Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ТЕМА : Диалоговые виды красноречия

Читайте также:
  1. Развитие русского судебного красноречия
  2. ТЕМА: история судебного красноречия

 

ПЛАН

 

1. Искусство спора.

2.Виды спора.

 

3. Методы ведения дискуссии и полемики в суде.

4. Выразительность речи полемистов.

 

 

1. Психологическая обстановка спора отличается от обычной ситу­ации публичного выступления. Во время речи активной стороной явля­ется оратор, а аудитория так или иначе подчиняется его воле. Едва окончилась речи и «молчаливый собеседник» заговорил. Начался диа­лог юриста с аудиторией, когда в более или менее подчиненном поло­жении оказывается оратор, вынужденный быстро отвечать на вопросы, вступать в спор или дискуссию.

В числе диалоговых видов публичных выступлений особое место занимают дискуссионные (спор, дискуссия, полемика). Их соотноше­ние между собой может быть представлено следующим образом.

СПОР Дискуссия, диспут. Полемика

 

Спор в самом общем понимании - это словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение.

Дискуссия (диспут) - коллективное обсуждение какого-либо спорного иди нерешенного вопроса с целью установления меры истин­ности в каждой из выдвигаемых точек зрения и прийти к общему мне­нию.

Полемика - борьба принципиально и существенно противоположных мнений, которая может длиться в широких временных границах.

Публичный спор как метод выяснения истины получил значительно практическое и теоретическое развитие еще в древнем мире. Аристо­тель, который считается создателем теории спора, различал:

1.диа­лектику - искусство спорить в целях выяснения истины;

2.эристику - искусство любой ценой остаться правым в споре;

3.софистику - стремление добиться победы в споре путем преднамеренного использования ложных доводов.

 

Спор

 

Диалектика Софистика

Эристика

 

Дискуссия Полемика

 

 

В теории прибегают к классификации спора, выделяя разные его виды.

Основными факторами, влияющими на характер спора и его особенности, являются:

- цель спора,

- количество участников,

-

 

форма проведения спора(устные, письменные).

Виды спора зависят от этих факторов.

 

По целям различают следующие виды спора:

- спор из-за истины,

- для убеждения кого-то,

- Спор ради победы,

-спор ради спора.

 

По количеству участников выделяют:

Спор – монолог (сам с собой),

Спор – диалог (полемизируют два лица),

Спор – полилог (ведется несколькими лицами).

Логическая структура спора

 

1. Выдвижение и защита тезиса первым оппонентом. 2. Опровержение выдвинутых тезисов и аргументов вторым оппонентом.

 

 

Доказательство Опровержение
1.Тезис. 2.Аргумент. 3.Демонстрация. 4.Фактический материал. 1.Приемы « ас е » - «к делу»; « ас о і е » - «к человеку». 2. Уловки (софизмы).  

 

Операции доказательства

 

1. Тезис – положение, истинность которого пытаются доказать.

2. Аргументы – доводы, основания доказательства.

a. Демонстрация – логическая связь зависимости тезиса и аргументов.

b. Фактический материал.

 

 

Тезис

 

Правила Ошибки
1. «» должен быть четко и коротко сформулирован. 2. «» должен остаться одним и тем же. 3. «» не должен содержать логического противоречия. 1. «Так ли я Вас понял» - древний мудрец. 2. Потеря «», подмена его. 3. Противоречие с самим собой.

 

 

Аргументы

 

Правила Ошибки
1. «а» должны быть истинными. 2. «а» должны быть достаточными для данного тезиса. 3. Истинность «а» должна быть доказана независимо от «». 1. Ложное основание, - основное заблуждение. 2. Недостаточность основания. 3. Порочный круг.

 

Демонстрация

Методы Ошибки
1. Дедуктивный. 2. Индуктивный. 3. Аналогия. 1. «Не вытекает», «не следует». 2. Нарушение логической стройности. 3. Внешняя схожесть явлений.

Фактический материал

Функции Правила использования Приемы и методы
1. Поддержание и восстановление внимания.   2. Подтверждение мысли. 3. Замена части рассуждений.     4. Иллюстрация трех или иных положений речи. 5. «Вставные эпизоды». 6. Повод для самостоятельных выводов аудитории. 1. Системность материала.     2. Правдивость и достоверность. 3. Соответствие теме, интересам и образовательному уровню аудитории. 4. Аппеляция к чувствам и эмоциям. 5. Строгость смысловой разбивки. 1. Расположение основного «ф.м.» в начале и в конце. 2. Парадоксальное цитирование. 3. Авторитет имени, общественнгого мнения, символики. 4. Аффизмы.

Группа приемов опровержения - « »

 

1. Опровержение ложного « » фактами.

2. Критика аргументов.

3. «Возвратный удар».

4. «Сведение к абсурду» - прения и сарказм.

 

Группа приемов опровержения

1. Довод к человеку.

2. Подхват реплики.

3. Аппеляция к публике.

4. Прямота, откровенность, твердость.

 

Уловки(софизмы)

 

Относительно « » и «а» Относительно личности оратора
1. Сознательная подмена. 2. «Подтасовка карт». 3. «Фигура умалчивания». 4. «Приклеивание ярлыков». 5. «Подмена через усиление». 6. «Сверкающие обобщения». 7. «Игры в авторитет». 8. «Аксиоматичность, доказательства».   1. Абсурдная гиперболизация. 2. Огульное несогласие. 3. Высокомерный ответ. 4. Игра на самолюбии. 5. Психологическое давление. 6. Притворство.

Тактические приемы в споре:

 

· инициативность, умение вести наступление в споре;

· концентрация действий, т.е. выявление слабого звена в аргу­ментации или в системе тезисов, которые и служат основной точкой приложения критики;

· опровержение взглядов противника его собственными словами;

· использование неожиданных для противника следствий из его высказываний;

· «опустошение запасов аргументов» оппонента достигается просьбой приводить все новые и новые доказательства своей право­ты. Затем, убедившись, что все аргументы им исчерпаны, привести свои доводы;

· внезапности, выдав свои аргументы и сделав соответствующие выводы.

 

2. В теории ораторского искусства определяют форму проведения спора. Они могут быть устными (непосредственные), письменные (опосредованные), споры организованные и нет. Организованные – планируются, готовятся, проводятся под руководством специалистом. Неорганизованные – мало продуктивны.

В судебном процессе широко использовалась теория доказательства. Рассмотрим доказательство как логическую операцию. Доказательство в своей структуре содержит следующие элементы: тезис, аргумент, демонстрация. Используются следующие виды доказательств: прямые и косвенные.

Прямые: тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений.

Косвенные: предполагают обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего положения (антитезис).

Доказывание и убеждение – это разные процессы, хотя и связаны друг с другом. Доказывание – это установление истинности тезиса, а убеждение это создание впечатление, вселить уверенность,что тезис доказан.

С целью использования доказывания в споре используются доводы. Доводы – это средства, которые используют полемисты, доказывая правильность выдвинутых утверждений, чтобы убедить оппонентов. В качестве доводов используют :

 

1. Статистические данные (цифрами нельзя злоупотреблять).

2. Примеры из жизни.

3. Ссылки на мнение авторитетных лиц.

4. Законы природы и общества.

5. Теоретические обобщения и выводы.

 

 

Юристы должны уметь пользоваться такой логической операцией как опровержение, потому что истина состоит в доказательстве, но и в умении опровергнуть точку зрения оппонента.

В ходе опровержения удар может направляться против каждого из элементов доказательства.

 

1. Наиболее простой и надежный способ – опровержение ложного тезиса фактами.

 

2.Критика доводов оппонента - это менее эффективный способ опровержения.(Выдвинутый тезис не доказан).

 

3.Опровержение демонстрации, т.е. выявление того, что тезис противоположной стороны логически не вытекает из аргументов. Задача

Полемиста состоит в том, чтобы проанализировать ход рассуждений и показать отсутствие логических связей.

 

3.Использование юмора , иронии, сарказма может смутить оппонента, поставить его в затруднительное положение.

 

 

Участники спора так же используют психологические уловки:

 

1. Ставка на ложный стыд (вы конечно не можете не знать, что наука давно установила…)

 

2. «Подмазывание» аргумента (слабый довод сопровождается комплиментом противнику. Вы, как человек умный, не смеете отрицать…»

 

3.Ссылка на возраст, образование, положение. («Займете мое место, а потом и рассуждайте «

 

3. Увести)

 

2. Работа над языком и стилем речи - решающая часть подготовки к выступлению, связанная с поисками наиболее выразительных форм речи. «Слово - одежда всех фактов, всех мыслей». Этими словами М.Горький подчеркивал неразрывную связь между содержанием и формой высказы­вания: эту одежду необходимо подбирать «по мерке» и «со вкусом».

Великая роль художественной литературы состоит в том, что она закрепляет в памяти современников неисчерпаемые богатства родного языка во всей его красоте, глубине,чистоте и первородности.

Поэтому начитанность любого оратора, свободное владение род­ным языком, материалом отечественной и мировой литературы являетея необходимым предварительным условием культуры публичного выступле­ния.

Здесь будут полезны:

· специальные тетради по изучению литературных произведений;

· личные картотеки;

· записные книжки;

· словари толковые;

· этимологические (о происхождении слов);

· синонимические;

· орфоэпические (правильного произношения).

Лексические запасы нашего языка действительно необозримы, и грамотно ими распорядиться - задача нелегкая. Трудность заключает­ся в том, что культура публичного выступления - это культура уст­ного, звучащего слова, которое находится в сложных отношениях со словом письменным, литературным.

Современная устная речь вобрала в себя очень разные стилисти­ческие потоки: прежде всего, тысячилетний опыт народно-разговорной речи (начиная с Киевской Руси), почти шестьсот лет старосла­вянской словестности, четырехвековая традиция русской книжно-ли­тературной речи. Нужно учитывать и взаимодействие русского языка с восточными языками и западно-европейскими (немецким и французским в период XVШ в.). Но язык выстоял, выдержал интервенцию (лат. interventio - вмешательство)

Публичное выступление строится сегодня на сложном соотношении народно-устной речи и письменно-делового слога.

Современная публичная речь - сложное и противоречивое функци­онально-стилистическое образование. С одной стороны, публичному монологу: лекции, докладу, информации - свойственны логическая и стилистическая стройность, которые характерны для письменной ли­тературной речи. С другой - современное публичное выступление все более тяготеет к разговорности, спонтанности устного бытового ди­алога.

Итак, отчетливой стилистической чертой публичной речи стано­вится разговорность, т.е. простота в построении фраз, отступление от строгих грамматических норм, использование разговорной и фразео­логии, различных речевых средств управления вниманием слушателей.

Простота публичной речи отличается от простоты речи обыден­ной. Это говорить доступно о сложных и серьезных вещах, учитывая особенности аудитории.

Разговорный стиль, обслуживающий бытовую неофициальную сторо­ну жизни людей, делает и судебную речь доступной, понятной.

Научный и официально-деловой стиль позволяют пользоваться специальными научными терминами, юридическими категориями, набо­ром готовых стандартных формул. Использование данного стиля необходимо, т.к. судебную речь слушают люди с юридическим образовани­ем и определенной юридической грамотностью: судьи, прокуроры, ад­вокаты, народные заседатели.

Известно, что простота и ясность речи в первую очередь зави­сят от того, на сколько хорошо оратора знает предмет своего высту­пления, аудиторию, насколько владеет словом.

Стилистическое своеобразие публичной речи проявляется более всего в особенностях ее синтаксического строя, т.е. в построении фраз и словосочетаний. В публичной речи как бы сплетаются синтак­сические признаки разговорного и литературного языков при явном тяготении к разговорности.

Это обеспечивается более короткими и простыми фразами, кото­рые легче воспринимаются на слух. Особо короткая фраза, быстрая смена предложений могут стать стилистическим средством драматиза­ции, повышения напряженности речи.

Для современной публичной речи характерна относительная сво­бода синтаксического построения, нередко в сочетании с использова­нием разговорной и даже просторечной лексики.

Впечатление живости, непринужденности разговора усиливается вводными словами «предполагаем», «мол», «допустим».

Характерными являются разнообразные методы членения речевого потока, облегчающие восприятие. Это стилистический прием присоеди­нения, состоящий в вычленении части высказывания в самостоятельное предложение с тем, чтобы подчеркнуть, выделить какую-либо мысль, а также создать впечатление непринужденности, раздумья вслух. (Присоединение с союзами и, а, но, однако, частица. - Например: «Да, мы смело вложили туда огромные средства. И не ошиблись. Расходы оправдали себя»).

Присоединительные конструкции не только расширяют смысловые и стилистические возможности сказанного, но и выражают субъективное отношение оратора к предмету речи.

С целью привлечения внимания слушателя к определенной части высказывания в публичную речь широко вводятся так называемые сег­ментированные конструкции с предлогами: «что касается», «относи­тельно», «насчет».

Нередко используется особая форма повелительного наклонения, аппелятивы, связывающие оратора со слушателями: «возьмем», «предс­тавим», «рассмотрим», «остановимся», «перейдем» и т.д.

В лекции аппелятивы помогают управлять вниманием, удерживать контакт с аудиторией, вовлекать ее в процесс поиска истины.

В устной речи нередко встречаются так называемые существительно-местоименные конструкции: «Лев Толстой, он родился в 1828 году».

К числу стилистических ресурсов синтанкиса относятся так на­зываемые фигуры речи, которые находят самое широкое применение в устных выступлениях. Среди них:

· риторический вопрос;

· прием диалогизации речи;

· восклицания, повторы;

· изменение обычного порядка слов и пр.

Итак, мы можем сказать что основными условиями успешного вы­ступления являются:

1.словарный запас автора;

2.фразеология, синтаксический строй речи. Здесь особенно вид­ны различия между правилами письменно-книжной речи и устной.

Для разговорного языка характерна синтаксическая «свернутость» и правильное произношение.

 

 

Современные исследователи искусства красноречия определя­ют стиль ораторского выступления как исторически сложивщуюся сово­купность речевой выразительности, а также внесловесных приемов (манеры изложения и поведение на трибуне), обусловленных идейно-тематическим содержанием публичного устного выступления.

Стилевые различия красноречия истоками своими связаны с теми видами современного публичного выступления, о которых и мы говори­ли ранее: красноречие политическое, судебное, академическое и т.д.

Почти каждый из этих видов имеет свою языковую структуру, эмоциональную окраску, интонационно-ритмический рисунок, одним словом - свой стиль. Он выражается в том, как использует оратор изобразительные и выразительные средства языка. К изобразительным средствам относятся: многочисленные эпитеты, сравнения, образно-поэтические приемы (тропы).

К выразительным средствам красноречия относятся так называе­мые риторические фигуры, выработанные еще в античности:

1. Инверсия - изменение обычного порядка слов во фразе. Ин­версированное слово звучит более веско и несет на себе логическое ударение.

2. Нарастание - ряд слов, последовательно усиливающих смысл утверждения (Он шел все быстрее, решительнее...).

3. Повторение отдельных слов или целых фраз (Мы - молодые ... Мы - молодые… .

4. Единоначатие (анафора).

5. Антитеза или контраст противопоставлений и качеств.

6. Диалог - воображаемый диалог оратора с аудиторией, единомышлен­никами.

Фразы начинаются с обращений: «Слушайте...», «Это заметьте...», «Видите ли...».

7. Гипербола - явно преувеличенное выражение мысли.

8. Ирония – «О, мудрый и ученый...».

К выразительным средствам речи относятся также народные посло­вицы и поговорки, крылатые слова и афоризмы.

В результате постоянной работы над собой, частных выступлений перед аудиторией у каждого оратора складывается свой стиль.

Ораторский стиль представляет собой конкретную и индивидуаль­ную форму, через которую реализуется метод ораторского искусства.

Ораторский стиль - это формы и характер речи, тон и интонация, выразительность слова; он позволяет собрать воедино все выразите­льные средства, наиболее успешно воплощающие содержание речи.

В ораторском стиле проявляется личность оратора, его индиви­дуальные качества, общая культура, специальные знания, дарование, талант.

С точки зрения эмоционально-языковой выразительности современ­ные исследователи, различают три стиля ораторского выступления.

1. Рационально-аналитический спокойный по тону, близкий ака­демической речи, выдержанный в логически строгих категориях.

2. Эмоционально-экспрессивный, темпераментный, рассчитанный на чувственную заразительность слова, на воздействие с помощью ак­тивной жестикуляции и выразительной мимики.

3. Третий стиль вбирает в себя важные особенности первых двух и может назваться синтетический.

Различают такие речевые типы:

· рационально-логический;

· эмоционально-интуитивный;

· философский;

· лирический;

· художественно-образный.

Общие признаки речевой культуры оратора:

1. Правильность речи, т.е. соответствие принятым в определенную эпоху литературно-языковым нормам. «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни» (Д.И.Писарев).

2. Точность речи, т.е. соответствие мыслям говорящего или пишу­щего: «Точность слова является не только требованием здорового вкуса , но, прежде всего, - требованием смысла». (К.Федин).

3.Ясность речи, т.е. доступность пониманию слушающего или чи­тающего. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять», - писал еще в античные времена римский учитель красноречия Квинтиалиан.

4.Логичность речи, т.е. соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. «Что неясно представ­ляешь, то неясно и выскажешь, неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мысли» (Н.Г.Чернышевский).

5.Простота речи, т.е. безискусственность, естественность, «от­сутствие вычурности», «красивостей слова». Под напыщенностью и не­естественностью фразы скрывается пустота содержания» (Л.Н.Толстой).

6.Богатство речи, т.е. разнообразие используемых языковых средств. Задачи, которые вы ставите перед собой, неизбежно и на­стоятельно требуют большего богатства слов, большего обилия и раз­нообразия их (М.Горький).

7.Сжатость речи - т.е. отсутствие лишних слов, ненужных повто­рений. «Если пишет многословно, - это то же значит, что он сам пло­хо понимает то, о чем говорит. (М.Горького).

8. Чистота речи - т.е. устранение из нее слов нелитературных, ди­алектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, а также слов иноя­зычного происхождения, употребляемых без надобности (Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, зна­чит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус». (В.Г.Белинский).

9. Живость речи, т.е. отсутствие шаблонов, выразительность, обра­зность, эмоциональность. «Язык должен быть живым» (А.Н.Толстой).

10. Благозвучие речи - т.е. соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. «Во­обще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. «Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их» (А.П.Че­хов).

 

Вопросы для самоконтроля

 

В чем сущность теории спора Аристотеля?

 

Какова классификация спора?

 

В чем отличие понятий «диспут», «дискуссия», «полемика»?

 

Что такое судебные дебаты?

 

Какие требования предъявляются к речевой культуре юриста?

 

Литература

 

. 1.Кони А.Ф. Алексеева Н.С., Макарова З.В. Ораторское искусство в суде. - Лен.: ЛГУ, 1985 г.

2. Маркичева Т.Ю, Ножин Е.А. Мастерство публичного выступления. - М.: Знание, 2009 г.

 

 

3.Минеева С.А. Диспут - полемика - дискуссия. - М.: Знание, 2009. - 64 с.

4. Павлова К.Г. Психология спора: логико-психологические аспекты. - Владивосток: изд. ДВГУ, 2008 г.

5. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. - М.: Просвещение, 2011 г.

6. Соколов А.Н. Проблемы научной дискуссии.- Л.: Наука, 2004 г.

 

 

Глоссарий

 

 

Риторика – теория убеждающей коммуникации.

 

Риторические уловки – голосовые и речевые эффекты, используемые с целью привлечения внимания.

 

Самопрезентация – умение подать себя, вызвать к себе внимание и интерес.

 

Ораторское искусство – степень владения мастерством публичного выступления.

 

Красноречие – умение говорить красиво и убедительно.

 

Дисперсия – (лат.) рассеянный, рассыпанный.

 

 

ПОВТОР - повторение того же слова или выражения с целью выделить, подчеркнуть существенное в речи, подчеркнуть те или иные детали в описаниях, усилить экспрессивно-изобразительные свойства языка. Повтор помогает полнее отразить волнующие моменты в жизни человека, его эмоциональное состояние: "Ох, как весело на свете, как весело стало" (Т. Шевченко), "Не плачь, не плачь по юности твоей" (М. Рыльский) '.

 

ИНВЕРСИЯ - речевой оборот, который заключается в умышленном, стилистически оправданном изменении прямого порядка слов. Изменение обычного порядка слов в предложении придает фразе особую стилистическую окраску, усиливает смысловую значимость слов:

 

 

ГРАДАЦИЯ - постепенное повышение, усиление. Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, частей предложения), когда каждая следующая включает в себя усиление (ослабление) смыслового или эмоционально-экспрессивного значения. Есть градация восходящая и нисходящая:

 

 

Антитеза - противоположность, противопоставление. Стилистический прием, заключающийся в сопоставлении противоположных образов и понятий.

 

Риторический вопрос - вопрос, который не преследует цели получить ответ слушателей, направленное на утверждение какой-то идеи или такое, которое используется как средство усиления внимания аудитории:

 

Риторические восклицания - особенно эмоциональное утверждение или отрицание, констатация какого-то факта или мысли, сопровождающегося восклицательной интонацией.

 

ЭПИТЕТ - один из основных тропов, художественное, образное значение, что подчеркивает характерную черту, определяющую качество явления, предмета, понятия, действия. Чаще эпитетами выступают – прилагательные.

 

ТРОПА - слова, обороты, которые употребляются в переносном значении: сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы и т.д..

 

МЕТАФОРА - вид тропа, построенный на основе слов или выражений в переносном смысле по сходству, аналогии т.д. и служит одним из средств усиления образности и вы разности языка. Различаются метафоры простые, построенные на сбли нии предметов или явлений по одному какому-либо признаку, и метафоры развернуты, построенные на различных ассоциациях между предметами и объявления щами. Например: "Шелковый шум полей" (М. Коцюбинский), "Напился голоса твоего "(Л. Костенко),

 

 

Метонимия - замена одного слова другим на основе близь кости выраженных ими понятий, смежности обозначенных предметов: "Киев радушно встречает гостей" (О. Гончар), "Все ветряк сразу вы Поднялся хохотом "(М. Стельмах).

 

Синекдоха - замена одного слова или выражения другим на ос новые какой-то количественной характеристики предмета речи.

 

 

Гипербола - преувеличение. Стилистическая фигура, в которой на умышленно преувеличены определенный признак с целью предоставить изображаемому большей выразительности, заостренности.

 

ПОСЛОВИЦЫ - это выраженный структурой предложения точный об разный выражение, формулирует определенную жизненную закономерность или правило, что является широким обобщением многовековых наблюдений народа, его общественного опыта.

 

Поговорка - устойчивое фольклорное выражение, несет в себе эмоционально-образную характеристику какого-либо явления. Поговорка в отличие от пословицы всегда выступает в речи как часть суждения. По своей структуре она может соотноситься и с предложениями, и со словами .

 

Прибаутками - шуточное, преимущественно рифмованное выражение, используемое в устной и письменной речи в различных жизненных ситуациях. Это устоявшиеся формулы приветствия, приглашения.

 

Крылатые выражения - устойчивые обороты речи, имеющие, как правило, книжное происхождение и отличаются точностью, образностью, выразительностью, лаконизмом.

 

АФОРИЗМ - глубокая обобщающая мысль.

 

ИРОНИЯ - иносказание, которое включает в себя высмеивание, негативную оценку предмета речи или каких-то его качеств: отрицание под видом утверждения чего-то. Внешняя форма противоречит содержанию при тонкой, язвительной насмешке.

 

Сарказм - едкое, обличительное, иногда горькое насмехательство при характеристике человека или явления.

 

 

СЛОВЕСНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ - живые образы и картины, которые создаются риторами с помощью языковых средств, в отличие от образов, которые воспринимаются зрением и с помощью других ре рецепторов, т.е. в отличие от предметной наглядности.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ТЕМА : Особенности судебной речи | СРОК ДЕЙСТВИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА

Дата добавления: 2014-05-28; просмотров: 570; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.014 сек.