыв с уровнем развития европейской литературы, в России создаётся светская культура европейского типа, эстетически отвечающая уровню и потребностям общественно-политической жизни России, т.е. классицизм.

Ранний этап становления русского классицизма сочетался с традицией барокко, поздним Возрождением XVI в. Но по мере утверждения и органичного развития новых форм русской государственности классицизм занимает в русской литературе доминирующее положение вплоть до конца 1770-х гг.

Классицизм как художественный метод был явлением общеевропейским, наивысшего своего расцвета классицизм достиг во Франции XVII в. в период установления абсолютистской формы государственной власти. Трактат Буало «Поэтическое искусство» (1674) явился манифестом, обобщившим опыт литературных теоретиков, творческие достижения современников, поэтов и драматургов, — Корнеля, Расина, Мольера и др.

Классицизм провозгласил иной взгляд на человека, противопоставив гуманизму Возрождения систему, с запечатлённой внутренней противоречивостью человека. В системе классицизма, регулирующей художественную практику автора, отразилось характерное для данной эпохи стремление рассматривать явления окружающего мира вне их взаимосвязи.

От Возрождения классицизм перенял культ античности, выдвинув вслед за Аристотелем в качестве основной задачи искусства подражание природе. Писатели-классицисты сознательно ориентировались на произведения античности как на эталонные. Шедевры Древней Греции и Рима помогали классицизму утверждаться в неизменности идеалов прекрасного. И подобное метафизическое понимание предмета искусства прямо отражалось на творческих установках французских авторов XVII в.

Расцвет жанра трагедии в классицизме – прямое следствие тех эпохальных перемен, которые принесло с собой Возрождение.

В центре содержания трагедии французского классицизма XVII в. стоит проблема самоутверждения личности. Человек — творец своей судьбы оказывался трагически бессильным перед лицом неподвластной ему стихии собственного «я».

Путь самоутверждения личности в драматургии французского классицизма XVII в. виделся лишь как результат неумолимого действия страстей, единственных в художественном сознании века атрибутов человеческого характера и движущих сил человеческих поступков.

Однолинейность в раскрытии характера лишала героев французской трагедии XVII в. индивидуальности.

Художественная система классицизма с её строгой упорядоченностью требований, предъявляемых к сочинителю, - закономерная стадия в развитии художественного освоения мира.

К восприятию культурного опыта Западной Европы Россия обращается в тот момент, когда век Корнеля и Расина был уже позади. В европейской общественной мысли формировались идеалы Просвещения. Властителями дум выступали Монтескье и Вольтер. Поэтому восприятие эстетики классицизма в России протекало параллельно с усвоением идей философии Просвещения. Она и явилась идеологической базой русского классицизма. Светский характер духовных запросов, рационалистический подход к социально-политическим проблемам соответствовали задачам, поставленным перед русской культурой после петровских реформ первой четверти XVIII в. Главными среди них были вопросы укрепления и развития начатых Петром I преобразований.

Вот почему трактовка основной проблемы искусства классицизма — проблемы человеческой личности получила в России специфическое выражение. После реформ Петра I культура окончательно приобретает светский характер. На первое место при оценке нравственного достоинства человека выдвигается служение интересам государства. От выполнения общественного долга не мог быть свободен даже сам монарх. Петр I в данном случае – символ и пример обновленной России, просвещенного государя, поэтому пристальный взор французских просветителей был обращён на Россию.

Таковы были идеологические предпосылки, определявшие пути формирования русского классицизма.

Его своеобразным манифестом в России явились «Две Епистолы. В первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве», выпущенные Александром Петровичем Сумароковым в 1748 г. Определяя в них задачи новой русской литературы, автор ориентировался на трактат Буало. В отличие от французского, трактат Сумарокова появился на фоне отсутствия национальной литературы, какую хотел бы видеть автор. Исключение составлял Ломоносов, на его авторитет в жанре торжественной оды указывает Сумароков, сравнивая его с признанными классиками в этом жанре («Он наших стран Мальгерб, он Пиндару подобен»). Но, например, признавая заслуги Кантемира в жанре стихотворной сатиры, Сумароков не находит возможным, причислить его к образцовым авторам:

Преславного Депро прекрасная сатира /Подвигла в Севере разумна Кантемира/ Последовать ему и страсти охуждать;/ Он знал, как о страстях разумно рассуждать,/ Пермесских голос нимф был ввек его утеха,/ Стремился на Парнас, но не было успеха./ Хоть упражнялся в том, доколе был он жив,/ Однако был Пегас всегда под ним ленив.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Пути становления русской литературы XVIII века. Формирование её национального своеобразия | Устаревшая система силлабического стихосложения сатир Кантемира

Дата добавления: 2014-05-03; просмотров: 529; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.