Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
ИСКУССТВО СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ 203
Гнезно (1170—1180), на которых изображены сцены из жизни св. Вой-цеха. Композиции отличаются почти классической уравновешенностью, преобладают вертикальные ритмы и церемониальные сцены предстояний, лишь изредка прерываемые драматическим эпизодом. Стенная живопись сохранилась в немногих церквах. Зодчество Венгрии начало развиваться с XI столетия. Богатая культурная среда, которую застали венгры на завоеванных землях, контакты с соседними странами, принятие около 1000 года христианства способствовали сложению венгерского искусства, которое, обладая своеобразием, включилось в общее русло развития западноевропейской культуры. Ранний этап культового строительства представлен одно-нефными и трехнефными епископскими храмами, монастырская архитектура известна слабо. Среди дошедших зданий XI века встречаются редкие для Западной Европы решения — четырехконховая квадратная церковь в Фельдебре (середина XI в.) и церкви с шестиконховым планом (Кисомбор, Карца). На рубеже XI и XII веков определяющим стали контакты со Средиземноморьем, которые повлияли на распространение типа трехнефной базилики без трансепта. Этого вида постройки благодаря усилиям строительной школы в Пече стали наиболее популярными в Венгрии. От собора в Пече (после 1064 г.) сохранилась в неизменном виде лишь нижняя пя-тинефная церковь, которая выделяется редким для XI века цельным пространством, перекрытым крестовыми сводами. Внешний облик дошедшего до нас храма с четырьмя башнями возник в XII веке. Достаточно широко распространилось в Венгрии влияние скульптурного убранства собора в Пече. В последней четверти XII века на первый план выступила художественная и архитектурная школа Эстергома, который уже с X века был княжеской резиденцией. Важнейший сохранившийся здесь памятник — королевский дворец с капеллой. Дошедшие части этих сооружений — в частности, портал («Порта специоза») собора — говорят о взаимодействии при венгерском дворе французских и византийских образцов. Из Франции были занесены некоторые черты ранней готики (окно-роза, гурты сводов, стрельчатое очертание арок дворцовой капеллы), мозаики опирались на византийские источники. Скульптура сохранила полностью романские черты. Одно из изображений на капители дворцовой капеллы считается портретом венгра-каменотеса. В первой половине XIII века с ослаблением королевской власти основателями и донаторами родовых монастырей и церковных зданий в Венгрии стали крупные феодалы. В это время утвердился тип североитальянской трехнефной базилики без трансепта, который был модифицирован венгерскими строителями: боковые нефы переходили непосредственно в подбашенные части. Между башнями в интерьере церкви возводились эмпоры. Впервые такое решение было осущест- 130 Церковь в Каяунборге. Ок. 1170 г. влено в Лебене (1202—1208). Церковь в Яке (1220—1256) — лучший пример романского ансамбля на венгерской земле. Портал двухба-шенного фасада богато украшен скульптурой44. В западной части под башнями сохранились фрагменты росписи, в которых ощутимо воздействие византийских образцов. Монгол о-татарское нашествие в 1241—1242 годах на время нарушило яркое развитие венгерской архитектуры. С XII века с развитием архитектуры Венгрии было связано зодчество Трансильвании (Румыния). Крупнейшая постройка, осуществленная здесь в формах позднероманской архитектуры после татарского нашествия, — собор в городе Альба-Юлия (1241-1291). К ареалу культуры Западной Европы в романский период примыкало художественное развитие северной части современной Югославии — Словении, Хорватии, Черногорского Приморья, Воеводины. Распространение принципов романского зодчества, которое оказалось здесь весьма стойким, приходится на XI—XII века. На севере Европы, в Скандинавских странах — Дании, Норвегии, Швеции, — средневековая культура обладает чертами сходства, которое определялось этнической близостью населявших их народов и сплетением исторических судеб, но одновременно отмечена и своеобразием в каждой из стран. Феодальные отношения складывались здесь долго и окончательно сформировались
лишь в XII—XIII веках. Христианство распространялось с большим трудом, язычество удерживало свои позиции до XII века. Города были слабы, развитие ремесла началось во второй половине XII—XIII веке. Древнейшая архитектура Скандинавии была по преимуществу деревянной. Крупные культовые постройки романского времени явились результатом импорта развитых строительных форм. Таким был собор в шведском горо скандинавской действительности. В Дании, наиболее развитой стране региона, большую роль играли укрепленные монастыри и центрические церкви — башнеобразные постройки крепостного характера. Такова пятибашенная крестообразная церковь в Калунборге (ок. 1170г.) с гладкими стенами, скупо про-резанными небольшими оконными проемами и бойницами. Норвегия внесла наиболее значительный вклад в архитектуру Скандинавских стран своими деревянными постройками. Принципы христианского храмостроения подверглись в деревянном строительстве видоизменениям в соответствии со свойствами материала, навыками возведения жилой архитектуры, языческих храмов и кораблестроения. Выдающимся памятником деревянной архитектуры Норвегии является церковь в Боргунне (ок. 1150 г.) с причудливым и динамическим силуэтом. О декоре деревянных храмов дают представление сложнейшие орнаментальные плетения звериного стиля на порталах церкви в Урнесе (1060-1130).
Дата добавления: 2014-05-28; просмотров: 416; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |