Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Семинар 14. Антропоцентризм философии Возрождения

Читайте также:
  1. I. Основные принципы и идеи философии эпохи Просвещения.
  2. II. История философии
  3. II. Принципы средневековой философии.
  4. III. Материалистическое направление в русской философии
  5. III. Предмет, метод и функции философии.
  6. III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  7. V. Характерные черты философии русского «религиозно-философского» ренессанса.
  8. Антропоцентризм и культ природы, пантеизм и телеологизм как характерные черты философии Возрождения.
  9. Аристотель как вершина античной философии
  10. В понимании философии выделяют два основных момента: 1. Является ли философия наукой? 2. Является ли философия мировоззрением?

1. Флорентийская Академия: образ человека в философии Марсилио Фичино и Пико дела Мирандолы.

2. Оппозиции и дилеммы понимания человека в учении Мартина Лютера.

Основная литература:

Лютер М. Свобода христианина / Лютер М. Избранные произведения. СПб., 1994, С. 16-54.

Мирандола, Пико делла. Речь о достоинстве человека // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991, С. 220-239.

Фичино Марсилио. Комментарий на "Пир" Платона // Эстетика Ренессанса. М., 1981, С. 139-241.

Дополнительная литература:

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

Природа в культуре Возрождения. М., 1992

Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб., 1993.

Соловьёв Э.Ю. Время и дело Лютера. // Соловьёв Э.Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991. С. 54-126.

Хайлер Ф. Религиозно-историческое значение Лютера. // Социо-Логос. Социология. Антропология. Метафизика. Вып. 1. Общество и сферы смысла. М., 1991., С. 315-345.

Коллоквиум

просмотр художественного фильма шведского режиссера Ингмара Бергмана «Седьмая печать»

Аттестация и критерии оценивания

Аттестация проводится в форме письменного ответа на 2 вопроса из приведенного ниже списка, но преподаватель может задать дополнительные устные вопросы для уточнения содержания, изложенного студентом материала.

Обязательным требованием является посещаемость лекций и семинаров в объеме 75% от общего числа занятий. При оценивании результатов аттестации по дисциплине преподаватель будет использовать следующие критерии выставления оценок:

Оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала дисциплины, освоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала.

Оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший достаточно полное знание учебного материала, освоивший основную рекомендованную литературу. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы, вполне знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему явные пробелы в знаниях основного учебного материала. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится слушателям, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Список обязательной литературы

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.

Тертуллиан Квинт Септимий Флорент. О прескрипции [против] еретиков, Против Гермогена // Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994, С. 106 - 160.

Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М., 1991, С. 282 - 309 (кн. XI).

Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990, С. 190-290.

Ансельм Кентерберийский. Прослогион. / Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995, С. 123-165.

Петр Абеляр. Этика, или познай самого себя. / Петр Абеляр. Теологические трактаты. М., 1995, С. 247-310

Фома Аквинский. О сущем и сущности // VERBUM. Выпуск 2. Наследие Средневековья и современная культура. СПб, 2000, С. 221 - 249.

Фома Аквинский. Учение о душе. СПб, 2004, С. 269-320.

Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч. 1. Вопросы 1-43. Киев-Москва, 2002, С. 3 - 15.

Бл. Иоанн Дунс Скот. Избранное. М., 2001, С. 98 - 159, 318 - 460.

Уильям Оккам. Избранное. М., 2002, С. 115 - 135.

Бонавентура. Путеводитель души к Богу. М., 1993, С. 41 - 67, 151 - 158.

Иоахим Флорский. Книга согласований Ветхого и Нового Заветов. // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья: В 2 т. СПб, 2002. Т. 1.

Майстер Экхарт. Об отрешенности. М. - СПб, 2001, С. 13 - 52, 210 - 220.

Лютер М. Свобода христианина / Лютер М. Избранные произведения. СПб., 1994, С. 16-54.

Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991, С. 220-239.

Марсилио Фичино. Комментарий на "Пир" Платона // Эстетика Ренессанса. М., 1981, С. 139-241.

Мартин Лютер. О свободе христианина / Лютер М. Избранные произведения. СПб, 1994, С. 16-54.

Вопросы по дисциплине «История философии Средних веков и Возрождения»

1. Принципы средневекового философствования: краткая характеристика.

2. Средневековье как тип мысли и культуры в работах С.С. Аверинцева.

3. Вера и знание в истории средневековой мысли: основные оппозиции.

4. Философия и Откровение в трактатах Тертуллиана.

5. История Вселенских Соборов и формирование «символа веры».

6. Человек и космос в учении Каппадокийцев.

7. Бытие и ничто, благо и зло в мистике Дионисия Ареопагита.

8. Христианская антропология Немезия Эмесского

9. Бог и человек в учении Аврелия Августина.

10. Вечность и время в «Исповеди» Аврелия Августина

11. Нравственное измерение философии в «Утешении философией» Боэция

12. «Онтологический» аргумент Ансельма Кентерберийского.

13. Петр Абеляр и формирование средневековой учености.

14. Грех и намерение в «Этике» Петра Абеляра.

15. Проблема универсалий в истории средневековой схоластики.

16. Традиции и направления средневекового аристотелизма.

17. Общая характеристика философии тринадцатого столетия.

18. Принципы и содержание учения Фомы Аквинского.

19. Сущность и существование в томизме.

20. Структура интеллекта в учении о познании Фомы Аквинского.

21. Концепция бытия в метафизике Дунса Скота.

22. Вера и разум в учении Дунса Скота.

23. «Фикционализм» Уильяма Оккама.

24. Совесть и synderesis как проблема средневековой этики

25. Основные проблемы средневековой политической мысли.

26. Представители и основные учения средневековой мистики.

27. Знание как практика исихазма в «Триадах» Св. Григория Паламы.

28. Историософская концепция Иоахима Флорского.

29. Бонавентура о мистической практике восхождения к Богу.

30. Майстер Экхарт об отрешенности.

31. Основные принципы и идеи философии и культуры Возрождения.

32. Проблема человека в философии Возрождения: антропоцентризм.

33. Флорентийская Академия и особенности ренессансного неоплатонизма.

34. «Обратная сторона титанизма»: учение о человеке Л.Б. Альберти.

35. Идеи Реформации М. Лютера и их значение для Нового времени.

36. Дилеммы человека в работе М. Лютера «О свободе христианина».

Анкета-отзыв на дисциплину

По каждому вопросу выставляются соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов. В случае необходимости можно вписать комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий______________________________________________

2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий______________________________________________

3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий______________________________________________

4. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и/или применения в последующей практической деятельности?

Комментарий______________________________________________

5. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

Комментарии______________________________________________

Что запомнилось из курса лекций? ______________________________________

Что показалось самым сложным? ______________________________________

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Семинар 12. Паламизм и византийская мысль XIII - XIV вв | Лекция №3 Психология мужчины и женщины

Дата добавления: 2014-07-19; просмотров: 496; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.005 сек.