Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВОПо мере укрепления государственной консолидации категория феодалов распадалась на следующие группы: · служилые князья – бывшие удельные князья, которые o приняли статус вассала по отношению к московскому князю, o потеряли самостоятельность o сохранили собственность на землю o сохранили судебные и административные функции o имели обязанность явиться к великому князю со своим ополчением в военный период o занимали руководящие посты в войске Вскоре они сливаются с боярской верхушкой, аристократией, представленной боярами, слугами вольными и детьми боярскими, слугами подворскими. · бояре – высший государственный чин, который давался князем, но не передавался по наследству · средние и мелкие феодалы– слуги вольные и дети боярские · слуги подворские – бывшие холопы, впоследствии получившие земельный надел; существовали как при великокняжеском дворе, так и при удельных князьях.
Все феодалы несли службу великому князю. До XVI века феодалы обладали правом отъезда, т.е. могли самостоятельно выбирать себе сюзерена. Право отъезда изначально оценивалось как выгодное московским князьям, это способствовало собиранию русских земель, но по мере становления централизации такая тенденция стала мешать. Процесс централизации устраивал не все феодальное общество, желавшее установление единого, но не централизованного государства. Московские князья в дальнейшем ограничивают право отъезда (в т.ч. к другому сильному князю), и он будет рассматриваться как измена, наказание за которую – конфискация имущества. В конце XV века в положении феодалов происходят определенные изменения, связанные с началом процесса централизации. Изменяется состав и положение боярства, число бояр при московском дворе возрастает в 4 раза за счет удельных князей. Меняется сам термин боярина. · Жалованные бояре получают статус введенных бояр – чин, который присваивался великим князем преимущественно князьям служилым. · Вторым придворным чином стал чин окольничего. Его получает основная масса прежнего боярства. Бояре, не получившие придворных чинов, слились с детьми боярскими и слугами вольными. Появляется принцип местничества:после оставления службы эту должность занимает сын. Соответственно чин присваивался в соответствии с родом и положением. Дети служилых бояр получали чин введенных бояр. Бояре могли дослужиться до думных бояр. Изменение природы боярства повлияло и на отношение к великому князю: прежнее московское боярство связывало свою судьбу со службой великому князю, ратовало за успехи великого князя, помогало и в образовании, и в централизации московского государства. Бояре – вчерашние удельные князья – были настроены оппозиционно: они были за объединение, но всячески противились централизации. Их представления были подобны строю древнерусского государства: «каждый держи отчину свою». Великий князь начинает искать опору в прежнем боярстве и в новой группе дворян. Дворяне формировались из слуг подворских при дворе великого князя. Дворяне появляются и у удельных князей, и у крупных бояр. С правлением Ивана III начинается раздача поместного землевладения. Люди, поступающие на службу к великому князю, наделялись землей (даже холопы переходили в разряд феодалов – слуги подворские). Поэтому дворянство целиком зависело от великого князя и постепенно становилось его основной опорой. Роль дворянства на протяжении 2-х столетий постепенно росла по мере уменьшения влияния боярства.
Ещё одним крупным феодалом оставалась церковь.
Рост монастырских земель шел · за счёт пожалований местных князей, бояр · в силу завещания · за счет освоения новых территорий Великие князья предпринимали меры по ограничению перехода их земель монастырям. XVI век – первая попытка секуляризации церковных земель. Население, проживающее на землях, стало именоваться крестьянами от производного «христиане». Крестьяне делились на две категории: · чернотяглые o проживали на государственно территории o прикреплялись к земле, к общине o была круговая порука; земля принадлежит общине, общинники имеют право владеть данной землей; условие: при выходе из общины земля общинника терялась · владельческие – те, кто проживал на землях феодалов Установление феодальной зависимости начинается в экономического принуждения к работе крестьян на земле феодала. Крестьяне имеют право перехода от одного владельца к другому. Однако это право ущемляло интересы мелких феодалов, поэтому в основном мелкие феодалы ратовали за юридическое закрепощение крестьян, отстаивали отмену перехода, прикрепление крестьян не только к земле, но к своей собственности – установление наследственного крепостного права. Закрепощение проходит длительный период – 100 лет. Начало закрепощения было связано с изданием великими князьями особых грамот за отдельными землевладельцами и за определенными группами крестьян. Одной из первых были грамоты о старожильцах. Это крестьяне, давно проживающие у того или иного феодала и нёсшие феодальные повинности. Они также платили налоги в пользу государства. Феодалы, заинтересованные в привлечении как можно большего количества рабочих рук, охотно принимали в свое хозяйство новых крестьян, которые именовались новоподрядчиками. Как правило, феодалы предоставляли им некоторые привилегии: · освобождали новоподрядчиков от государственного тягла · порой освобождали на несколько лет от феодальных повинностей · могли предоставить ссуду или подмогу Новоподрядчики, в отличие от старожильцев, могли перейти к другому феодалу при условии полной расплаты с прежним. Если новоподрядчик длительное время проживал на земле одного феодала, он переходил в разряд старожильцев и терял право перехода. В среднем крестьяне платили 25 налогов. Важно отметить, что жить на земле феодала было выгодно. Серебряники – люди, которые брали в долг деньги, серебро. Свой долг они должны были отдать не в наличной форме, а путём отработки на земле. Поэтому сменить или уйти от феодала можно было, только расплатившись с феодалом. Появляется категория людей, которых именуют бобылями: · не имели собственного имущества · нанимались на работы · проживали они на земле не только светского феодала. Такая категория оформлялась не только у церкви, но и у общины. Уточним, что бобыли не становились общинниками, они просто обрабатывали землю. Первое общегосударственное закрепощение было связано с Судебником Ивана III 1497 г. Судебник установилЮрьев день– день, когда крестьяне были управомочены уходить от своего феодала за неделю до Юрьева дня (26 ноября) или спустя неделю. Холопы. Монголо-татарское иго привело к сокращению холопов на Руси. Плен как источник холопства теряет свое значение. Холоп, бежавший из татарского плена, становился свободным. Холопы подразделялись на несколько категорий. Например, большие холопы – верхушка холопства, представители которой занималась управлением княжеского дома, занимали высокие посты. В XV веке некоторые холопы получают свободу, наделяются землей и переходят в категорию феодалов. Имело место деление холопов на полных и докладных. Они работали в качестве прислуги. Это могли быть ремесленники, повара. Были среди холопов и землепашцы, что подтверждает практику высаживания холопа на земле. Следует отменить, что содержать холопа было затратным делом. Зачастую труд холопа не окупался. Именно по этим соображение их высаживали на землю. Весь урожай уходил в пользу феодала. Однако труд холопов был малоэффективен ввиду их незаинтересованности в результатах своего труда. Тенденция сокращения холопства закрепляется законодательно. Холоп, бежавший из плена, становился свободным. Разрешается отпуск холопа на волю, с целью чего составлялась отпускная грамота. Холопа можно было освободить и посадить на землю в качестве крестьянина. В таком случае он получал личную свободу. Запрещается переход в холопство в качестве ключника. Ключники отныне не холопы. Также Судебник 1497 г. ограничивает возможность превращения крестьянина в холопы даже за бегство. Освобождают холопов в первую очередь монастыри, так как сам факт холопства противоречит церковным канонам. В дальнейшем происходит процесс постепенно стирания границ между холопами и крестьянами. Холопы наделяются некоторыми имущественными правами. Однако постепенное закрепощение крестьян обусловливает потерю прав. Холопы, которых сажают на землю, именуются страдниками. С сокращением числа холопов возникает новый разряд людей – кабальные люди. Как правило, холоп, вышедший из зависимости от господина, вновь попадал в экономическую зависимость. Такая кабала, как показывает практика, становится пожизненной. Судебником устанавливается правило, по которому господин может отпустить холопа на волю. Для этого обязательным было составление отпускной грамоты. Хозяин составляет грамоту лично и заверяет её в судебном приказе, причем не в суде наместника, а в суде боярства. Суды боярства были только в шести городах Московского государства. Поэтому, если холоп сбегал от господина, господин встречал беглеца и хотел вновь прикрепить его к дому, самовольно обратиться к приставам не представлялось возможным. Необходимо было сначала получить беглую грамоту, которая так же, как и отпускная грамота, выдавалась судом боярства. На это уходило огромное количество времени. Вследствие этого холоп имел возможность осуществить новый побег. Городское население. Деление города следует рассматривать следующим образом: крепость и торгово-ремесленный посад – та часть, что находилась за крепостью. В крепости – детинце – проживала княжеская власть, гарнизон. На посаде селились ремесленники и купцы. Первая часть городского населения была свободна от налога и государственных повинностей, вторая относилась к тяглому населению, черному – черный люд. Промежуточная часть – население слобод и дворов. Представители слобод и дворов принадлежали отдельным феодалам и располагались в городской черте. Люди, связанные с посадом своими хозяйственными интересами, были менее свободны от городского тягла и несли повинности только в пользу своего господина. XV век характеризуется экономическим подъёмом: единение государства способствует развитию экономических отношений. Повышается значение посадских людей. Выделяются купцы. Они имеют определенные привилегии. Из купечества выделяются гости, которые ведут иноземную торговлю. Происходит деление купечества как по предмету торговли, так и по территориальному направлению (южное, северо-западное).
Дата добавления: 2014-06-06; просмотров: 528; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |