Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
ИСКУССТВО СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫПроцесс феодального развития и становления ранней государственности на землях современных Чехословакии, Польши и Венгрии начался в IX—X веках. В IX веке сложилась Великоморавская держава, объединившая чешские, моравские, словацкие племена, земли Малой Польши (племена вислян), территории между Дунаем и Дравой. Во второй половине IX века были заложены основы формирования Польского государства с центром в Гнез-но. Князь Мешко I (960—992) уже возглавлял консолидировавшееся государственное объединение. Становление государственности в этой части Европы проходило под постоянной угрозой внешних вторжений, особенно интенсивных в второй половине IX века. Пришед шие с Востока в Европу кочевник*, венгры заняли область старых гуннских и аварских поселений, в 906 году разгромили Великоморавскую державу и расселились по Паннонии и равнине между Тиссой и Дунаем. После битвы на реке Лех набеги венгров в западные части Европы стали ослабевать, а с начала XI века прекратились. С этого времени начался период последовательного развития Венгерского государства и его культуры. Чешское княжество, которое после падения Великоморавской державы оформилось в самостоятельное государство, в 1029 году присоединило к себе Моравию. Словакия с XI века находилась под властью венгров. В ранней архитектуре Чехии преобладающим был тип ротонды. Она выполняла роль частного княжеского 196 ИСКУССТВО СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ ИСКУССТВО СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ 197
храма. Из дошедших памятников примечательны ротонда св. Петра в Старом Пльзенце (X в.), церковь св. Креста в Праге (ок. 1100 г.), капелла св. Катержины в Зноймо (до 1037 г.). Характерным памятником была ротонда св. Вита в Пражском Граде (933—935). Она имела эмпоры и галерею, четыре апсиды по сторонам и плоское перекрытие. Велико-моравскую традицию продолжили и храмы с продольным планом, которые обогатились опытом саксонской архитектуры (принцип чередования опор). Древнейшая трехнеф-ная романская базилика Чехии — церковь св. Йиржи в Пражском Граде. После 1142 года она была расширена, подверглась реконструкции и приобрела современный вид. Центральный неф имеет стро- 124 Ротонда св. Мартина. Ок. 1100 г.Прага пильное перекрытие, боковые перекрыты крестовыми сводами. В XII веке архитектура Чехии и Моравии достигла значительного подъема. На пороге столетия появилась вторая церковь св. Вита, на этот раз базилика с двумя хорами, криптами и капеллами, с декором ломбардского типа. Представление об обработке фасадов романских церквей Чехии и Моравии могут дать сохранившиеся до наших дней постройки в Доксани (конец XII в.) и Кладруби (конец XIII в.). От эпохи поздней романики дошли памятники светской архитектуры — каменные дома в Праге (начало XIII в.) с планировкой славянского типа: постройка имеет сени, жилые помещения и кладовые. Перекрытия в этих домах сводчатые. В Праге в период с 125 Сон Иосифа. Миниатюра «Вышеградского кодекса». 1085 г. Прага. Государственная библиотека ЧССР 198 искусство стран центральной и северной европы ИСКУССТВО СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ 199 126 Князь Болеслав И. Деталь росписи 127 Заступничество св. Войцеха. Ре 1150 по 1250 год определились основные черты комплекса Пражского Града. Представление о чешской и моравской живописи романской эпохи могут дать два наиболее значительных памятника -— миниатюры «Вышеградского кодекса» (1085) и роспись капеллы св. Катержины в Зноймо (1134). «Вышеградский кодекс» (Государственная библиотека в Праге) служил коронационным Евангелием. Над кодексом трудились два или три художника. Их творение отличается строгой монументальностью, сдержанностью колорита. Действие сведено к минимуму, повествование внушительно и степенно. Роспись в Зноймо характеризует искусство XII века. Она была исполнена четырьмя мастерами. Расположенные в несколько регистров фрески в Зноймо наряду с христоло-гическим циклом включают генеалогию рода Пржемысловичей. Авторы генеалогии исходили в своей программе из сочинения выдающегося средневекового историка Козьмы Пражского и самостоятельно создавали иконографию каждого образа. Первые памятники монументальной каменной архитектуры в Польше возникли на рубеже IX и X веков. Ротонда Девы Марии на Вавельском холме в Кракове (вторая половина X в.) близка по формам круглому храму св. Вита в Праге. Тип ротонды удержался в польской архитектуре и в более позднюю эпоху, вплоть до XIII и XIV веков. На начальном этапе польского зодчества ротонда включалась в комплекс дворцовых построек (Острув-Ледницки, Геч, Пшемысль). Завоевывают признание и базиликальные здания. В Познани был построен трехнефный собор с развитой западной частью; базиликой был и первый собор в Гнезно, от которого дошли остатки мозаичного керамического пола (ок. 1000 г.). Наиболее интенсивно церковное строительство развернулось во второй половине XI века. К этому времени относятся ранние костелы в Плоцке и Вроцлаве. В 1040—1058 годах был завершен двухбашенный фасад собора в Познани, в 1064 году освящен перестроенный храм в Гнезно, 1086—1096 годами датируется строительство церкви св. Анджея в Кракове. Краков стал столицей державы Пястов в 1034 году. Это событие ознаменовалось строительством первого собора св. Гереона на Вавеле, который оказался нестойким и около 1118 года был заменен новым зданием. Оно имело два хора и четыре башни. От второго храма сохранилась западная крипта св. Леонарда — трехнефное сооружение, перекрытое внушительными крестовыми сводами. Планировка и структура романских построек в Польше говорят о широте культур- 200 ИСКУССТВО СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ ИСКУССТВО СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ 201
ных связей, которые определялись контактами с Великой Моравией, затем с саксонским зодчеством, рейнской архитектурой. Наряду со значительными по размерам храмами существовали небольшие одно-нефные и двустолпные костелы, монастырские и приходские, с башней — круглой, квадратной или восьмигранной — на западной стороне и одной апсидой на восточной (Ино-влудзь, Жарнув). Во многих польских храмах отсутствует трансепт. Декор скуп и сосредоточен главным образом на порталах, столбах и капителях. В XIII веке новые черты в архитектуру храмов принесли цистерцианцы, в основном выходцы из Франции. Распространение получили 128 Церковь бенедиктинского монастыря в Яке. 1220—1256 гг. трехнефные базилики с планом в виде латинского креста и венцом капелл, перекрытия стали полностью сводчатыми. Утвердились крестовые своды с нервюрами (церкви в Вонхоцке, Сулеюве, Енджеюве), подготавливалась почва для развития готики. Декоративная каменная резьба известна в польских памятниках с XI века. Ленточные плетения покрывали стволы колонн и капители, оклады алтарей. В XII веке распространились растительные орнаменты; тимпаны порталов и стволы колонн украшались сюжетными композициями (храмы в Туме, Вроцлаве, костел Троицы в Стшельно). Выдающимся памятником бронзового литья предстают двери собора в 129 Собор Санкт Лауренциус. Начат в 1080 г. Лунд 202 искусство стран центральной и северной европы
Дата добавления: 2014-05-28; просмотров: 423; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |