Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ И ТЕОЛОГИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
РАЗДЕЛ 1 Выводы Киники – философская школа, которая обосновывала идею свободы вне общества (асоциальной свободы). Киренская школа основана в IV в. до н. э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. Наиболее известными представителями киников являлись Антисфен, Диоген Синопский (прозванный Платоном «Сократ, сошедший с ума»), Кратет. Главная цель кинического учения – не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни – вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) – и проверка данного образа жизни на себе. Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись: · гедонизм – учение, признающее наслаждение, удовольствие высшей целью и основным мотивом человеческого поведения; · возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества); · добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество; · отсутствие постоянного места жительства, скитания; · паразитический образ жизни, попрошайничество; · предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене; · восхваление физической и духовной бедности; · крайний аскетизм; · замкнутость; · критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических; · непризнание авторитетов; · воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни; · неготовность к спору, стремление подавить собеседника; · отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам; · концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах; · радикализм, парадоксальность, скандальность; · отказ от изучения природы. Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений. В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др. Диоген Синопский (точные даты жизни неизвестны, жил в IV в. до н. э., современник Александра Македонского) – наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе (так как одно из прозвищ Диогена – «кинос», «собака», что на греческом языке созвучно слову «киник»). В действительности название – от слова «Киносарг» – холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками. Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным поведением и образом жизни, а также рядом высказываний и идей: · жил в бочке; · заявил царю Александру Македонскому: «Отойди и не загораживай мне солнце!»; · выдвинул лозунг: «Без общины, без дома, без отечества» (который стал его собственным жизненным и философским кредо, а также его последователей); · вывел понятие «гражданин мира» (космополит); · отвергал брак; · жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни; · не признавал никаких законов, кроме закона природы; · гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством; · идеализировал жизнь первобытных людей и животных. Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков («Стоя» – название портика в Афинах, где она была основана). Основателем данной философской школы считается Зенон Китайский (не путать с Зеноном Элейским, автором так называемых «апорий» – парадоксов). Стоическая философия в своем развитии прошла ряд этапов. · ранняя стоя (III – II вв. до н. э.), представители – Зенон, Клеанф, Хрисипп и др.; · средняя стоя (II – I вв. до н. э.) – Панеттий, Посидоний; · поздняя стоя (I в. до н. э. – III в. н, э.) – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) – освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели – постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость. Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности). К характерным чертам стоической философии также относятся: · призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом); · признание добродетели высшим благом, а порока – единственным злом; · определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру; · призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру; · признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны; · неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу; · оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро; · восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры; · высокий эстетизм в мыслях и поступках; · осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков; · признание стремления к счастью высшей целью человека. Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий. Сенека (5 г. до н. э. – 65 г. н. э.) – крупный римский философ, воспитатель императора Нерона, во время правления которого оказывал сильное и благотворное влияние на государственные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством. В своих произведениях философ: · проповедовал идеи добродетели; · призывал не участвовать в общественной жизни и сосредоточиться на себе, собственном духовном состоянии; · приветствовал покой и созерцание; · был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни; · верил в безграничные возможности развития человека и человечества в целом, предвидел культурный и технический прогресс; · преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, «толпу»; · считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье; · видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению людьми счастья в жизни. Марк Аврелий Антонин (121 – 180 гг. н. э.) – крупнейший римский философ-стоик, в 161 – 180 гг. – римский император. Написал философское произведение «К самому себе». К основным идеям философии Марка Аврелия относятся: · глубокое личное уважительное отношение к Богу; · признание высшим мировым началом Бога; · понимание Бога как активной материально-духовной силы, объединяющей весь мир и проникающей во все его части; · объяснение всех происходящих вокруг событий Божественным промыслом; · видение в качестве главной причины успеха любого государственного начинания, личного успеха, счастья сотрудничества с Божественными силами; · разделение внешнего мира, который неподвластен человеку, и внутреннего мира, подвластного только человеку; · признание основной причиной счастья отдельного человека – приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром; · разделение души и разума; · призывы к несопротивлению внешним обстоятельствам, к следованию судьбе; · размышления о конечности человеческой жизни, призывы ценить и максимально использовать возможности жизни; · предпочтение пессимистического взгляда на явления окружающей действительности.
Вопрос 5. Объективный идеализм Платона. Проблема государства
Платон (427 – 347 гг. до н. э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Парменид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написано в форме диалогов. Платон является представителем объективного идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие: · материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование; · окружающий мир («мир вещей») также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; · реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы); · чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны; · любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.); · весь мир является отображением чистых идей (эйдосов). Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: · «единого»; · «ума»; · «души». «Единое»: · является основой всякого бытия; · не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.); · есть ничто; · выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; · первоначало всего – всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого). «Ум»: · происходит от «единого»; · разделен с «единым»; · противоположен «единому»; · является сущностью всех вещей; · есть обобщение всего живого на Земле. «Душа»: · подвижная субстанция, которая объединяет и связывает «единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления; · также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа; · душа человека (вещи) есть часть мировой души; · душа бессмертна; · при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку; · постоянство души и смена телесных форм – естественный закон Космоса. Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира: · поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»; · «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»); · «чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию); · высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи»; · познание есть не что иное, как анамнезис – припоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом в мире идей. Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются: · монархия – справедливая власть одного человека; · тирания – несправедливая власть одного человека; · аристократия – справедливая власть меньшинства; · олигархия – несправедливая власть меньшинства; · демократия – справедливая власть большинства; · тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии. Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия. Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану: · все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники; · работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью; · воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях; · философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством; · философы и воины не должны иметь частной собственности; · жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают; · не существует брака, все жены и дети общие; · допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен. В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены. Историческое значение философии Платона в том, что: · впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений; · положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» – противоположность материалистической «линии Демокрита»); · впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т. д.; · были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.); · была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.). Академия Платона – религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в пригороде Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н. э.). Наиболее знаменитыми воспитанниками Академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу – Ликей), Ксенокрит, Кратет, Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.
Вопрос 6. Философские взгляды Аристотеля
Аристотель (384 – 322, гг. до н. э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа: · 367 – 347 гг. до н. э. (20 лет) – работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона); · 347 – 335 гг. до н. э. (12 лет) – жил и работал в Пелле – столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского; · 335 – 322 гг. – основал собственную философскую школу – Ликей (перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти. К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская политая», «Поэтика». Философию Аристотель делил на три вида: · теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»); · практическую – о деятельности человека, устройстве государства; · поэтическую. Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика. Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных) идей», и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи». Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики – протяженность, покой, движение и др. Аристотель дает свою трактовку данной проблемы: · не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира; · существуют только единичные и конкретно определенные вещи; · данные вещи называются индивидуумы (в переводе – «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не «идея стула», конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не «идея дома», и т. д.; · индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т. д.) – вторичной. Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого – высказывания). Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются: · сущность (субстанция); · количество; · качество; · отношение; · место; · время; · положение; · состояние; · действие; · страдание. Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность. Также согласно Аристотелю категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие. Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи. Что есть материя? По Аристотелю, материя – это потенция, ограниченная формой (например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью, и т. д.). Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что: · все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой; · изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета; · реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи; · потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное; · высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира. Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ, вслед за своим учителем, выделяет три уровня души: · растительная душа; · животная душа; · разумная душа. Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма. Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира. Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек: · по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных; · отличается от животных наличием мышления и разума; · имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе). Именно последнее качество – потребность жить в коллективе – приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями. Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство. Аристотель выделяет шесть типов государства: · монархия; · тирания; · аристократия; · крайняя олигархия; · охлократия (власть толпы, крайняя демократия); · полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии). Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития). Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля). Историческое значение философии Аристотеля в том, что он: · внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»; · дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; · выделил 10 философских категорий; · дал определение бытия через категории; · определил сущность материи; · выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии; · внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок заключения).
Вопрос 7. Учение Эпикура
Эпикур (341 – 270 гг. до н. э.) – древнегреческий философ-материалист. Философия Эпикура делится на три больших раздела: · учение о природе и космосе («физика»); · учение о познании («каноника»); · учение о человеке и его поведении («эстетика»). Основными положениями учения Эпикура о природе и космосе являются следующие: · ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения (закон сохранения материи); · вселенная вечна и бесконечна; · все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты; · атомы и пустота вечны; · атомы находятся в постоянном движении (по прямой, с отклонениями, сталкиваются друг с другом); · «мира чистых идей» не существует; · существует множество материальных миров во Вселенной. «Каноника» (учение о познании) опирается на следующие основные идеи: · окружающий мир познаваем; · основным видом познания является чувственное познание; · невозможно «созерцание разумом» каких-либо «идей» либо явлений, если этому не предшествовали чувственное познание и ощущение; · ощущения возникают благодаря восприятию познающим субъектом (человеком) истечений (образов) предметов окружающей жизни. «Эстетику» Эпикура (учение о человеке и его поведении) можно свести к таким основным положениям: · своим появлением на свет человек обязан самому себе (родителям); · человек есть результат биологической эволюции; · боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела; · судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов; · душа является особым видом материи; · душа человека смертна, как и тело; · человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни; · счастье человека состоит в удовольствии; · под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия); · нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.
Античная философия развивалась на протяжении 12-13 веков, с VII в. до н. э. по VI в. н. э. Речь идет об особом типе философии. В качестве подведения итогов перечислим некоторые характерные черты античной философии: · Античная философия основана на принципе объективизма. Это означает, что субъект пока не ставится выше объекта, как это случится в новоевропейской философии. · Античная философия исходит из чувственного Космоса, а не из абсолютной личности, что характерно для средневековья. Античная философия – это материально-чувственный космологизм. · Космос – абсолютное божество, а это означает, что античная философия пантеистична, т. е. отождествляет Бога и природу. Греческие боги природны и антропоморфны: они просто-напросто похожи на людей. · Космос обусловливает необходимость. Необходимость применительно к человеку есть судьба. Античный человек допускает судьбу, но она ему неизвестна доподлинно. Он решает действовать самостоятельно. Он – герой. Античная философия соединяет фатализм с героизмом. Люди – талантливые актеры на грандиозной космической сцене. · Античная философия многого достигла на понятийном уровне, но она почти не знает законов. · Античная философия приступила к различению логического, эстетического, нравственного, но склонна порой к их необоснованному отождествлению. Античная философия – замечательная школа мысли, ее идейное богатство не может не воодушевлять. Она открывает врата того стиля мышления, который характерен для передовых цивилизаций. Ни войти, ни существовать в рамках этих цивилизаций без античной философии невозможно.
Вопросы для самоконтроля 1. В чем заключается своеобразие античной философии и каковы ее основные проблемы? 2. Какой философский вопрос пытались решить представители Милетской школы? 3. В чем заключается диалектическая природа всего сущего по Гераклиту? 4. В чем состоит основное достижение школы Пифагора? 5. В чем суть атомистического материализма? Чем отличается древний атомизм от современного? 6. В споре софистов и сократиков на чьей стороне находятся ваши симпатии и почему? 7. В чем суть «сократовской иронии» и «майевтики»? 8. Охарактеризуйте учение Платона об идеях. 9. Почему Аристотель вошел в историю как самый выдающийся систематизатор античного знания? 10. Каковы основные черты эллинистической философии? 11. Кто такие «киники» и откуда происходит это название? 12. В чем заключается суть стоицизма? 13. Какие идеи пропагандирует эпикуреизм?
Вопрос 1. Становление и основные черты средневековой философии. Апологетика и патристика. Вопрос 2. Основные философские идеи Августина Блаженного. Вопрос 3. Реализм и номинализм в схоластической философии. Вопрос 4. Философия Фомы Аквинского (томизм).
Дата добавления: 2014-03-13; просмотров: 545; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |