Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ИСКУССТВО НИДЕРЛАНДОВ. В XII веке особое место в развитии европейского искусства заняла область долины Мааса

Читайте также:
  1. ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
  2. ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
  3. Изобразительное искусство.
  4. Изобразительное искусство.
  5. Искусство (художественная культура).
  6. Искусство Венецианского Возрождения
  7. ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ
  8. ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ И АВСТРИИ
  9. ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ И АВСТРИИ
  10. ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ И АВСТРИИ 181

В XII веке особое место в развитии европейского искусства заняла область долины Мааса. Ныне это территория Бельгии, Нидерландов и частично Северной Франции (Лотарингия). Географическое положение страны на скрещении важных речных и сухопутных дорог северо-запада Европы определило ее интенсивные контакты с Францией, Германией, Англией, церковные связи простирались до Италии. Страна активно участвовала в европейском художественном процессе со времен Каролингов. Культовая архитектура в долине Мааса была консервативна в конструкциях, своды получили распространение во второй половине XII века. Более передовые позиции маасское искусство заняло в ювелирной пластике и литье, а также в миниатюре. Предвестник новых устремлений художников — «Библия из Ставло» (1097, Лондон, Британский музей). Создатели этого двухтомного манускрипта обратились к насыщенным античными реминисценциями произведениям оттоновских и византийских художников.

Поворот к новым изобразительным принципам яснее всего обнаружился в начале XII века в работах литейщиков, златокузнецов и эмальеров. Реформатором маасской пластики стал Ренье де Юи. Центральное произведение Ренье — бронзовая купель в церкви Сен Бартелеми в Льеже (1107—1118). Рельефы льежской купели изображали различные сцены крещения. В них по-новому были сформулированы проблемы европейской пластики: Ренье де Юи су-


192 искусство нидерландов


искусство нидерландов 193




122 Ренье де Юи. Купель со сценами кре
щения. Бронза. 1107—1118 гг. Льеж,
церковь Сен Бертелеми

123 Николай Верденский. Пророк Иона.
Рельеф «Реликвария Трех волхвов».
Позолоченное серебро. Между 1181
и 1230 гг. Деталь. Кёльн, собор


мел органически слить в своем произведении романское стремление к цельности и обобщенности объема с античной традицией естественного движения тела и свободно облегающей его драпировки. Искусство Ре-нье де Юи характеризуют пластическая наполненность объема, восприятие движения скульптурной массы изнутри в противоположность графическому членению поверхности у его предшественников. Рельефы Ренье не нарушают сложившуюся иконографию, но в трактовку фигур скульптор вносит свои коррективы. Он широко использует не только профильные положения, трехчетвертные повороты, но и показывает персонажи со спины.


Высшего взлета искусство между Маасом и Рейном достигло в творчестве лотарингского мастера Николая Верденского (ок. 1130 г. — после 1205 г.). Имя художника упоминается дважды: на исполненном в технике эмали окладе амвона {позднее превращенном в алтарный триптих) в Клостернёйбурге (Австрия, 1181) в на «Реликварии Девы Марии» в соборе Турне (Бельгия, 1205). Стилистический анализ позволил с достаточным основанием связать с именем Николая Верденского «Реликварии Трех волхвов» в Кёльнском соборе (между 1181 и 1230 гг.). Алтарные раки и реликварии XII века имели форму церковного здания; на их поверхности размещали


рельефы и медальоны с изображением сцен из жизни святых, располагали по периметру фигуры Мадонны, евангелистов, пророков. Окружение Николая Верденского стало на рубеже XII и XIII столетий тем полюсом, к которому стягивались важнейшие устремления европейского художественного творчества высокого средневековья. Путь лотарингского мастера — это движение от византинизмов и графичнос-ти пластин клостернёйбургского алтаря к мощной пластике фигур пророков на кёльнском реликварии (исполнены в 1181—1191 гг.), которые нельзя представить без прямого контакта с античной скульптурой. Однако мысль об итальянском путе-


шествии Николая пока остается предположением.

Сын поколения, которое вступило на европейскую арену около 1200 года, Николай Верденский наиболее концентрированно выразил те клас-сицизирующие — и просматривающиеся за ними протогуманиетиче-ские — устремления культуры XII века, которые волновали его современников по обе стороны Рейна, включая опыт скульпторов ранней французской готики. Ученики и последователи великого лотарингца работали в Кёльне; стиль его искусства развивали художники Трира; на Маасе ему наследовал Хугод'Уаньи. Близость устремлениям Николая Верденского обнаруживает


194 ИСКУССТВОНИДЕРЛАНДОВ


пластика соборов в Лане, Санлисе, Шартре, Париже, перекликается с его работами ранняя скульптура в Реймсе (знаменитая группа «Встреча Марии и Елизаветы»). Искусство Николая Верденского стоит на стыке двух эпох. Он унаследовал от романики мужественную силу и монументальную значительность образа, обогатил его византийской одухотворенностью и воспринятым от античности пластическим совершенством и передал готике более сложную духовную организацию своих персонажей. Фаза в развитии европейского искусства, представленная творчеством Николая Верденского, несмотря на всю ее значительность, не


могла быть длительной. Динамика исторического развития, расширившийся в эпоху крестовых походов кругозор, драматическая конфликтность происходивших в Европе общественных и политических перемен, дифференциация европейского общества неминуемо должны были вступить в конфликт с уравновешенностью образов, противопоставить им иное сознание, которое исходило бы из понимания меняющегося порядка вещей, который вовлекает в свой круговорот человека. Теперь не бытие, а движение, не данность, а процесс стали главным в мироощущении эпохи. Эти качества смогло раскрыть искусство готики.



<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ИСКУССТВО ГЕРМАНИИ И АВСТРИИ 181. вание замка к 1067 году. В XII— XIII веках первоначальные деревянные постройки были заменены каме | ИСКУССТВО СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ

Дата добавления: 2014-05-28; просмотров: 357; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.