Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ТЕМА: история судебного красноречия

Читайте также:
  1. II. История философии
  2. III. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИОТЕХНОЛОГИИ.
  3. SQL и его история
  4. В-1. Краткая история развития электрических машин
  5. Вопрос № 2: «Общие представления о психологии, как науке: история развития, методологические основы»
  6. Вопрос №1 Предназначение, история создания ГО. Задачи и основные мероприятия ГО при ведении военных действий..
  7. Вопрос №1 РСЧС ,история ее создания и предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
  8. Вопрос №2 Организационная структура Вооруженных Сил России. Виды и рода войск. История их создания и предназначение.
  9. Восстановление утраченного судебного производства
  10. Временная остановка судебного разбирательства.

.

 

ПЛАН

1. Развитие ораторского искусства в Древней Греции и в Древнем Риме.

2. Становление и развитие судебного красноречия.

4. Особенности славянской риторики.

4Современная классификация красноречия.

 

.

1.Современному человеку трудно представить и понять, какое значение имела для античности культура красноречия, и каким по­четом она пользовалась.

Культура Древней Греции и Рима в большей степени была куль­турой устного, а не письменного слова. Книги были рукописные, их было мало, многое приходилось заучивать наизусть, и люди хранили любимые сочинения поэтов и прозаиков не на книжных полках, а в памяти. Стихи Вергилия и речи Цицерона одинаково рассчитаны не на чтение глазами, а на произнесение вслух. Даже философские трактаты, научные исследования писались преж де всего для громкого чтения.

Наконец, в общественной жизни античности красноречие играло неизмеримо более важную роль, чем в новое время. Древность не знала представительной системы правления, власть в государстве принадлежала только тем членам правящего сословия, которые явились в сенат, и только тем гражданам, которые толпились на площади народного собрания; и обращаясь к ним лично, хороший оратор одной выразительной речью мог решающим образом повлиять на государственную политику.

Ораторское искусство широко было известно еще в древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии, Китае. Однако древняя Греция признается родиной красноречия. Выдающимися мастерами слова были Динарх, Гиперид, Горгий, Исократ, Исей, Эсхил, Филокрит и особенно Демосфен. Их знали как видных общественных и государствен­ных деятелей.

Возникает теория красноречия - риторика как теоретическое обобщение практики.

Первыми преподавателями красноречия были софисты - странствующие «учителя мудрости». В основу представления о сущности красноречия они положили учение об относительности истинности. По их мнению, объективной истины не существует, есть лишь субъективные суждения о ней. Поэтому нельзя считать, что одно мнение истинно, а другое - нет.

Против учения об относительности истинности – краеугольного камня риторических воззрений софистов - впервые выступил Сократ, а потом Платон.

Софистическая система суждений и их словесного воплощения сложилась как совокупность преднамеренно используемых в полемике неправильных доводов. Для сторонников такой системы была важна не столько искомая истина, сколько видимость доказательности своих умозаключений и утверждений, а нередко просто словесная виртуозность.

Наиболее видные из софистов - Протагор, Горгий – ученики Демосфена.

Однако нельзя отрицать роль софистов, особенно «старших» в развитии риторики, в частности такой ее трудной формы, как словесная полемика.

Выдающимся мастером академических бесед - диалогов был Сократ (469-399 гг. до н.э.). Он избрал «иронию» как способ критического отношения к догматике, как острое оружие философии. Сократовская ирония сделала диалог острым, будящим мысль.

Ученик Сократа Платон значительно поднял искусство диалога, сделав его совершенной формой устного публичного изложения самых сложных мыслей, положений и идей. Платон обогатил живую публичную речь приемами и формами полемики, яркой выразительностью языка: иносказаниями и метафорами.

Несомненен его вклад в теорию красноречия. «Теэтет» - труд, в котором он дал толкование сущности красноречия и обоснование неко­торых важных принципов и теоретических положений.

Платон отождествлял оратора и мудреца, следовательно, считал, что риторика есть орудие формирования ораторского искусства, а также как собрание правил и методических приемов обучения красноречию. Вместе с риторикой возникла и новая профессия ритора учителя красноречия.

К этому времени стало очевидно, что задача оратора троякая: разъяснить (что-то), побуждать (к определенному мышлению, решению, а тем более действию) и доставлять слушателям удовольствие.

Причем, «усложнение» слушателя свежей или смелой мыслью, бла­городными чувствами, например, добра и справедливости, гражданского долга и патриотизма, считалась особенно важной задачей оратора, правильного общественного мнения, знания и достижения истины. Платон также считал, что оратор - носитель просвещения. В платоновс­ких суждениях о риторике важно прежде всего то большое и серьезное значение, которое он придавал ораторскому искусству как обществен­ному явлению, как средству знания и воспитания мудрости и доброде­тели.

Небывалый расцвет культуры и особенно рост общественной зна­чимости и популярности античного ораторского искусства связан с именем Демосфена.

Его речи были насыщены фактическим материалом, содержали не­мало личных наблюдений, были отмечены предельной напряженностью, динамикой, аргументированы, понятны слушателю. Для Демосфена была характерна артистическая манера держаться на трибуне. В суде он выступал в качестве адвоката.

В Древней Греции и Риме бурно развивалось судебное красноречие, основателем которого считается Лисий, написавший более трехсот речей.

Итог древнегреческому периоду в развитии красноречия подвел в своих работах по теории ораторского искусства величайший мыслитель древности Аристотель (384-622 гг. до н.э.).

Если до Аристотеля все теории красноречия ограничивались почти перечнем ораторских приемов, то он впервые дал научное обоснование ораторскому искусству как особому виду человеческой деятельности, определив риторику как «возможность находить возможные способы убеждение относительно каждого данного предмета».

Аристотель создал специальный труд – «Риторику». А также нес­колько глав своей «Поэтики», ознаменовавшей важную веху в истории эстетической мысли, мыслитель также посвятил риторике.

«Риторика» состоит из трех книг и посвящена трем вопросам ора­торского искусства: языку, стилю и структуре речи.

Среди ораторов в республиканском Риме был Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.).

Перед оратором Цицерон ставил три основные задачи:

1. доказать свое положение, т.е. продемонстрировать истинность при­водимых фактов и аргументов;

2. доставить слушателю истинное удо­вольствие;

3. воздействовать на волю и поведение слушателей, побудить людей к активной деятельности.

Цицерон придерживается классической схемы риторического процесса.

Оратор должен:

1. Найти, что сказать;

2. найденое расположить по порядку;

3. придать ему словесную форму;

4. все это запомнить;

5. произнести.

Римские теории или концепции красноречия развивались также Марком Фабием Квинтилианом (36-95 гг. н.э.), выдающимся оратором и преподавателем риторики.

 

 

Основателем русской риторики считается М.В. Ломоносов, который написал «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия». Он выделил качества, которыми должен обладать ритор:

1. природные данные (голосовые качества);

2. образцовый литературный язык, логика суждений;

3. телесные характеристики (фигура, осанка, дыхание);

4. умение творить в речи.

По мнению М.В. Ломоносова, красноречие есть искусство «о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». Тем самым Л.ВЛомоносов подчеркивает общественную значимость ораторского искусства и его убеждающую силу.

Разбирая проблему взаимоотношения содержания и формы в оратор­ском искусстве М.В. Ломоносов отдает предпочтение содержанию и подчеркивает логическую значимость аргументов.

Активная деятельность Ломоносова в области теории и практики ораторского искусства принесла свои плоды: во второй половине ХVIII в. риторику преподавали не только в духовных учебных заведени­ях, но и в обоих русских университетах.

Светское красноречие в России в ХVШ в. - нач. XIX в. своди­лось к торжественному, академическому, дипломатическому и военно­му.

2.Во второй половине XIX века в России достигла высокого совер­шенства как практика, так и теория судебного красноречия, вопло­тив в себе опыт лучших русских судебных ораторов, и прежде всего А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, П.Я. Александрова, А.И.Урусова, В.Д. Спасовича и др. Для их ораторского творчества характерны такие черты, как глубокие знание предмета, содержательность и оригинальность мысли, отказ от вычурности и банальности.

В 1910 году выходит оригинальный труд по теории русского су­дебного красноречия «Искусство речи на суде» П.С.Пороховщикова (псевдоним - П.Сергеич). Советы и рекомендации автора относительно языка ораторского выступления, организации материала, завоевания внимания и т.п. сохраняют практическую ценность и сегодня.

Первая восточнославянская «Риторика» является наследницей античного мира, установок Цицерона, Демосфена, Тацита, Аристотеля. Она стала основой для дальнейшего развития славян ского красноречия, опираясь на лучших ее служителей - Фео фана Прокоповича, Михаила Ломоносова.

Киево-Могилянская академия в течение длительного времени была единой им центром просвещения и культуры в Украине, России, в значительной степени и в Белоруссии и южных славянских странах, имела статус евро Европейского учебного заведения, а слава о ее выпускниках достигала мирового масштаба. Академия выполняла высокую и благородную миссию. Ведь здесь «наук освободительных учатся и оттуда подпора церкви пра православную и отечеству необходимую творят »'. Она возникла в период с щего культурного подъема на украинском землях, что было обусловлено социально-экономическим оживлением во второй половине XVI - начале XVII ст.

Начало академии положила Киевская братская школа, основанная 1615; идею поддерживало запорожское казачество и влиятельные образовательные силы, которые собирались в то время в Киеве. Школа достаточно быстро ста ла первым высшим общеобразовательным учебным заведением Украины.

Академия, имея глубоко национальное направление, управл лась системой и методами обучения лучших западноевропейских уни университетами, ее воспитанники получали разностороннее образование и впоследствии става ли выдающимися общественными, политическими, государственными деятелями, известными учеными, художниками, композиторами, которые успешно пра тали в Украине и за ее пределами 2.

Уникальные достижения в воспитании и обучении в Киевской академии приходятся на XVII - XVIII вв., Когда здесь читался курс риторики. До наших дней дошли описания 183 учебников риторики, из них 127 составишь в академии. По свидетельству В. Масленка и 3. Хижняк, это были оригинальные курсы риторики как по структуре, так и по содержанию, в которые органично вплетались общественно-политические проблемы; большей или меньшей степени они выполняли социальный заказ по по защиты угнетенных и беззащитных людей от иностранных захватчиков и местных «держиморд», которые предали интересы народа. Переконлы во это прослеживается на примерах судебных речей. Риторика в ака мии была популярным предметом, потому что имела постоянное практическое применение. Студентов учили создавать речи (судебные, па негирични), писать гостиной, дякувальни, просящие, прощальные ли сти и т.д..

Киево-Могилянская академия вошла в сокровищницу оте живание риторической наследия, а изучение и осмысление нако Пичено здесь опыта риторической науки дают духовно-интел туального воодушевление современным риторам и исследователям. Имя ака мии прославили и такие выдающиеся риторы-гуманисты, как Григорий Сковорода, Феофан Прокопович, Михаил Ломоносов и другие просветители.

Феофан Прокопович (1681-1736) - выдающийся украинский ученого ный, оратор, писатель, политический и общественный деятель. Один из основателей стиля украинского барокко с его демократическим ха ­рактером, связью с народным творчеством, умелым использованием культурного наследия.

Выходец из средних слоев общества, рано потерял родителей, воспитывался у дяди. Закончив Киевскую академию, продолжал обучение в Польше и Риме. Благодаря своему ораторскому таланту впоследствии достигает высших должностей государства, становится, по сути, правой рукой Петра, его советником, главой «Ученой дружины». С 1706 Ф. Прокопович - профессор риторики Киевской академии, курс которой в то время рассматривался как уникальная наука о слове вообще. Риторы ка считалась «царицей душ», «княгиней искусств». Наследие вы пригоден украинского просветителя высоко ценили Пушкин, сумма роков, Фонвизин и др..

Учебник риторики, который создал Ф. Прокопович, вобрал в себя прогрессивные идеи Аристотеля и состоял из десяти книг:

 

Книга I. Общие вступительные установки.

 

Книга II. О подборе доказательств и амплификации.

 

Книга III. О расположении материала.

 

Книга IV. Об лингвостилистических оформлениях.

 

Книга V. О трактовке чувств.

 

Книга VI. О методе писания истории и о письмах.

 

Книга VII. О судебной и совещательной речах.

 

Книга VIII. Об эпидейктических или приукрашеннойречи.

 

Книга IX. Кое-что о священном красноречии.

 

Книга X. О памяти и произнесении.

 

Метод риторики автор видел в том, чтобы научить, как в языке с помощью овладения искусством слова дать ответы на важные вопросы и убедить, что эти ответы являются правильными. Источниками красноречия он считал природу, талант, образование, подражания. Ученый отстаивал принцип античной клас сической эстетики о соответствии словесного выражения идейно-эмо циональному содержанияю. В своем курсе риторики он писал о добродетели оратора , который должен умело начинать изложение, быть уважаемым в наставлении, остроумным в развлечении, сильным и многословным в обратной трогании, и, наконец, подбирать стиль не по своему усмотрению, а согласно требованиям дела и времени.

Творчески используя достижения античной риторической науки, Ф. Прокопович разрабатывает учение о трех стилях: высокий, цветастый и низкий.

Задача и цель высокого стилях - волновать аудиторию, для чего следует подбирать эмоциональные, величественные способы изложения: частые метафоры, возвышенные фигуры.

Цветастый стиль должен приносить наслаждение, для чего употребляется ются хорошие способы выражения: частые тропы, умеренные сентенции, остроумные высказывания.

Низкий стиль «служит для назидания и употребляется в рассказах, которыми мы поучаем других. Он исключает сильные эмоции, редко принимает фигуры, тропы, будничные дела. Наставление требует низкого стиля, розвеселення - среднего, а волнения - высокого ».

Феофан Прокопович - автор знаменитого «Букваря», по которому учились украинского, россияне, белорусы, молдаване, грузины, сербы, болгары, греки и другие. Он призвал ученых академии к формированию самостоятельного мышления, мечтал о генерации украинских «знатоков, а не торговцев науки» 2. Ученый владел многими языками, писал украинским, латинском, русском, старославянском, немецком, английском, французском, шведском, польском языках. Такая полилингвистический культура и сегодня поражает.

Последними предсмертными словами просветителя были такие: «О, голова, голова, ума впившись, куда ся твое?»

Великий русский ученый М. Ломоносов как студент Киево-Могилянской академии был знаком с риторическими трудами профессора. Знал он и о «Риторике» Ф. Прокоповича.

Михаил Ломоносов (1711-1765). Великий русский ученый-энциклопедист, родоначальник материалистической философии в России, поэт. Заложивший основы современного русского литературного языка, стал теоретиком красноречия как автор «Краткого руководства к красно речи »,« Краткого пособия к риторике в честь любителей словес ности »,« Российской грамматики ».

Ломоносов писал: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить, тем самым приклоняя других к своей об этом мысли».

 

Ученый так классифицировал структуру публичной речи: вступление, толкование, утверждение, заключения. Для успешного воздействия на слу хачей он рекомендовал хорошо знать человека, состояние оратора, состояние слу хачей - возраст, пол, воспитание, привычки, уровень образования; силу красноречия. Оратор должен владеть своими страстями, уметь возбуждать и тушить свои чувства, тогда слушатели будут знать, что человек честный, совестливый, ей не чужды те страсти, которые она хочет пробудить у слушателей.

Заслуги М. Ломоносова в области художественной культуры современники и последователи видели в его поэтическом, риторической творчества и развития русского языка.

 

«Ломоносов - гений творческий, он отец нашей поэзии, он первым попытался вступить на путь, который до него никто не открывал, имел смелость составлять рифмы языке, которая, казалось, является не благоприятным материалом для стихосложения ... Он открыл нам красоту и богатство нашего языка, дал нам почувствовать гармонию, обнаружил ее очарование и отстранил ее грубость ... К славе великого поэта он присоединяет звание удачного прозаика, его похвальная речь Петру Великому - бессмертное произведение, который приносит славу и герою, и автору мужественное, высокое красноречие в этой речи является безграничным, легко здесь высказывается гений возвеличен, который всегда стоит выше того что он творит ».

 

3.Петр Пороховщиков, для широкой общественности юристов более известный под псевдонимом П. Сергеич . Родился в Санкт-Петербурге в обеспеченной дворянской семье. Окончил юридический факультет Московского университета. С 1889 года работает в министерстве юстиции, затем в Московской судебной палате, прокурором Орловского окружного суда. Работал он и в Украине - прокурором Харьковского окружного суда. До 1917 года - судья Петербургского, а затем Петроградского окружного суда. Имел генеральский чин действительного статского советника. Юристам известны его труды «Искусство речи на суде »,« Уголовная защита ». Многие рекомендации этого юриста-практика по методике построения судебной речи полезные и в наши дни.

 

П. Пороховщиков подчеркивает, что на суде нужна прежде чрезвычайная, исключительная ясность и четкость. Слушатели имеют все розу мифы сразу, без дополнительных усилий. Ритор может рассчитывать на их воображение, но не на их ум и проницательность. А потому следует говорить не так, чтобы мог понять, а так, чтобы не мог не понять вас судья.

 

В этой связи автор отмечает особое существенное отличие судебного спора от научного: «Наука свободна в выборе своих средств; ученый считает свою работу завершенной только тогда, когда его выводы подтверждены безусловными доказательствами; но он не может найти решение своей научной загадки; если у него не хватает средств исследования или отказывается дальше работать голова, он забросит свои чертежи и вычисления и займется другим. Истина остается выясненной, и человечество ждет, пока не найдется удачливый искатель. Не то в суде: там нет произвольной отсрочки. Виноват или не виноват? Отвечать надо »'.

 

Чтобы убедиться, насколько глубоко и аргументированно раскрываеться в «Искусстве речи на суде» данная тема, стоит фрагментарно осмотреть ее структуру и содержание.

 

Глава И. О составе (Чистота стиля. О точности стиля. Багатство слов. Знание предмета. Сорные мысли. О порядочности. О благозвучии).

 

Глава II. Цветы красноречия (Образы. Метафоры и сравнения. Антитеза. Другие риторические обороты. Общие мысли).

 

Глава III. Медитация (Поиски истины. Картины. Схема речи).

 

Глава IV. О психологии в речи (Характеристика. Житейская психология. О мотиве).

 

Глава V. Предыдущая обработка речи (Юридическая оценка деяния. Нравственная оценка преступления. О творчестве. Художественная обработка. Идея. Диспозиция).

 

Глава VI. Судебное следствие (О допросе свидетелей. О достоверности свидетельских показаний. О разборе свидетельских показаний. Об экспертизе).

 

Глава VII. Искусство дискуссии на суде (Некоторые правила диалектики. Преувеличение. Повторение. О недомолвках. О здравом смысле. О моральной свободе ритора).

 

Глава VIII. О пафосе(Здравый смысл и чувства. Чувства и справедливость. Пафос как неизбежное, законное и справедливое. Искусство пафоса. Пафос фактов).

 

Глава IX. Заключительные замечания (Письменная работа и импровизация. О внимании слушателей. Несколько слов обвинителю. Несколько слов защитнику).

 

Несколько слов о защитительной речи. Вместо послесловия подается рецензия А.Ф. Кони на «Искусство речи на суде».

 

П. Пороховщиков был и остается выдающимся теоретиком судебной риторики. Вот его ценные советы, будто обращеные к нынешним судебным ораторам:

 

• уважайте достоинство лиц, выступающих в судебном процессе;

 

• избегайте домыслов о самом себе и о присяжных;

 

• не допускайте, чтобы резкость переходила в грубость, но помните и другое: вежливость также может резать ухо и, хуже того, может быть смешной;

 

• говорите просто, но в то же время отчетливо и изящно;

 

• знайте цену словам, помните, что одно простое слово может иногда выражать всю суть дела с точки зрения обвинения или защиты, один удачный эпитет иногда стоит целой характеристики.

 

Константин Зеленецкий (1812-1858). Профессор Ришельевского лицея в Одессе, автор многих книг, статей по вопросам философии, логики, эстетики, словесности, истории, географии, в частности преподавания этих наук в учебных заведениях. Написал интересные работы, не утратившие ценность до сих пор: «Исследование о риторике», «Исследование значения построения и развития слова человеческого»'.

 

Ученый разработал оригинальное понимание творческого акта в сло Весной действия, преодолел абстрактный распределение слова и мысли в о процессе «порождение мыслей», а затем расположение их в процессе мыслительного порождение. К. Зеленецкий первым среди отечественных ученых вернул риторику лицом к творческому изобретения и ответственного поступка в речи.

 

Среди популярных учебников риторики того времени, которые многократно переиздавались, не потеряли ценности до сих пор, имели определенное влияние на формирование украинской риторической культуры, были курсы М. Сперанского, А. Мерзлякова, М. Кошанского и др..

 

Михаил Сперанский (1772-1839) - граф, известный российскому кий государственный деятель, ближайший советник Александра I, инициатор создания Государственного совета, руководил кодификацией основных государств них законов Российской империи. Он автор «Правил высшего красно мовства ».

 

Алексей Мерзляков (1778-1830) - профессор Московского университета. По его публичные речи собиралась чуть ли не вся мос ковского верхушка. Он был учителем А. Грибоедова, П. Вяземского, П. Чаадаева, Тургенева, М. Муравьева, Н. Бестужева-Рюмина и др..

 

Николай Кошанский (1781-1831) - профессор русской и латинской словесности в Царскосельском лицее, учитель А. Пуш кино, который сохранил о наставнике теплые воспоминания. Как и упомянутые уже Сперанский, К. Зеленецкий, А. Мерзляков - автор учеб ников риторики, которые были популярны в прошлом веке.

 

В 1864 году в Российской империи, в состав которой входила Украина, была проведена судебная реформа, которая ввела суд присяжных, отделила суд от администрации, закрепила выборность судей, состязательность уголовного процесса. Была создана адвокатура. Между обвинением и защитой проходили публичные состязания, которые вызвали интерес слушателей. Судебные речи часто освещались в прессе. Все это способствовало быстрому развитию и совершенствованию судебной риторики.

 

Появляется целое созвездие талантов, среди которых и звезды из Украины Сергей Андриевский, Николай Карабчевский, Николай Холев. До этого созвездия можно отнести и Анатолия Кони, мать которого была украинкой из Полтавской губернии, а сам он с 1867 по 1870 работал товарищем прокурора сначала Сумского, а затем Харьковского окружного суда.

 

Каковы же основные особенности их судебного красноречия?

 

Во-первых, это широта гуманистического подхода к фактам, которые рассматривались в суде. На риторов смотрели как на выразителей общей совести и морали;

 

во-вторых, они были общественными деятелями и в буквальном, и в широком смысле этого слова;

 

в-третьих, мастерское владение устной и письменной речью (А.Кони, С Андриевский, М. Карабчевский публиковали свои романы, сборники стихов).

 

Характерной чертой деятельности этих личностей является высокий опрофессиональной уровень, прекрасная общая и юридическая подготовка, знание нескольких иностранных языков. Они смотрели на суд как на «школу для народа» в которой, по выражению Анатолия Кони, «должны выноситься уроки служения правде и уважения человеческого достоинства». С.Андриевский (1847-1918). Родился в Екатеринославе. В 1865 году с золотой медалью окончил курс в местной гимназии и поступил на юридический факультет Харьковского университета. После его окончания в 1869 году работает в прокуратуре Харьковской судебной палаты, затем следователем в г. Карачеве, товарищем прокурора Казанского окружного суда. В 1873 году, при непосредственном участии А. Кони, с которым был близок по совместной работе в Харьковской судебной палате, Сергей Андриевский переводится товарищем прокурора Петербургского окружного суда. Работая в прокуратуре столицы России, он зарекомендовал себя первоклассным оратором, одним из ведущих государственных обвинителей.

 

Когда в 1878 году готовилось к слушанию дело Веры Засулич, которая обвинялась в покушении на убийство Петербургского градоначальника генерала Трепова, Андреевскому предложили выступать обвинителем в процессе, однако он отказался участвовать. Самостоятелен в своих рассуждениях, смелый во взглядах , молодой юрист поставил условие предоставить ему право в своей речи определить общественную оценку поступка Трепова и его личности. Понятно, что администрация на такое требование не согласилась. Более того, после рассмотрения дела В. Засулич Андриевский был уволен в отставку. Однако А. Кони подыскал своему другу месте юрисконсульта в одном из Петербургских банков, а затем рекомендовал к вступлению в адвокатуру. Уже первый процесс, в котором выступал Андриевский, создал ему репутациюак сильного адвоката. Речь по делу Бекера принесла репутацию ему, к одному из самых блестящих риторов, и популярность за пределами Российской империи.

 

В основу судебной речи Андриевский всегда выдвигал личность подсудимого, условия его жизни, внутренние мотивы преступления. Он не отличался изучением, глубоким всесторонним анализом материалов дела, недостаточно придавал внимания выводам предварительного следствия. «Не строит строить решение на доказаности его поступка, - говорил он в одном деле, защищая подсудимого, - а загляните в его душу и в то, что неизбежно привело подсудимого к его образу действий »'.

 

Сергей Андриевский - мастер психологической защиты, оригинальный ритор, самостоятельный, с ярко выраженной творческой индивидуальностью. Умело пользовался точными сравнениями, часто употреблял острые сопоставления.

 

В своей книге «Драмы жизни. Защитные речи »С. Андриевский пишет:« ... Вообще же для уголовного защиты, не считая природные дарования, скорее всего, полезны образованные, умные, искренние, добрые люди, а менее всего нужны казуисты или пустые фразерами , которые самодовольно предлагают публике потрепанные цветы красноречия ».

 

А вот еще одна выдержка из этой книги, удостоверяющая жизненное и профессиональное кредо автора: «Как-то в Вильно, один из приятелей моего

 

клиента после дебатов сказал мне: «Что бы о вас не думали, но каждый, кто слушает вас, невольно чувствует: этот человек говорит правду И ни от кого другого я не слышал отзыва более для меня ценного, более подходящего в том, куда я всегда стремился »'.

 

Красноречивая деталь. В романе «Хождение по мукам» прообразом мужа Кати адвоката Николая Ивановича для Алексея Толстого был именно Сергей Андриевский.

 

Достаточно успешно Андриевский занимался и литературной деятельностью. Он часто печатался в «Вестнике Европы». В книге «Литературные чтения »за 1881 опубликован ряд его произведений, критических статей о Некрасове, Тургеневе, Достоевском, Баратынском. Опубликовано два сборника его стихов. А упоминавшиеся судебные речи Сергея Андриевского еще при его жизни выдержали пять изданий. В 1997 году отмечалось 150-летний юбилей со дня рождения этого выдающегося юриста.

 

Анатолий Кони (1844-1927). Родился в Санкт-Петербурге в интеллигентной семье, отец - преподаватель истории в гимназии, доктор философии, мать - актриса и писательница. 1865 Анатолий Кони окончил юридический факультет Московского университета. Вначале был помощником секретаря Петербургской судебной палаты. Потом - товарищем прокурора окружного суда в Сумах, Харькове, где обратил на себя внимание общественности как смелый, объективный обвинитель.

 

Двадцатисемилетний Анатолий Кони становится прокурором Петербургского окружного суда, а через шесть лет назначается председателем столичного окружного суда - первого суда Российской империи. Как председатель суда он связал свое имя с одним из самых известных политических процессов того времени – процессом над Верой Засулич.

 

Александр II, высокая судебная администрация требовали от суда вынесения обвинительного приговора, причем очень сурового. Однако А. Кони не только не пошел на компромисс с собственной совестью, но и отстоял независимость своих взглядов. Рассмотрение дела В. Засулич закончился оправдательным вердиктом. На непокорного судью падает гнев начальства. «Выгнать» из суда его не могли, поскольку судьи избирались пожизненно, и Кони переводят в гражданскую Колегию «воевать с бумагами».

 

После семилетнего забвения, когда улеглись политические страсти, уже при другом царе, А. Кони присваивают генеральский чин действительного статского советника и назначают обер-прокурором Правительственного Сената, сенатором, членом Государственного совета ". В 1888 году он снова в Украине, в Харькове, руководит следствием по делу об аварии царского поезда в районе ст. Боярки. Вскоре ученым советом Харьковского университета ему присвоена ученая степень доктора уголовного права по совокупности работ.

 

В 1917 году указом Временного правительства А. Кони назначен председателем кассационных департаментов Сената. А через год его избирают профессором кафедры уголовного судопроизводства первого Петроградского университета, профессором Института живого слова - уникального учебного заведения, где готовили судебных ораторов, специалистов по искусству речи, писателей, актеров. К тому времени только в Оксфордском университете существовала кафедра поэзии.

 

К этому следует добавить, что в 1910 году Академией наук Российской империи А. Кони (вместе с Л. Толстым, А. Чеховым и В. Короленко) был избран академиком словесности. Награжден шестью золотыми медалями Академии наук, восемью орденами царского правительства.

 

 

В 1927 году, читая лекцию в холодном помещении, получил воспаление легких, что привело к смерти. Похоронен в Санкт-Петербурге рядом с могилами Тургенева, Гончарова, Салтыкова-Щедрина. На могиле сохранился надпись: «думал, чувствовал, трудился».

 

.

 

Николай Карабчевский (1851-1925). Родился в Херсонской губернии. После окончания (с серебряной медалью) Николаевской реальной гимназии поступил на юридический факультет Петербургского университета, который в 1874 году успешно окончил со степенью кандидата права.

 

Не получив удостоверение о благонадежности, которое требовалось для работы в учреждениях министерства юстиции, Николай Карабчевский поступает в адвокатуру Петербургской судебной палаты. Довольно быстро завоевал популярность как один из лучших защитников, успехом выступал во многих «громких» процессах: об интендантском злоупотреблении во время русско-турецкой войны (уголовное дело рассматривалось особым присутствием Петербургского Военно-окружного суда), в защиту Ольги Палем, которая обвинялась в убийстве студента Довнара, братьев Скитских, мултанських вотяков, в решении судьбы которых активное участие принимал его земляк, писатель В. Короленко; широкую популярность приобрела его речь по делу о крушении парохода «Владимир», защитные речи по политическим вопросам.

 

 

Защитные речи Николая Карабчевского убедительные, уверены, страстные. Он всегда детально изучал материалы предварительного расследования, достаточно активным был на судебном следствии. Умел показать ошибки и недостатки противоположной стороны.

 

В 1894 году М. Карабчевский провозгласил знаменитую речь делу Сазонова, который обвинялся в убийстве министра внутренних дел Плеве. Чрезвычайно возбужденный, оратор провозгласил: «Господа судьи! Видимо бомба, которую бросил Сазонов, была наполнена не динамитом, а гневом народа ». Здесь его перебивает председательствующий: «Это крамола». Но М. Карабчевский быстро сориентировался и ответил: «Так думал Сазонов» '.

 

Интересы Николая Карабчевского были чрезвычайно многогранными: активно занимался наукой, публицистикой, критикой, художественной прозой и стихами. Его литературные произведения опубликованы в сборнике «Поднятие завесы». Отдельными изданиями вышли две фундаментальные работы - «Возле правосудия» (СПб., 1902) и «Речи » (М., 1916). Редактировал журнал «Юрист».

 

Николай Холев (1858-1899). Родился в г. Керчи Таврической губернии. После окончания курса местной классической гимназии на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Работает в адвокатуре при Петербургской судебной палате.

 

Характерной особенностью для Холева как адвоката есть редкая добросовестность и исключительное трудолюбие. Он всегда много внимания уделял детальному изучению дела, всех его обстоятельств. Его вы - это результат большой предварительной работы и основательной подготовки к процессу. Для адвоката не существовало мелочей в обстоятельствах дела. Любой факт - существенный или второстепенный - не проходил его внимания. Речи четкие, последовательные. До тех пор, пока не заканчивал бокового рассмотрения одного вопроса, он не переключал свое внимание что-то другое.

 

Речь о деле Максименко очень хорошо отражает особенности ораторского дарования Николая Холева. В ней плавно и последовательно освещаются все события дела. Анализ доказательств исчерпывающе и всесторонний. Очень обстоятельный разбор выводов экспертов. В защитительной речи отсутствуют отступления по вопросам, не касаются дела. В других речах, например по делу о крушении парохода «Владимир», удачно использовано литературно-художественное описание отдельных событий, образные сравнения.

 

Николай Иосифович занимался литературной работой. Участвовал в издании журналов и газет, работал секретарем комиссии по сбору юридических обычаев при этнографическом отделении Географического общества.

 

Николай Крыленко (1885-1938). Родился в селе Бехтеевых Смоленской области (Россия) в семье политического изгнанника из Украины 1914 окончил юридический факультет Харьковского университета. В 1917 году - Верховный главнокомандующий и нарком по военным их делам. С 1918 года работает в органах юстиции, организует судебные и прокурорские органы. Впоследствии - председатель Верховного трибунала при ВЦИК, прокурор Российской Федерации. Народный комиссар юстиции СССР, государственный обвинитель из крупнейших политических процессов, заведующий кафедрой уголовного права Московского института советского права.

 

Николай Крыленко был примером умелого и глубокого сообщения юридического и психологического анализа обстоятельств дела. Мастерски владел всеми приемами полемики, обращал особое внимание на общественное и политическое значение дела. Писатель Л. Шейнин писал о Крыленко, что он был «оратором незабываемым» '.

 

Николай Васильевич - автор фундаментальных произведений: «Суд и право в СССР», т. 1-3 (М..; Л., 1927-1930), «Судебные речи. Избранное »(М., 1964).

 

Роман Руденко (1907-1981). Родился в городе Носовка Черниговской губернии. Окончил Московскую юридическую школу и Высшие юридические курсы при Всесоюзной правовой академии в 1941 году. В 1944 - 1953 pp. - Прокурор УССР, а с 1953 г. - Генеральный прокурор СССР. Почетный доктор юридических наук университета им. Гумбольдта (1960), Пражского университета (1966).

 

Выступал с обвинительными речами в известных международных процессах: по делу по обвинению главных немецких военных преступников в Нюрнберге; делу американского летчика-шпиона Ф. Пауэрса.

 

Роман Руденко провозглашал свои речи ярко, сильно, глубоко анализировал международную обстановку и политическое значение дел, рассматривались. Был объективным не только в исследовании обстоятельств дела, но и личности подсудимого. Его заключительная речь как главного обвинитель на Нюрнбергском процессе была событием большой политической значимости. Во второй части книга приводится текст этой речи.

4. Сделав экскурс в историю, давайте посмотрим, каким было ораторское искусство. Уже в античности оно не было однородным. В древней Греции различали риторику по видам: политическая или совещательная речь, судебная и торжественная.

Такое разделение риторики было эмпирическим, даже эмоциональным, нежели логически обоснованным.

Аристотель в «Риторике» не дал глубокой классификации видов красноречия. Он различал не виды, а стили заранее написанной и произносимой (выученной наизусть) речи.

Написанная Речь - точна, но суха, лишена эффектов.

Другая - наиболее актерская, т.е. творческая.

Цицерон также занимался дифференциацией античного красноречия. В труде об «Ораторе» он писал, что существуют «три рода красноре­чия», и связывал их с типами самих ораторов.

В цицероновской классификации игнорируется предмет и тема публичной речи. Согласно Цицерону не предмет и тема определяют ее характер, ее видовую (родовую) особенность, а сама манера (стиль) этой речи играет решающую роль для ее предмета. Кроме того, Цицерон исходил не из объективно сложившихся форм и приемов риторики, а из личности оратора.

Таким образом, та ранняя дифферинциация красноречия, о которой говорится, фактически не охватывала всех действительно существовавших видов риторики. Попытки классифицировать виды красноречия отражали движение к созданию оратороведения.

Более многообразным стало красноречие в XX столетии. Любой вид красноречия есть частное по отношению к общему, т.е. к ораторскому искусству, вместе с тем вид красноречия действует в своей сфере как общее, поэтому необходимо знать его.

Ораторская речь должна быть определенной не только по своей теме, конкретному седержанию, но и способу изложения, как она исполняется, по степени эмоциональности, по характеру терминологии.

Род в ораторском искусстве более устоявшийся раздел, характеризующийся общностью предмета, его устно-публичного разбора оценки и особенностью их ближайших целей. Что касается вида, его можно определить как жанр.

В зависимости от содержания, цели и условия высказывания выделяют следущие роды красноречия: академическое, социально-политическое, судебное, социально-бытовое, духовное.

 

 

РОД ВИД
1.Социально-политическое красноречие. · Доклад на социально-политические темы; · Отчетный доклад на собрании; · Политическая речь; · Дипломатическая речь; · Военно-патриотическая речь; · Политическое обозрение; · Митинговая речь.
2.Академическое красноречие. · Лекция вузовская; · Научній доклад; · Научное обозрение; · Научное сообщение, информация.
3. Судебное красноречие. · Прокурорская или обвинительная речь; · Адвокатская или защитительная речь; · Общественно-обвинительная речь; · Общественно-защитительная речь; · Самозащитительная речь обвиняемого.
4.Социально-бытовое красноречие. · Юбилейная или похвальная речь; · Застольная речь; · Надгробное слово, поминальная речь.  
5.Богословско-церковное красноречие. · Проповедь; · Речь на соборе.

<== предыдущая страница | следующая страница ==>
 | Виды публичной речи

Дата добавления: 2014-05-28; просмотров: 1093; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.016 сек.