Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Вопрос 1. Становление и основные черты средневековой философии. Апологетика и патристикаКлючевые термины Апологетика, теодицея, патристика, теоцентризм, креационизм, богооткровенность, антропологизм, провиденциализм, эсхатологизм, традиционализм, схоластика, реализм, номинализм, «универсалии», томизм, эссенция, экзистенция.
Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V – XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творения. Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I – V вв. н. э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V – XIII вв. н. э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения). Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160 – 220), Август Блаженный (354 – 430), Боэций (480 – 524), Альберт Великий (1193 – 1280), Фома Аквинский (1225 – 1274), Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109), Пьер Абеляр (1079 – 1142), Уильям Оккам (1285 – 1349), Николай из Отрекура (XIV в.). Наибольшее влияние на формирование христианского вероучения и тесно связанных с ним христианских философских идей оказали философские идеи Платона и его последователей в эллинистическом мире и Древнем Риме (неоплатонизм); позднего стоицизма, призывавшего человека к независимости от материальных благ и к личному моральному самосовершенствованию. Наиболее ранней формой христианской философской мысли была апологетика, ставившая целью защиту христианства от язычества и псевдохристианских доктрин – ересей (прежде всего – гностицизма и манихейства). Одной из важнейших проблем, вокруг которой шла борьба с ересями, была проблема теодицеи (богооправдания появления зла в мире, сотворенном всеблагим Богом). Одним из первых представителей апологетики был Юстин Мартир («Мученик», ок. 100 – 166 гг.), полагавший философию платонизма ведущей к Богу, к христианству. Крупнейшим представителем апологетики был Квинт Септимий Тертуллиан (ок. 160 – 230 гг.). Тенденцию сближения христианства с эллинистической философией выразил Тит Флавий Климент (Александрийский, ок. 150 – 219 гг.), основавший в III столетии в Александрии христианскую, богословскую школу. Крупным ее представителем и следующим руководителем был Ориген (184 – 254), который требовал изучать трактаты древних философов и обнаруживать в них правильные, христианские черты. Учение «отцов церкви», заложивших канонические основы христианского вероучения, получило название патристики. Большую роль в ее формировании на Никейском соборе 325 г. сыграл патриарх Александрийский Афанасий (295 – 373), боровшийся против взглядов пресвитера из Александрии Ария (256 – 336). Арий доказывал неравенство Бога-сына Богу-отцу, а Афанасий отстаивал идею единосущности Бога-отца и Бога-сына. Патристика выполняла задачу систематизации религиозных и философских взглядов христианского монотеизма. На Западе наиболее известным представителем патристики был Аврелий Августин (354 – 430), а на Востоке наибольшую роль в ее формировании сыграли представители каппадокийской церкви Григорий Назианин (Богослов), Василий Великий и особенно Григорий Нисский (335 – 394), а также Псевдо-Дионисий (Ареопагит). В целом христианскому религиозно-философскому мировоззрению присущи следующие черты: · теоцентризм – творец, определитель всего сущего – Бог; · креационизм – учение о создании мира и человека Богом из ничего; · идея греха и идея спасения, ориентированная на «спасение души»; · богооткровенность, т. е. раскрытие Божественной тайны через пророков и апостолов, Священное писание; · своеобразный антропологизм – «человек – образ и подобие Бога»; · провиденциализм – мир, человеческая история развития согласно промыслу Божьему; · эсхатологизм – учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде; · традиционализм, то есть настороженное отношение к интеллектуальным новациям; · идея богопознания через богоуподобление, веру и любовь; · идея благодати как богочеловеческая основа нравственности и духовности.
Дата добавления: 2014-03-13; просмотров: 836; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |