Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Права человека: понятие, структура
Права и свободы человека являются самыми важными среди всех ценностей нематериального характера, осознанных большинством людей в демократических обществах. Права человека, их генезис, назначение - одна из «вечных» проблем общественно-культурного развития всего человечества, постоянно находившаяся в центре внимания политической, правовой, философской, этической и религиозной мысли. Права человека – сложное и многомерное явление, в значительной мере связанное с генезисом правовых норм, в которых сформулированы права человека. В своем современном виде область знаний, относящаяся к правам человека, возникла после второй мировой войны, но ее истоки четко прослеживаются уже в эпоху древности, средневековья и особенно в эпоху Просвещения. Концепции прав человека базируется на трех основных положениях: • Каждая власть ограничена. • Каждый человек располагает своим автономным миром, • Каждый человек, защищая свои права, может предъявить Прежде чем перейти к анализу конкретных прав и свобод человека, необходимо определить смысл основных понятий, применяемых в этой области. И поэтому, не пытаясь предложить общепринятые дефиниции (впрочем, таковых и нет), постараемся разобраться в некоторых из них. В самом общем виде права человека могут быть определены как права, присущие людям от рождения и без которых они не могут жить как человеческие существа. Права человека формулируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для нормального функционирования не только индивида и общества, но и государства в целом. Права человека основаны на стремлении человечества к такой жизни, в которой врожденное достоинство и ценность каждой человеческой личности будут пользоваться уважением и защитой со стороны государства. Понятие врожденного человеческого достоинства является основным для концепции прав человека. Оно вытекает из самой сути человечества, оно присуще как младенцу, который еще ничего не успел сделать, так и взрослому человеку. Достоинство есть прежде всего нравственная самооценка человеком самого себя, своего места и значения в обществе, а также признание обществом его социальной ценности, уникальности и неповторимости. Достоинство человека - источник его прав и свобод. Только обладание правами и свободами дает человеку возможность самораскрыться и самореализоваться как личности. В определении сущности и содержании прав человека можно выделить различные правовые доктрины и точки зрения. Учение естественного права утверждает, что права человека являются прирожденными, неотъемлемыми и неотчуждаемыми. Поскольку в их основе лежит сама природа человека, они не дарованы человеку ни богом, ни государством и не зависят от государственного усмотрения и произвола, постольку человек никому не обязан за свои права. Поэтому они получили название естественные права человека. Целью естественно-правовой доктрины является ограничение притязаний государства по своему усмотрению определять объем прав и свобод человека, без учета необходимого для нормальной жизнедеятельности индивида набора прав, которые объективно являются независимыми от воли государства. Поэтому эти права не могут быть противопоставлены государству, которое должно брать на себя функцию не только их защиты и обеспечения, но и их законодательного формулирования. Естественные права человека не нуждались до возникновения государства и права в каком-либо писаном, юридическом оформлении. И хотя эти права принадлежат человеку от рождения, «защищенность» им придает юридическая форма, т.е. форма закона. Эта необходимость привела к появлению писаного права, которое на первых порах вобрало в себя обычное право, моральные права и запреты, в том числе права и свободы человека, и получило название позитивное право. Это послужило основой для возникновения позитивистско-правовой доктрины, которая противостояла естественно-правовой традиции. Согласно этому подходу, права человека, их объем и содержание определяются государством. Именно оно «дарует» эти права человеку. Главная идея этой точки зрения состояла, таким образом, в подчинении и обязанности индивида беспрекословно соблюдать право, а также в подчинении индивида государству, а не утверждении приоритета прав человека по oотношению к последнему. Основные права и свободы человека характеризуются различными чертами. Права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. В течение всей своей жизни он неразрывно связан со своими правами и свободами, они не должны быть никем и никаким образом отняты у него. Прaвa человека носят всеобщий, универсальный характер. Всеобщность и универсальность прав и свобод человека проявляется в следующих параметрах. Все люди без какой-либо дискриминации имеют основные права и свободы. Международные стандарты и законодательства демократических государств гарантируют равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, языка, национальности, происхождения и других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам расовой, языковой, национальной, социальной или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Все права и свободы универсальны с точки зрения их содержания. Право на жизнь, равенство всех перед законом, право на гражданство, право свободного передвижения, право на свободу убеждений - это наиболее общие права и свободы всех людей независимо от политического режима, формы государственного устройства и формы правления, общественного строя страны, к которой человек принадлежит. Всеобщность прав и свобод человека находит свое выражение и в территориальном аспекте. Везде, где бы ни находился человек, куда бы он ни переехал, - в любом месте он обладает основными естественными правами и свободами. И это обладание не зависит от того, является ли эта территория независимой или несамоуправляющейся, или каким-либо другим образом ограниченной в своем суверенитете. Наконец, проблема прав человека - это всеобщая проблема, решать которую необходимо с точки зрения концепции межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Она основывается на следующих посылках: • Все права человека неделимы и одинаково важны. Необходимо избегать противопоставления одной группы прав другим группам, поскольку стремление добиться осуществления одной из этих групп прав может быть использовано для ущемления других прав. • Принцип уважения прав человека не противоречит другим принципам современного международного права. Поэтому никакие оправдания на необходимость защиты основных прав и свобод человека не могут быть использованы для нарушения таких принципов, как уважение государственного суверенитета, невмешательство государств во внутренние дела друг друга и т.д. • Под нарушением принципа уважения прав человека понимается общая политическая и правовая ситуация, которая свидетельствует об игнорировании данным государством своего обязательства уважать права человека и о массовом нарушении последних. Права и свободы человека: сходство и различия. Язык международных документов и национальные законодательства применяют понятия «права человека» и «свободы человека». Возникает вопрос: являются ли эти понятия тождественными или между ними существуют различия? Если коснуться проблемы юридической природы и нормативного закрепления прав и свобод в правовых актах (международные документы, конституции и др.), то провести между ними четкую границу достаточно трудно. В этой плоскости они идентичны. Свободы - это те же права. Но относительно проблемы правомочий в отношении «человек – государство» они отличаются друг от друга. И эти различия сводятся к следующему. Свободы человека — это области деятельности человека, в которые государство по должно вмешиваться. Оно может лишь очертить с помощью правовых норм границы, в рамках которых человек действует по своему выбору и усмотрению. Государство не только само должно воздержаться от интервенции в свободы человека, по и обязано обеспечить защиту границ этих свобод, ос вмешательства других лиц. Государство законодательно защищает правомерное поведение человека, но одновременно и ограничивает выход его за пределы дозволенных свобод. Например, демократическому государству нет никакого дела до религиозных убеждений конкретного человека, оно не должно влиять на его предпочтение какому-либо вероисповеданию или устанавливать ту или иную религию в качестве обязательной - это свободы, принадлежащие конкретным людям. Однако государство вправе ввести законы, ограничивающие свободу совести исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других людей и удовлетворения справедливых требований морали и общественного порядка в демократическом обществе. Права человека - это установленные и гарантируемые государством правомочия и потенции действий человека в конкретной сфере. Причем государство обязуется обеспечить и защитить правомерные действия человека в указанной законом области. Здесь уже не предлагается возможности выбора, варианта действия внутри данного права. Им можно либо воспользоваться и реализовать его, либо не реализовать. Но подчеркнем еще раз, что с точки зрения права понятия права и свободы человека идентичны. Говоря о юридических характеристиках прав человека, необходимо различать «права и свободы человека» в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле права и свободы человека - это система международных и национальных правовых норм, которые устанавливают правовой статус личности, закрепляют ее положение, правила взаимоотношений между людьми, отношения личности и государства. В субъективном смысле права и свободы человека - это принадлежащее конкретному лицу правомочие того или иного действия, поступка, предусмотренного правовой нормой и защищаемого государством. Классификация прав. В правовой литературе и в исследованиях по международному праву можно встретить различные подходы и точки зрения относительно классификации, группировки прав и свобод человека. Чаще всего выделяют в особую группу естественные права человека, акцентируя внимание на первичности их существования, догосударственности, дополитичности. К ним относятся такие права, как право на жизнь, свобода выражения мнений, физическая и психическая неприкосновенность, свобода вероисповедания и другие. Существует несколько уровней классификации прав человека: • Первый уровень прав ориентирован на выявление их статусного состояния в системе прав человека. В соответствии с этим они делятся на две группы: негативные и позитивные. Под негативными понимаются те права, по отношению к которым государство должно воздерживаться от вмешательства в их реализацию и от ограничений, нарушающих свободу личности. Свобода слова или свобода совести - это запрет вмешательства государственной власти в данные вопросы. Под позитивными правами, наоборот, понимаются права, требующие обязательств и гарантий государства по обеспечению выполнения этих нрав. • Второй уровень определяет собой сферы реализации прав человека. В соответствии с ним происходит подразделение прав на гражданские, коллективные, экономические, социальные, политические и культурные. Причем под гражданскими понимаются личные или индивидуальные права. В Уставе ООН и Международном билле о правах, включающем Всеобщую Декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативные протоколы к нему, выделяются пять основных групп прав: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Остановимся кратко на их характеристике. Гражданские права - это мрака естественного характера, т.e. такие, которыми человек наделен от рождения. Они призваны гарантировать индивидуальную свободу человека, защищать личность от произвола со стороны государства и его органов. К ним относятся: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести, достоинства, деловой репутации, на справедливый, независимый публичный суд и ряд других. Политические права определяют возможности активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. Важнейшие из них: право избирать и быть избранным в paзличные органы власти, свобода союзов и ассоциаций, партий, демонстраций и собраний, свобода слова, мнений, печати, совести. Экономические права призваны обеспечить экономическую свободу и достойный жизненный уровень человека. Они включают: право на труд, на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на частную собственность, запрет на принудительный труд за некоторыми исключениями, право на социальное вознаграждение в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости и т. Социальные права обеспечивают человеку минимум экономической безопасности, без которого было бы трудно предъявлять свои права достойным образом. Они содержат: право на труд, отдых, досуг, социальное обеспечение, т.е. происходит дублирование некоторых экономических прав. Поэтому зачастую их объединяют в социально-экономические права. Культурные права призваны гарантировать духовное развитие человека: право на свободу убеждений и свободное их выражение, право на образование, право на участие в культурной жизни общества, право на защиту моральных и материальных интересов. Американская традиция, идущая от Билля о правах (первых десяти поправках к Конституции 1787 г.), под правами человека имеет в виду своеобразно понимаемые права и свободы. Их содержание отличается от формулировок Устава ООН и Международного билля о правах. США в силу разных причин не признают существование социально-экономических, социальных и культурных прав. В Европе - родине теории естественного права и естественных прав человека - сегодня законодательно признаны все группы прав: гражданские, политические, экономические, социальные и права в области культуры. Они закреплены в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и в дополнительных протоколах к ней, в Европейской Социальной Хартии и других документах. Поколения прав. Права человека, если исходить из их классификации, относятся к различным сферам жизнедеятельности. Но это не единственное различие между ними, поскольку они различаются и по времени возникновения. Развитие знаний о правах человека привело к выводу о складывании исторически-последовательных больших групп прав, которые получили название «поколения прав человека». Начиная с 80-х годов, утвердилось разделение прав на три поколения. Первое поколение прав включает традиционные ценности, в частности, гражданские и политические права: право на свободу мысли, совести и религии, право каждого гражданина на ведение государственных дел, право на равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасность личности, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное и справедливое рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд других. Второе поколение включает социальные, экономические и культурные права. Их признание явилось результатом идеологического, правового компромисса между бывшими социалистическими и капиталистическими государствами. Так, в Конституции СССР 1936 г. был закреплен широкий набор прав второго поколения. И, хотя социальная защищенность советских граждан практически оказалась минимальной, тем не менее, она существовала и оказывала определенное воздействие на мировое общественное сознание, на идею формирования прав второго поколения. В Европе на признание таких прав, по всей вероятности, повлияла также и. растущая социальная ориентация стран, которые имели возможности не только для провозглашения этих прав, но и для обеспечения гарантий их реализации. В послевоенные годы конституции ФРГ, Франции, Италии и других стран характеризовали свои государства как социальные, закрепляя различные социальные, экономические и культурные права. Это привело к оформлению таких международных документов, как Европейская Социальная Хартия, принятая в 1961 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Третье поколение включает, в отличие от первых двух, коллективные права, права меньшинств, права народов. В этом заключается их своеобразие. Они ocуществляются целым коллективом, общностью людей. Естественно, отдельная личность принимает участие в реализации этих прав, но только как член какой-либо общности, т.е. реализация этих прав связана напрямую не с его личным, а с коллективным статусом. В 80-е годы ООН разработала документы о правах меньшинств, правах народов, а затем были приняты региональные международные нормы. Между поколениями прав существуют различия. В частности, различия между первым и вторым поколениями прав связаны с позицией государства по отношению к ним. Права первого поколения нуждаются в защите от какого-либо вмешательства, индивидуального или государственного, в их осуществление. Для осуществления прав второго поколения, наоборот, необходимы гарантии и обязательства государства по их претворению в жизнь. Различия между двумя первыми и третьим поколениями прав сводятся к следующему: • Права первого и второго поколения являются правами индивидуальными, а права третьего поколения - коллективными. Они неразрывно связаны между собой. Их взаимоотношения строятся на принципе, согласно которому осуществление коллективных прав не должно ущемлять права и свободы индивида. • Они различны также и по своей природе. Права личности - это естественное право, присущее человеку от рождения. Права коллектива не являются естественными, поскольку формируются по мере становления интересов той или иной общности. Их нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав лиц, входящих в ту или иную общность. Это качественно иные права, определяемые целями и интересами коллективного образования. Они не должны игнорировать права человека, противоречить им или подавлять их (исключением являются чрезвычайные ситуации, представляющие угрозу жизни народа, нации). Коллективные права не могут Такой подход является единственно правильным, однако его реализация весьма затруднительна. Поэтому постоянно возникающие противоречия между правами человека, правами государства, народа, национальных меньшинств, малых народов являются одной из причин участившихся межнациональных конфликтов. В этих конфликтах каждая из сторон выдвигает свои доводы правоты, справедливости, правомерности, отстаивает свое право на суверенитет, свои притязания на пересмотр границ. При этом игнорируются права любого другого человека, не принадлежащего к этой общности. Следовательно, на передний план выдвигаются коллективные права нации, народа, которые они стремятся реализовать любой ценой, даже ценой массового истребления своего и чужих народов, а также в ущерб правам индивидуальным. Таким образом, в самом общем виде выше были рассмотрены основные понятия концепции прав и свобод человека, отраженные в международно-правовых нормах, политико-правовых и философских доктринах. Конечно, они не представляют собой нечто абсолютное, застывшее, а будут постоянно развиваться и совершенствоваться вместе с развитием мирового сообщества.
Дата добавления: 2014-07-30; просмотров: 859; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |