Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Проблема истины в философии

Читайте также:
  1. I. Основные принципы и идеи философии эпохи Просвещения.
  2. II. История философии
  3. II. Принципы средневековой философии.
  4. II. Проблема источника и метода познания.
  5. III. Материалистическое направление в русской философии
  6. III. Предмет, метод и функции философии.
  7. III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  8. IV. Проблема причинности, соотношения свободы и необходимости.
  9. V. Характерные черты философии русского «религиозно-философского» ренессанса.
  10. Аварийность – проблема общегосударственная

Формулировка и осмысление этой проблемы возникает уже в античной философии. Еще Аристотель, анализируя знания с точки зрения их достоверности, приходит к выводу, что, во-первых, знания являются истинными только тогда, когда они соответствуют предметам и их признакам, существующим вне и независимо от сознания, а во-вторых, характеристика истинности относится не к предметам, а именно к знаниям об этих предметах. Это значит, что под истиной Аристотель понимал такие знания, которые содержательно соответствуют состоянию вещей. Эта идея и легла в основу классической концепции истины как соответствия знаний познаваемой действительности (Р.Декарт, Д.Локк, Г.Гегель). Эта концепция основывается на следующих положениях:

- признание объекта, независимого от субъекта и состояний его сознания;

- признание возможности выявить однозначное соответствие между знанием и действительностью;

- наличие надежного критерия, с помощью которого можно установить это соответствие либо отсутствие его.

Однако в процессе развития философии и науки были обнаружены неточности и противоречия этой концепции. Выяснилось, что:

- реальность не дана, а задана человеку в зависимости от его культуры, уровня знаний, чувственного восприятия и абстрактного мышления;

- соответствие знаний реальности не является простым и однозначным копированием реальности (это соответствие включает целый ряд соглашений);

- некоторый критерий истины должен быть в свою очередь доказан на основе другого критерия и т.д.

Преодоление этих недостатков классической концепции истины осуществлялось в двух направлениях:

- совершенствование этой концепции посредством решения ее проблем;

- разработка альтернативных концепций истины.

Реализацией первого направления стали:

1) Диалектико-материалистическая концепция истины (марксизм), сущность которой заключается в следующих постулатах:

- истина всегда носит объективный характер (включает в себя содержание, не зависящее от человека и человечества);

- процесс познания – это процесс восхождения от истин относительных к абсолютной истине (от неполного и приблизительного до полного и исчерпывающего знания об объекте, все этапы имеют момент объективности, долгий процесс, а не одновременный акт);

- истина всегда конкретна (свойство истины, основанное на знании реальных связей и закономерностей объекта, учете условий, места, времени, в которых сформулированы истины);

- единственным надежным и объективным критерием определения истины является практика.

2) Семантическая концепция (А. Тарский): любая формулировка истины должна отвечать двум требованиям: материальной адекватности (знание обозначает определенную ситуацию в реальности) и формальной непротиворечивости.

Представители второго направления вместе с критикой классической версии истины предлагают альтернативные варианты решения проблемы:

¨ прагматическая концепция предлагает считать истинными только такие знания, которые являются полезными для человека и эффективными в качестве средства познания (Ч.Пирс, П.Бриджмен);

¨ конвенционалистская концепция рассматривает истину как результат соглашения между членами научного сообщества, которое определяется свободным выбором научно-методологического аппарата (К.Айдукевич, А.Пуанкаре);

¨ когерентная концепция предлагает интерпретацию истины как языкового феномена, отличающегося формально-логической непротиворечивостью и подтверждающегося в ходе эмпирической проверки (верификация) (Р.Карнап, О.Нейрат).

Названные концепции можно рассматривать как в известной мере дополняющие друг друга, поскольку они фиксируют внимание на разных аспектах истинного знания. Проблема истины в неклассической философии корректируется пониманием того, что содержание истины зависит не только от объекта, но и от познавательной деятельности субъекта.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Структура познавательного процесса | Общество как объект философского анализа

Дата добавления: 2014-07-11; просмотров: 524; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.