Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




IV. Проблема причинности, соотношения свободы и необходимости

Читайте также:
  1. II. Проблема источника и метода познания.
  2. Аварийность – проблема общегосударственная
  3. Актуализация проблематики социологии образования: причины и направления
  4. Анализ ФСП на основе анализа соотношения собственного и заемного капитала.
  5. Биологическое разнообразие. Генетический полиморфизм популяций как основа биологического разнообразия. Проблема сохранения биоразнообразия
  6. Бщая характеристика наказаний, состоящих в лишении или ограничении свободы.
  7. Взаиморастворимые жидкости в любых соотношениях.
  8. Взаимосвязь чувственного и рационального и проблема активизации внерационального творческого процесса
  9. Вопрос 2. Предмет экономической теории и его эволюция. Основная экономическая проблема

 

В XVII-XVIII веках, когда в науке доминировала классическая механика, законы механики Ньютона понимались как законы, господствующие во всех сферах жизни. Они трактовались как жесткие неизменные законы, исключающие какую-либо случайность. В связи с этим в философии возникли проблемы взаимосвязи причины и следствия, свободы и необходимости.

В решении данных проблем можно выделить два основных подхода: детерминизм и индетерминизм.

В философии XVII века детерминизм был представлен в философии Спинозы. В своих рассуждениях он исходил из представлений классической науки о наличии в мире жестких причинно-следственных связей. В мире господствует необходимость, случайности нет. Свобода возможна лишь при условии знания необходимости. Свобода, по Спинозе, – это познанная необходимость (в дальнейшем данную формулировку мы встретим и у Гегеля, и у Маркса). Подобное понимание причинно-следственных связей привело к формированию в XVIII веке механистического детерминизма, полностью исключавшего случайность. Этот детерминизм был назван Лапласовским по имени французского ученого Лапласа, давшего наиболее известную его формулировку: «Если бы существовал такой Ум, который мог бы охватить всю Вселенную в целом, то мы на 100 лет вперед знали бы все события».

В философии XVII века индетерминизм был представлен в философии Юма и Беркли. Например, Дж. Беркли критиковал понятие причинности, объявляя его фикцией, которую моделируют философы для объяснения мира. Основанием подобных заявлений стала его субъективно-идеалистическая позиция «существовать значит быть воспринимаемым». Т.е. то, что мы не можем ощутить, по Беркли, не существует. А, поскольку посредством органов чувств мы не можем воспринять ни причинность, ни материю, ни бесконечно малые величины, постольку они не существуют.

 


Немецкая классическая философия и ее значение


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Проблема субстанции в философии формулируется следующим образом: Что является субстанцией (первопричиной всего существующего) и сколько их? | I. Основные принципы и идеи философии эпохи Просвещения

Дата добавления: 2014-08-09; просмотров: 563; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.004 сек.