Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Гостеприимство

Право любого, даже преступника на тёплый приём, еду, кров в любом доме в любую погоду в любое время дня и ночи – так можно кратко характеризовать суть адыгского гостеприимства.

Неисполнение долга гостеприимства для адыга было равносильно полному отказу от полноценной общественной жизни.

«С того момента, как незнакомец входит в дом черкеса, он пользуется там всеми правами гостя, то есть находится под особым покровительством хозяина дома, который обязан накормить гостя, уложить его спать, позаботиться о его лошади и проводить его по надежной дороге или же, в случае опасности, провести его к одному из своих друзей в ближайшем поселении.» [3]

Хозяин должен был в случае необходимости жертвовать для гостя жизнью. Тот, кто не сберёг гостя от беды облагался штрафом.

«Хозяин — молодой человек, приблизительно 28 лет, чрезвычайно внимателен и мягкого обращения. Он почти ни на минуту не покидает меня и спит здесь ради большей безопасности моих вещей. Наша еда приносится из дома для семьи, и мой хозяин никогда не прикоснется к ней, пока я не кончу есть. [4]

Хозяин действительно должен был везде сопровождать гостя, и, как видно из дневника Белла, жить вместе с ним в кунацкой. Присматривал за вещами хозяин дома из естественных соображений, ведь украденную вещь гостю возмещала принимающая семья.

Существовала сложная система определения статуса гостя среди прочих гостей, которую приводит Торнау. От гостевого статуса зависло место за столом, ритуал встречи гостя, угощение и то, сколько времени ему прилично было провести в гостях.

Например, гость из соседнего села по «гостевому статусу» выше, чем гость из своего села, и чем дальше жил гость, тем важнее он считался. Родственники по матери важнее родственников по отцу, но родственники мужа важнее родственников жены. Чем высокогорнее аул, откуда приехали гости, тем выше их статус.

Гостя их своего аула кормили тем же, что ел хозяин, ему было неприлично долго задерживаться. Гость, который жил в недалёком ауле, по правилам этикета задерживался на три дня, не больше. Иностранцы, друзья, с которыми случилась беда, приехавшие издалека по важным делам – все эти люди могли, не боясь осуждения, оставаться на долгие месяцы. [5]

Джеймс Белл в своих дневниках указывает на то, что он чужестранец, как на причину высокого уровня уважения к нему. Спенсер утверждает, что к нему почтительно относились ещё и потому, что он представлялся врачом.

« Право гостеприимства распространяется и на преступников, но из этого числа исключаются те, кто украл помолвленную невесту или замужнюю женщину, а также те, кто нарушил супружескую верность, убил родителя или совершил противоестественный грех. Эти преступления, надо сказать, совершаются редко и караются смертной казнью; тот, кому удалось избежать наказания, не может более оставаться среди черкесов и должен бежать в Россию или Грузию. Убийца всегда остается под охраной гостеприимства, до тех пор пока его родственники не уладят дело с семьей убитого. В ожидании этого убийца должен прятаться подальше от места, где проживает семья убитого; к себе он возвращается после того, как дело улажено, и платит баш сразу или по частям.»[6]

- в данном случае Белл описывает случай так называемой «социальной смерти», когда от человеку отказывают в тех правах, на которые мог претендовать убийца или закоренелый вор. Лишение права на гостеприимство – самая страшная кара после смертной казни.

В связи с необходимостью принимать гостей в любое время и на любой срок, адыги организовывали особое помещение – кунацкую. У несостоятельных крестьян кунацкую организовывали в самой большой и тёплой комнате в доме, а при наличии средств у хозяина за пределами усадьбы строился домик с небольшой конюшней, вокруг высаживались деревья, строилась отдельная ограда. Лучшие ковры, циновки, столики, оружие на стенах – всё украшало кунацкую, лицо дома.[7]


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ГЛАВА I . Основные черты адыгской нравственности | Куначество

Дата добавления: 2014-07-10; просмотров: 281; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.007 сек.