Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Опыт ведения лекцииДегуманизация культуры — превращение культуры в средство служения идее общественного прогресса, предполагающее подчинение прогрессу позиции ценности человеческой личности. Идеологизация культуры — подчинение процесса культурного творчества реализации целей господствующей идеологии. Культурная революция — попытка быстрого и радикального переустройства на новых началах всего здания культуры, предпринятая в России в 1920—1930-х гг. XX в. Культурный плюрализм (от лат. — множественный) — многообразие культурного творчества. Пролетарская культура — культура рабочего класса, за которым признавалось исключительное право на творчество. Революционный романтизм — понимание революции как свободного творчества с целью пересоздания действительности. Тоталитарная культура — тип культуры, который создается прямым усилием государственной культурной политики и функционирует при помощи и под контролем государственных учреждений культуры. Утилитаризм (от лат. — польза) — узкий практицизм, стремление из всего извлекать конкретную выгоду, пользу. Утопия (от греч. — место, букв, место, которого нет) — нереальный, неосуществимый на практике проект социальных преобразований.
Опыт ведения лекции В тот день и час, когда раздался звонок телефона, у меня очень сильно болела голова. Обычно в таком состоянии я не принимаю решение: боль обостряется до предела при любой попытке слушать, смотреть, думать, двигаться – и я ухожу в молитвенное состояние на период обострения. Но сейчас было по-другому: я сняла трубку – практически сразу (без введения и подготовки) прозвучало приглашение прочитать лекцию учителям русского языка и литературы на курсах повышения квалификации (а я уже 3 года как ушла из системы образования и 7 лет уже не читала лекции в НИПКиПРО, а учителям среднего звена не читала их никогда). Услышав предложение, я ощутила тихую глубокую радость в центре груди, радость и благодарность за возможность – и одновременно ощущение, что это надо сделать…Я спросила о теме лекции (она была рассчитана на 6 часов в один день), и услышала: «То, чем ты занималась всю жизнь…- и после паузы – общением». Явно понимаю, что в программе не может звучать так тема лекции …и что в то же время на ее подготовку у меня есть 2 недели - я дала согласие и больше в этот день думать не могла. Господи, как ты всемилостив, что в этот раз мне не озвучили тему курсов! Я ее все-таки узнала, но гораздо позже (когда уже лекция практически была подготовлена) «Преподавание в условиях новой стандартизации образования»… , но если бы я такую формулировку услышала, да еще и на больную голову…Стандартизация и образование, стандартизация и преподавание, стандартизация и новое – ни в моем мозгу не соединялись, ни душой не принимались, а опыт просто возопил бы…А пока мне дали 2 дня для окончательного решения. Эти 2 дня прошли в радости предчувствия чего-то важного, происходящего в моей жизни в данный момент. Была глубинная уверенность, спокойствие, радость, доверие и открытость…и знание (из неоткуда), что это ДОЛЖНО БЫТЬ. Только дня через 2 я вспомнила, что вопроса об оплате у меня даже не возникло – я и не воспринимала это как работу. А чуть позже, вспомнив сколько бумаг, времени, отчетов требовалось раньше для получения денег за работу, пусть даже один день, в этом учреждении – я даже подумала сама отказаться от оплаты…(к слову сказать, деньги мне заплатили в тот же день лекции, без всяких бумажек и формальностей и в 3 раза больше, чем это было ранее). Лариса, спасибо за то наставление, которое я от тебя получила, обратившись за советом, - я утвердилась в решении и понимании, что это не столько профессиональная задача и быть инструментом для передачи чего-то значимого как минимум для 25 школьных учителей и их настоящих (750) и будущих учеников – это бесценно. И полное принятие и осознание: Не я, а через меня. Да, не моя воля будет, а твоя, о Боже! И началась подготовка: каждый день, находясь в сонастрое (как в духовном путешествии, когда ты сказала выбрать Учителя, и все время удерживать внимание на нем), шаг за шагом я проходила путь овладения, путь проникновения в тему. Сначала план, тезисы …как будто рука сама писала и я позволяла быть тому, что есть. Отметила, что акцент поставлен на необходимости радости и любви в образовании детей- как основополагающих условиях взращивания. Каждый последующий день происходили (неожиданно порой, мягко, убедительно и ёмко) добавления, комментарии, примеры, раскрытие, вопросы, приемы…Всё это время внутри было такое спокойствие и какая-то внутренняя сила, которые остались незыблемы даже в тот момент, когда я обнаружила, что не могу найти дома материалы из моей «прошлой педагогической жизни» (раздаточный материал, тексты для работы и т.п.) Значит : всё будет по-новому. Накануне моего дня лекций я решила присоединиться к группе моих будущих слушателей, побывав на открытых уроках в пед.лицее: хотела «почувствовать аудиторию, войти в контекст (тема занятий была связана с моей) . Я и не удивилась, что тема на уроке в 8 классе была «Гамлет» (только накануне о Шекспире говорили и в ЦДР) - и его вопрос «Быть или не быть?» по-новому зазвучал и для меня… Единственная полная для меня неожиданность состояла в том, что я не хотела привлекать к себе внимание (сидела тихо, сзади ), т.к. хотела спокойно присмотреться к людям, ощутить все изнутри, настроиться (они уже 2 недели занимались вместе, а мне была дана возможность встретиться с ними только 1 раз-1 день)…Но! Я привлекла не только всеобщее внимание, но и довольно активное обсуждение и реакцию (при этом они не знали, кто я и что завтра буду вести лекцию). И казалось бы чем?! Бахилами! Оказалось, что я надела их единственная, так как обычно это делаю, приходя в детское учреждение и не имея второй обуви, и полностью уверенная, что и другие тоже в них. Как только не проявлялось человеческое: от «Ненормальная какая-то. Меня бы ни за что не заставили этот кошмар надеть. Что я дурра что ли?!» - до сочувственного: «Женщина, вы бахилы забыли снять..» (решили, что я до уроков была в поликлинике и так и пришла в школу). В какой-то момент этот поднятый ажиотаж вокруг моих бахил родил вопрос и в моем мозгу: Так ли уж они нужны и уместны? (учитывая, что 25 человек ходят в сапогах по тем же коридорам, что и я). Но ровно через 2 минуты это сомнение сменилось радостью, что бахилы на мне: нас провели на экскурсию в зал школьного музея Пушкина, где пол был устлан персидским ковром. С каким трепетом, любовью и заботой был организован учителем и детьми этот уголок русской культуры! Сколько поистине уникальных экспонатов той эпохи им удалось собрать и сохранить! С какой заинтересованностью дети нам рассказывали о поэтических вечерах и музыкальной гостиной, проходящих здесь.. А когда я уже выходила из лицея и увидела на выходе стоящую корзину для грязных бахил – выдохнула окончательно и подумала, заметят ли они её, выходя. Заметили! (Это выяснилось на другой день). И для многих из группы эта ситуация оказалась поводом для размышлений. В моем плане-тезисах занятия ничего не говорилось о бахилах и даже о способах привлечения внимания, и о том, что в образовательном пространстве нет мелочей, и о действенности действия, и о мотивации, и о дуальности плотского ума, и об уважительном отношении к людям и их пространству, о заботе, читстоте, любви.. Да, и у меня в мыслях даже не было в этот день таким способом что-то сообщить..Я просто надела бахилы. На следующий день ситуации (в т.ч. учебные) складывались, можно сказать, помимо меня (в том смысле, что специально я для этого ничего не делала, кроме призыва и поддержания сонастроя). Так, например, уже по дороге на лекцию я подумала: «С какой фразы после моего представления лучше начать общение, чтобы сразу активно включить всех в обсуждение?» Легко, спокойно эта фраза вдруг возникает в моей голове: «Кто из вас считает, что эти занятия лучше проводить он-лайн?». Самой бы этот «вход» мне в голову вряд ли бы смог прийти (весь мой предыдущий опыт исключал такую возможность для учителей, тем более из сел). На занятиях после этого вопроса с первых же секунд активизируется одна молодая учительница, очень темпераментно, напористо обосновывая преимущества дистанционного обучения. Не дав ей толком договорить, вся остальная аудитория не менее активно, наперебой, аргументировано включается в обсуждение, отстаивая прямо противоположную точку зрения. Я не ожидала такого молниеносного шквала активности. Выдержав небольшую паузу, произношу вторую часть пришедшей в дороге фразы:: «Сегодня я подобрала для вас те приемы работы, которые невозможно продемонстрировать он-лайн.» Только на следующий день я узнала, что эта молодая учительница все 2 недели вела себя со всеми преподавателями вызывающе , демонстративно на занятиях «сидя в интернете» и чуть ли не в наушниках. В этот раз на занятии она была одной из самых активных и только дважды зашла в интернет, и то, чтобы помочь мне уточнить автора строк. Мы ее шутливо называли «он-лайн» и она не обижалась. Пути господни неисповедимы! Далее складывается ситуация вообще основополагающая ( О, Боже, спасибо тебе! Человек бы точно это не смог сделать без твоего участия). Я прошу каждого самостоятельно дописать строчки: Посредственный учитель… Хороший учитель…. Отличный учитель…. Великий учитель….
В своей практике я много раз использовала этот прием для введения в тему. Но впервые в моей профессиональной деятельности этот ошеломляющий результат: 99% - дополняют не сговариваясь первую строчку словом «учит:Посредственный учитель учит. (ни разу еще за весь мой 27 летний опыт работы слово учит никем в этом контексте не употреблялось). И только один молодой человек скромно сказал: «Я не смог продолжить первые три строчки. Но последняя у меня звучит так: Великий учитель учит». Так ёмко, остро, ярко, проникновенно и наглядно высветить проблему вряд ли бы удалось какому человеку. А запланировать это вообще невозможно.
В результатах следующего мной предложенного действия хоть и не было для меня больших неожиданностей, но тема для осмысления и здесь возникла, да еще какая! Я попросила одной чертой подчеркнуть ту строчку, которую они соотносят с собой сегодняшним и волнистой - ту, которой хотели бы соответствовать. Большинство на сегодняшний день считают себя хорошими учителями, а хотели бы стать отличными (это уже при 25-27 годах их стажа!). И никто не захотел стать великим… После этого вопрос о том, чему может научить нездоровый, несчастливый и нереализованный учитель можно было считать почти риторическим и название книги, которую я упомянула в своей лекции «Если хотите быть счастливы, не ходите в школу» - запомнилось с первого предъявления. В целом чисто лекционным был только первый час нашего общения, а остальное время было отведено на демонстрацию конкретных практических приемов осмысленного чтения текстов, работы сообща и самонаблюдения в процессе обучения. В отличие от всего моего предыдущего опыта я заметила бОльшую краткость, четкость и ясность передачи информации. Речь была малословнее и содержательнее. Не отклонялась от сути. Не все, что знала и говорила обычно, говорила сейчас. Ясность мышления (нет торопливости, сбивчивости, нехватки слов). Была бОльшая внутренняя собранность, спокойствие, внутреннее, глубинное; уверенность и состояние льющейся тихой радости. Мысль и действие завершены. А слушатели были более живые (не апатичные, уставшие, отстраненные и озабоченные) – здесь и сейчас. Хотя занимались мы 6 часов с одним перерывом в 30 . Название темы нашей встречи им кстати пришлось самим додумывать «Чтение и письмо для…» (На самом деле я демонстрировала приемы работы с текстом из образовательного (американского) проекта «Чтение и письмо для развития креативного мышления», но об этом они узнали только в конце занятия. И я умышленно поставила многоточие, так как это позволило вскрыть многие грани и возможности использования текстов в процессе образования). Хотя в программе, конечно, значилось правильное «Организация процесса осмысленного чтения текстов на уроках русского языка и литературы». А после лекции у меня начался свой период осмысленного чтения текстов и повышение моей квалификации – и каждая книга в этот период стала для меня об образовании: «Начальная школа Монтессори», «Автобиография йога», «Гражданин двух планет», «Община», Ш.Амонашвили «Как любить детей (опыт самоанализа)»: Детей надо любить с чувством глубокой ответственности, долга и служения перед творцом». Маша, кстати, увидев эту книгу у меня на столе, спросила: «Мама, а почему книга так называется? Разве можно не любить детей?» В этой же книге встречаю выстраданные слова Я Корчака: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а развивает, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, - переживет вместе с ребенком много вдохновляющих минут, не раз следуя увлажненным взором за борьбой ангела с сатаною, где светлый ангел побеждает». Это к вопросу о посредственном и Великом…И в «Общине»: «Позиция учителя в любом смысле этого слова влечет за собой высшую ответственность…Вы знаете, что обладаете огромной властью, и потому должны иметь соразмерную любовь, а она притянет мудрость, благодаря которой вы скажете то, что принесет пользу, а не вред». «Учитель будет ведущим наставником – другом, чтобы указать путь краткий и лучший. Не явление насилия, но улыбка зова…» (с.108). «Когда вы входите в класс к детям, вы должны быть воплощением полного доверия….Вы должны олицетворять такое пламя надежности и доверия по отношению к своим детям, своей семье и всем вокруг, чтобы оно вызвало в ваших учениках чувство спокойствия и полного отсутствия страха». «Надо предпочесть того учителя, который идет новыми путями….Не подражатель, не толкователь, но мощный каменщик новых руд». – Это и к вопросу о стандартизации… «По словам Иисуса, плохо, что (современное) образование лишает светоносцев связи с духовным пламенем, но еще хуже, что оно же лишает падших заслуженного приговора. Потому оно не служит никаким эволюциям. Именно в этом Иисус видит проблемы нынешней системы образования: она мешает пламени воскресения открыть путь выбора « (с.192). Читая и осмысляя эти книги, я находила те слова, те строки, которые подтверждали, развивали, углубляли и питали то, о чем мы говорили на встрече с учителями. И это вдохновляло и вело дальше… Я отбросила, сожаления, что эти книги не прочитала до лекции – и у меня была бы возможность усилить цитатами то, о чем я и говорила …Но, возможно, эти книги, прочитанные мною ранее, не стали бы для меня об образовании… Даже на непосредственно образовательно-методическую тему, заявленную в программе, тоже есть в «Общине»: «Школа должна не только вмещать любовь к книге, но должна научить читать, и последнее не легче первого. Нужно уметь сосредоточить мысль, чтобы вникнуть в книгу. Не глаз, но мозг и сердце читают». «Если вы научили детей читать, это еще не означает, что вы научили их вникать в книгу», «…ведь Владыки раскрывают многие таинства в этих сюжетах, например, в пьесах Шекспира». «Способность ребенка понять сюжет, запомнить, как он разворачивается, является важным этапом в развитии логического мышления – способности продумать что-то последовательно шаг за шагом». «Чтение – это искусство и наука одновременно. Научиться правильно читать, извлекать информацию, запоминать прочитанное – эта ответственность лежит на вас и на ваших учениках. Это может также готовить вас к обретению способности воскрешать в памяти свое пребывание во внутренних обителях» (с.107) И сейчас я уже пониманию, что на самом деле тема, которая у нас состоялась «Чтение и письмо для …реализации своего потенциала». И это в бОльшей степени оказалась для многих встреча с самим собой. Я это почувствовала и в конце занятия и особенно в два последующих дня, когда, видимо, внутренняя работа каждого продолжилась…и стала еще интенсивнее (они же со всем этим вернулись в школы, к другим учителям и своим ученикам). Я уловила, насколько разбередилось их устоявшееся состояние, поколебались привычные представления, разрушились иллюзии…Ясно не у всех в одинаковой степени, но все же… Ясно не до конца, но все-таки. И здесь пришел текст для орфографической корректировки диктовки Иисуса, данной на конференции…И в ней его ответ на мой поднявшийся вопрос об ответственности за их внутреннее смятение: «Вы не ответственны за их чувства». Хотя надо отдать им должное (не без божьей помощи, конечно,) весь день они были активны, заинтересованы, достаточно осмысленны и вдохновлены. И это поддерживалось их профессиональным интересом: само занятие было простроено с использованием этих действенных, многоплановых и новых для них приемов – и они получили собственный опыт проживания в образовательном пространстве 6 часов (пока в роли учеников), где они (по их анкетам)не столько узнавали, а осознавали, где был интерес и внимание, где учитывались и проявлялись особенности каждого, где ученики говорили, общались по теме 90% учебного времени, а не 10% (как обычно на уроке), где царило творчество, а не воспроизведение, где вся учебная деятельность была мотивированна, и им пришлось и слушать, и думать, и говорить, и читать, и писать, и даже рисовать, как индивидуально, так и в парах, и в микро группе, взаимообучаясь. И не было усталости…Они даже не предполагали, что так можно преподавать русский язык и литературу. Особая радость была от совместной деятельности сообща и от результатов, полученных в совместном продвижении в обучении. ..И опять же в «Общине» нахожу: «Останавливаем внимание на школах, ибо от них утвердится сотрудничество. Не будет созидания без сотрудничества. Не будет прочности государства и союза, когда будет властвовать ветхая самость». Несколько дней после лекции я ощущала себя наполненной и сильной и устремленной вперед, готовой действовать – это состояние трудно поддается описанию словами, но оно схоже было с состоянием, длящимся еще несколько дней, после первого полученного мной сеанса Рейки. И опять же в «Общине» нахожу словесное выражение этого: «Иногда Вы служите в три раза больше и несмотря на усталость, чувствуете возвращающийся с Великого центрального солнца свет, текущий в ваше существо, пополняющий вас новой силой, энергией, любовью и помогающий идти дальше. Это ни с чем не сравнимое переживание света, служащего тем, кто от света. Это как Бог, выражающий свою благодарность. Такое переживание всегда приходит, когда вы полностью отдали себя служению, и тогда свет возвращается». И этот текст писался долго отчасти потому, что я не сразу поняла, для чего и для кого это нужно, а оказалось, что в первую очередь для меня и для моего осмысления и прохождения участка пути (спасибо, Лара, тебе за эту бесценную идею); отчасти от того, что моя мысль быстрее моей скорости печатания –и приходится сначала писать от руки, а затем перепечатывать (но и здесь я осмыслила связь мышления и рукодвигательной активности, и важность создания письменных текстов для более глубокого проникновения); отчасти от того, что осмысление продолжалось и продолжалось…вплоть до сегодняшнего утра: в духовном путешествии на медитации «Кто я?» в месте моей силы на берегу Телецкого я , обратившись к небесам, попросила показать мне образ для проникновения в суть – в ответ на мой зов: передо мной на водную гладь падает крупная капля дождя, и от нее по воде расходятся круги – и я понимаю, что эти круги и есть та суть. Но я никак не могла расшифровать этот образ, с какой бы стороны ни заходила, хотя видела и вертикаль, и горизонталь, и явленное, и скрытое, и прошлое и настоящее…и взаимосвязь целостного и частного, и сам процесс взаимообмена…Но все, чего-то не хватало…А вчерашняя лекция твоя, Лара, о символе креста на пути Христобытия принесла осмысление сути расходящихся кругов от соприкосновения капли, посланной с небес, и водной горизонтальной поверхности…Как смогла, я передала послание небес тем людям, учителям, которых Бог послал на встречу в этот раз. А сейчас я все это отпускаю. Да будет на все воля твоя, о Господи!
План-тезис лекции: «Чтение и письмо для…»
Дата добавления: 2014-08-04; просмотров: 405; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |