Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Драматургия Л. Андреева: его реалистические и экспериментальные пьесы
Подъём революционного движения накануне 1905 г. захватывает Андреева. Публичные выступления писателя пресекаются властями за их революционный характер; он участвует в заседаниях «Среды»; в 1904 г. подписывает протест литераторов против зверств московской полицейской власти. Однако именно в эти годы начинаются решительные расхождения Горького с Андреевым. Писатели по-разному оценивают перспективы развития революции, ее идеалы, роль литературы в общественной борьбе. Андреев занял позицию «надпартийности» в искусстве. Партийность творчества Горького кажется Андрееву «фатализмом». Андреев пытается обосновать идеологическую независимость творчества от политических направлений, а это оборачивалось утратой связи с революционными силами современности. Двойственность отношения Андреева к революции выразилась в его пьесе «К звездам», созданной в самый разгар революционного движения 1905 г. Пьеса выделяется из всего написанного Андреевым о революции. Автор, как отмечал Луначарский, поднялся в ней «на большую высоту революционного мирочувствования». Поначалу пьесу о роли интеллигенции в революции Горький и Андреев хотели написать вместе. Но с развитием революционных событий сложились разные отношения писателей к этому вопросу. Единый первоначальный замысел реализовался в двух пьесах – в горьковской «Дети солнца» (февраль 1905 г.) и андреевской «К звездам» (ноябрь того же года). Пьеса Андреева отразила глубочайшие расхождения писателей в понимании смысла и целей революции. Место действия пьесы – обсерватория ученого астронома Терновского, расположенная в горах, вдали от людей. Где-то внизу, в городах, идет сражение за свободу. Революция для Андреева только фон, на котором развертывается действие пьесы. «Суетные заботы» земли противопоставлены Терновским вечным законам Вселенной, «земные» устремления человека – стремлениям понять мировые законы жизни в ее «звездной» бесконечности. Революция терпит поражение, революционеры гибнут; не выдержав пыток, сходит с ума сын Терновского. Друзья революционеров – сотрудники Терновского – возмущены его философией и в знак протеста покидают обсерваторию. Рабочий Трейч готовится к продолжению революционной борьбы. Но спор «правды» Терновского и «правды» революции остается в пьесе неразрешённым. Если Горький в «Детях солнца» зовет интеллигенцию – «мастеров культуры» – к борьбе вместе с народом за новые формы социальной жизни, то Андреев питает иллюзию о возможности остаться «над схваткой», хотя испытывает тяготение к революции. Сочувственное отношение писателя к революции и революционерам выразилось в таких произведениях, как «Губернатор» (1905), «Рассказ о семи повешенных» (1908); в них он писал о расправе царизма с освободительным движением. Ярким новаторским произведением стала пьеса «Жизнь Человека» (1906), в которой разрабатывается проблема роковой замкнутости человеческого бытия между жизнью и смертью, бытия, в котором человек обречен на одиночество и страдание. Пять действий этой драмы воспроизводят «Рождение Человека и муки матери», «Любовь и бедность», «Бал у Человека», «Несчастье у Человека», «Смерть Человека». Уже перечень этих обозначений актов показывает, что пьеса условна и выводит на сцену отвлечённые фигуры Человека, лишённого имени и плоти, безымянных старух, соседей, гостей. Они не вписаны в определённую историческую обстановку, лишены национального колорита. Пьеса лишена фабулы, композиционно состоит из мозаичных фрагментов и отрывочных эпизодов, представляющих собой обобщённые и аллегорические картины жизни главного лица. Здесь почти нет быта, преобладают символы, одним из которых является «Некто в сером, именуемый Он». Будучи комментатором основных событий, он ассоциируется с Роком, сопровождающим бытие Человека. В руке у него горящая свеча – символ жизни главного героя. Он извещает об основных веках существования Человека («Тише! Человек родился!»). Герой бросает ему перчатку, зовёт на бой свою судьбу, посылает вызов миру буржуазной сытости и самодовольного мещанства. Но Некто в сером констатирует, что Человек «покорно совершает круг железного предназначения». Это очень напоминает замкнутый круг, переданный Блоком в стихотворении о доме, улице, фонаре и аптеке. Недаром поэту пришлась по душе эта пьеса, и он назвал её «важной и насущной». Правда, Блок полагал, что в этой пьесе победил Человек. Но логика драмы такова, что беспощадный приговор произносит всё-таки этот «в сером». Тревожное пламя свечи гаснет, и Некто в сером произносит: «Тише! Человек умер!». Свою драму Л. Андреев обогатил приёмами античного театра, введя хоровые монологи, декламацию, ритмичную речь; назидательность пьесы-притчи он соединил с философичностью средневековой мистерии, а особенность условного народного искусства синтезировал с достижениями символизма. Становится понятной, почему так заинтересовался этой пьесой Театр В.Ф. Комиссаржевской, в ту пору культивирующий символизм, и тогдашний режиссёр этого театра В. Э. Мейерхольд. Новаторство автора было высоко оценено, и драма «Жизнь Человека» была удостоена Грибоедовской премии. Л. Андреев как драматург продолжил свои поиски и эксперимент. В 1907 году появляется пьеса «Чёрные маски», произведение ещё более фантастическое. Его действие развертывается в театрально-условной средневековой Италии времен крестовых походов в замке рыцаря Святого Духа герцога Лоренцо. Вновь драматург говорит о сущности человеческого бытия. Лоренцо еще глубже, чем Человек из пьесы «Жизнь Человека», ввергается Андреевым в тьму полного неведения и о себе, и о мире. В основе пьесы лежит все та же мысль автора о глубочайшей дисгармонии мира. На радостный праздник герцог Лоренцо приглашает гостей. И они приходят, но в отвратительных масках. Маски появляются на музыкантах, на звуках музыки, словах песен. И сам Лоренцо оказывается совсем не тем, каким он кажется людям и самому себе. Его происхождение, его жизнь – под маской. Приём масок приобретает в пьесе целую систему значений.Это прежде всего раздвоение человеческой личности, причём «части» её, как личности герцога, тоже в масках. Загадочные иррациональные силы превращают задуманный Лоренцо праздник любви, красоты, гармонии в страшную мистерию раздвоения душ. В 1908 году драматург пишет пьесы в реалистической манере с правдивыми зарисовками («Любовь к ближнему», «Дни нашей жизни»). Но в этом же году Андреев возвращается к экспериментальной, символической драматургии и создаёт пьесу «Царь Голод», по своей композиции похожую на «Жизнь Человека». Но, введя в драму образы Царя Голода, Смерти и времени-звонаря, писатель показывает массовый народный бунт голодных против сытых, бунт, заканчивающийся поражением бедняков. Новизна пьесы заключалась не только в теме и образном строе, но и стилистике. Введение фольклорных образов глухого подземного «тысячеголосого ропота» голодных, растущий «ужас победителей», бунт работающих против машин, патетика речи, крики отчаяния, выразительность монологов, деформация образов, лики уродства, открытый антибуржуазный пафос пьесы – все эти особенности говорят об использовании в «Царе Голоде» элементов экспрессионизма. Среди многих других пьес Андреева можно выделить философско-символическую драму «Анатэма» (1908). В пьесе берётся под сомнение разумность всего существующего на земле, самой жизни. Анатэма – вечно ищущий заклятый дух, требующий от неба назвать «имя добра», «имя вечной жизни». Мир отдан во власть зла: «Всё в мире хочет добра – и не знает, где найти его, всё в мире хочет жизни – и встречает только смерть...». Есть ли «Разум вселенной», если жизнь не выражает его? Истинны ли любовь и справедливость? Есть ли «имя» этой разумности? Не ложь ли она? Эти вопросы задаются Андреевым в пьесе. Судьбу и жизнь человека – бедного еврея Давида Лейзера – Анатэма бросает как камень из пращи в «гордое небо», чтобы доказать, что в мире нет и не может быть любви и справедливости. Композиционно драма построена по образцу книги Иова. Пролог – спор Бога с Анатэмой, сатаной. Центральная часть – история подвига и смерти Давида Лейзера. Эта история явно перекликается с евангелической историей о трех искушениях Христа в пустыне – хлебом, чудом, властью. Бедный Лейзер, готовящийся к смерти, «любимый сын Бога», принимает миллионы, предложенные Анатэмой, и в безумии богатства забывает о долге перед Богом и людьми. Но Анатэма возвращает его к мысли о Боге. Давид раздает свое богатство бедноте мира. Сотворив это «чудо любви» к ближнему, он проходит через многие испытания. Люди, отчаявшиеся в жизни, исполняются надеждой и идут к Лейзеру со всех концов мира. Они предлагают ему власть над всей беднотой Земли, но требуют от него чуда справедливости для всех. Миллионы Давида иссякли, обманутые в своих надеждах люди побивают его камнями как предателя. Любовь и справедливость оказались обманом, добро – «великим злом», так как Давид не смог сотворить его для всех. Характерны образная система и стиль драмы. Драма стилизована под библейские мотивы и стиль Книги Бытия. Начало этому приёму было положено в повести «Жизнь Василия Фивейского». Стилизация библейской образности и ориентация на библейскую стилистику были отмечены Горьким как органическое свойство андреевского стиля. Следует назвать ряд драм, написанных в реалистическом стиле, но с сильным креном в натурализм: «Анфису» (1909), «Профессора Старицына» (1912), «Екатерину Ивановну» (1912), «Собачий вальс» (1916), «Реквием» (1917), пьесу о молодом Достоевском «Милые призраки» (1917) и «Тот, кто получает пощёчины» (1915).
Дата добавления: 2014-05-19; просмотров: 1464; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |