Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Общая характеристика основных научных школ и направлений современной психологии

Читайте также:
  1. C. ВСЕОБЩАЯ ФОРМА СТОИМОСТИ
  2. F1:Общая хирургия
  3. I. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ФИГУР
  4. I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СМУТНОГО ВРЕМЕНИ
  5. IV. Амортизация основных средств
  6. IV. Перечень основных целей и обязанностей руководящих сотрудников Клуба
  7. IX. Учебная карта дисциплины «Уголовное право. Часть Общая»
  8. Аварийно-опасные химические вещества: общая характеристика
  9. Агентский договор: понятие, общая характеристика.
  10. Агентский договор: понятие, характеристика

1.1. История возникновения основных научных школ

1.2. Бихевиоризм и его историческое преобразование

1.3. Психоанализ и его современное состояние

1.4. Гештальт-психология и ее судьба

 

1.1. История возникновения основных научных школ

 

До начала 20 столетия психология был единой наукой, называвшейся также наукой о сознании. Предистория ее возникновения представляется следующим: возникнув в древности как часть философии под названием "наука о душе" психология в этом статусе просуществовала до начала второй половины 19 века. Вплоть до 18 столетия она ничем не отличалась от других разделов философии, но в 18 веке ученые, которые называли себя психологами, поставили перед собой задачу превратить психологию в опытную, или эмпирическую, науку. Этого требовало общенаучное мировоззрение, сложившееся в 17 и 18 столетии. Оно получило название механистическое мировоззрение. Это название объясняется тем, что в это время образцом научного знания становится математика и механика. Последняя представляла собой чисто опытную науку, основанную на экспериментах. В это время философия уже не считалась наукой, поскольку она включала в себя чисто умозрительные знания и рассуждения. Поэтому для того, чтобы психологию превратить в опытную науку необходимо было изменить метод добывания психологических знаний. Решающий шаг в превращении психологии в опытную науку сделал французский философ, математик и механик Рене Декарт. Он предложил метод опытного изучения душевных или психических явлений, который получил название интроспекция. Этот метод заключался в том, что сам ученый проводил эксперименты над собой, решая какие-либо задачи и одновременно с этим наблюдая за тем, что происходит в его сознании. Он сам или его помощник с его слов подробно записывал, появляющиеся в сознании ученого мысли, образы или переживания, и, таким образом, получали непосредственные знания о психических явлениях, происходящих в сознании человека. Поскольку методом интроспекции можно было изучать только те явления, которые отражены в сознании, то и опытная психология получила название "наука о сознании". Такой она называлась и тогда, когда в начале второй половины 19 столетия появилась экспериментальная психология. Ее основателем считается немецкий ученый Вильгельм Вундт, который в 1879 году в Германии, в городе Лейпциге, основал первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. В ней по-прежнему в качестве основного прямого (непосредственного) метода изучения психических явлений выступила интроспекция. Правда, эта лаборатория была оснащена приборами, которые были заимствованы у физиологов и позволяли регистрировать мышечную активность, сердечную активность, дыхание человека, его реакции на разного рода воздействия и т.д. По соответствующим физиологическим показателям активности организма тоже можно было делать определенные выводы об изучаемых психических явлениях, но это были косвенные выводы о данных явлениях, а единственным прямым методом их изучения по-прежнему оставалась интроспекция.

Николай Николаевич Ланге

Дмитрий Николаевич Узнадзе

В 1897 году Бехтерев организовал лабораторию

В начале 20 века философы, которые были не очень довольны, что психология уходит из-под их крыла, становится самостоятельной наукой, обратили свои критические взоры в сторону новой опытной и экспериментальной психологии. Среди этих философов оказался французский философ-позитивист Огюст Конт. Он подверг резкой критике метод интроспекции, доказав его научную несостоятельность и, соответственно, подвергнув сомнению те знания о психических явлениях, которые были получены с помощью данного метода. Основные замечания Конта в адрес интроспекции были следующими:

1. С помощью интроспекции можно изучать только те психические явления, которые представлены или отражены в сознании человека. В это время уже было признано существование неосознаваемых психических явлений, которые с помощью интроспекции в принципе изучать невозможно. Следовательно, интроспекция - это, прежде всего, ограниченный в своих возможностях метод изучения психических явлений.

2. Тот, кто пользуется интроспекцией, исходит из предположения, что сознание человека может быть разделено на две независимые друг от друга части: ту, которая наблюдает и ту, за которой ведется наблюдение. Между тем, это предположение несостоятельное и с научной точки зрения ничем не обоснованное, поскольку сознание человека едино и не делится на две подобные части - наблюдателя и наблюдаемого.

3. Тот, кто пользуется интроспекцией, предполагает, что с ее помощью он получает полную и точную картину психических явлений в тот момент времени, когда они происходят. Между тем и это предположение неправильно, поскольку психологи, пользующийся интроспекцией, сначала наблюдает за тем, что происходит в его сознании и только потом описывает наблюдаемое или происходящее словами. Следовательно, результаты своего наблюдения он фактически восстанавливает по памяти. Известно, однако, что память человека не сохраняет полный образ воспринятого и воспроизводит воспринятое с искажениями, то есть неточно. Отсюда следует, что интроспекция дает нам неполную и неточную картину изучаемых с ее помощью явлений.

4. Многие психологи, которые пользуясь интроспекцией изучали одни и те же психические явления представляли и описывали их по-разному, причем каждый был убежден в том, что он прав. Отсюда следует, что, помимо прочего, интроспекция — это еще и ненадежный метод изучения психических явлений.

Психология оказалась в состоянии кризиса в начале 20 века.

Несостоятельность интроспекции была не единственной причиной кризиса психологии как науки. Ею были недовольны и те, кто пользовались психологическими знаниями. До этого времени психология была чисто академической наукой, которая ничего не давала для практики.

Третья причина кризиса заключалась в том, что исследования, которые проводились в психологии, не охватывали всю психологию человека в целом, они в основном относились к познавательным процессам человека - ощущениям, восприятию, вниманию, памяти и т.д. Проблематика личности и межличностных отношений психологами не изучалась. По этому поводу еще один критик старой психологии сознании английский ученый Реймонд Кетелл высказался так: психология начала 19 века напоминала "Гамлета" без принца Датского (не было личности в психологии).

В начале второго десятилетия 20 века кризис старой психологии признавался практически уже всеми учеными и они приступили к поиску вывода психологии из состояния кризиса. Наметились три пути преодоления кризиса в психологии, которые затем оформились в отдельные научные направления. Эти направления получили названия: бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология.

 

1.2. Бихевиоризм был провозглашен в 1913 году американским ученым Джоном Уотсоном и основные идеи этого нового направления психология были сформулированы Уотсоном в его статье под названием "Психология с точки зрения бихевиориста" (1913). Бихевиоризм (от англ. behaviour). В этой своей статье, опираясь на критику Конта, он доказывал, что старая психология сознания - это не наука. Не только потому, что для изучения психических явлений в ней использовался неадекватный метод, но и по той причине, что сами психические явления сомнительны с точки зрения их реального существования. Для того, чтобы сделать психологию объективной наукой, надо вообще отказаться от изучения психических явлений, а оставить за наукой главную задачу, ради решения которой психология когда-то возникла и решения которой ожидают от нее пользователи психологических знаний - это объяснение поведения человека. Что касается объяснения поведения, утверждал Уотсон, то для решения этой задачи нет никакой необходимости обращаться к мифических психическим явлениям. Поведение человека можно объяснить на чисто физиологической основе, если мы знаем как устроен и работает организм человека и как человек реагирует на разного рода жизненные обстоятельства, то этого будет вполне достаточно, чтобы исчерпывающим образом объяснить поведение. В свою очередь, для изучения работы организма можно пользоваться вполне объективными методами, не обращаясь к таким сомнительным методам, как интроспекция.

Уотсон предложил следующую простую схему объяснения поведения: S-R. В этой схеме поведение, которое подлежит объяснению представлено реакциями человека на разного рода обстоятельства. Эти обстоятельства описываются через переменную S и включают в себя два вида стимулов, влияющих на поведение: физиологические процессы, происходящие внутри организма человека и внешние условия его жизнедеятельности. Стрелка в этой схеме символизирует или представляет закономерные связи, которые существуют между разнообразными стимулами и разнообразными реакциями или формой поведения. Эти закономерные связи можно изучать экспериментальным путем, проводя соответствующие эксперименты на животных и человеке. Уотсон также высказал мысль о том, что связи между стимулами и реакциями для всех живых существ одинаковые, поэтому нет необходимости проводить эксперименты на людях, достаточно их провести на животных и перенести полученные результаты на человека. И действительно, в первые десятилетия существования бихевиоризма эксперименты проводились только на животных и их результаты безоговорочно переносились на человека. Следует признать, что заслугой сторонников бихевиоризма было введение в психологию строгих объективных методов исследования поведения и, соответственно, намерение превратить психологию в строгую объективную науку.

Однако спустя примерно 20 лет после провозглашения бихевиоризма Уотсоном, сторонники этого направления столкнулись со сложными, трудно преодолимыми проблемами, даже при объяснении поведения животных, не говоря уже о человеке. Дело в том, что даже простые животные в одних и тех же экспериментальных условиях под воздействием одних и тех же стимулов вели себя по-разному, и стало очевидно, что знания стимульной ситуации недостаточно даже для того, чтобы предсказать поведение животных, не говоря уже о человеке.

В этих условиях американский ученый сторонник бихевиоризма Эдвард Толмэн внес предложение изменить классическую формулу бихевиоризма, введя в ее состав, так называемые, промежуточные переменные, которые могут объяснить почему под влиянием одних и тех же стимулов во внешне одинаковых ситуациях животные ведут себя по-разному. В работах Толмэна эта форму стала выглядеть следующим образом: S-X-R. В ней промежуточные переменные обозначены буквой X, под ними Толмэн понимал внутренний настрой организма, в частности, те потребности, которые в данный момент времени являются актуальными для данного организма. Именно они определяют то, как данный организм в данный момент времени будет реагировать на стимульную ситуация, а не сами по себе стимулы.

Учение Толмэна, в отличие от учения Уотсона, стали называть целенаправленным бихевиоризмом, поскольку направленность поведения организма, согласно новой формуле, определяют именно потребности организма. Учение Толмэна появилось и стало разрабатываться во второй половине 30-х годов 20 века.

К началу второй мировой войны бихевиоризм был уже весьма популярным учение в США и в других англоязычных странах, которые ориентировались на американскую науку. В 1943 году вышла книга одного из известных американских бихевиористов Кларка Халла под название "Принципы поведения". Проанализировав и обобщив результаты всех исследований, которые вели бихевиористы с начала 20 века Халл предложил достаточно сложную общую теорию поведения, которая должна была, по его замыслу, объяснять поведение как людей, так и животных. Эта теория была построена на достаточно строгих научных основаниях и по принципу своего построения чем-то напоминала математическую теорию. Эта теория основывалась на некоторых аксиомах (положениях принимаемых без доказательства) и очевидных правилах действий с этими аксиомами. Далее ученый, воспользовавшись этими аксиомами и правилами, формулировал и доказывал своеобразные теоремы о поведении и, доказав их, использовал далее для построения своей теории.

В качестве аксиом выступили известные физиологические факты, например, безусловные и условные рефлексы по Павлову, законы научения или приобретения нового опыта и ряд других явлений. Поначалу бихевиористы восхищались этой достаточно сложной теорией поведения, гордились ею и возлагали на нее большие надежды, однако экспериментальная проверка этой теории показала, что она не в состоянии предсказывать поведение людей и животных, то есть согласно теории животное должно было вести себя одним способом, а на самом деле в реальной жизненной ситуации вело себя по-другому. В 50-е годы наступило разочарование в поведенческой теории разработанной Кларком Халлом, а вместе с тем и бихевиоризмом в целом.

Была еще одна причина, которая усилила критику бихевиоризма в начале второй половины 20 века. Она заключалась в том, что все бихевиористское учение было построено на результатах экспериментов с животными, причем эти результаты могли объяснить только самые простые (элементарные) формы поведения человека, а люди связывали с бихевиоризмом надежды на то, что это учение позволит понять и объяснить сложные формы социально-культурного поведения людей в обществе. Этого, к сожалению, не произошло. Поэтому пришлось в третий раз модифицировать бихевиористское учение.

 

Классический бихевиоризм - Уотсон

Необихевиоризм, обновленный - Толмэн, Халл

Неонеобихевиоризм или социальный бихевиоризм - Скиннер, Бандура

 

Бихевиористы занимаются изучением только простейшего поведения животных и никак не объясняют сложные формы поведения человека. Такая критика прозвучала в основном со стороны представителей гуманистической психологии, в частности, Абрахама Маслоу. В предисловии к книге "Мотивация и личность" он писал ни классический ни современный бихевиоризм никогда не занимались изучением сложных форм социального поведения человека, а все попытки перенесения результатов экспериментов с животными на человека методологически несостоятельны.

Социальный бихевиоризм сориентировал свои исследования на непосредственное изучение поведения человека в обществе (социального поведения). Этот третий вариант бихевиоризма представлен в теориях, разработанных Бернсом Скиннером и Альбертом Бандурой. Оба ученых разработали теории, объясняющие социальное поведение человека через механизмы так называемого социального научения. В этих теориях утверждалось, что различные формы социального поведения человек приобретает по-другому, нежели это делают животные в естественной среде. Теория социального поведения Скиннера базировалась на так называемом оперантном научении. Механизм оперантного научения заключается в следующем: столкнувшись с какой-либо новой для себя социальной ситуацией, для которой у человека нет готовой формы поведения, он начинает сознательно экспериментировать, то есть пробует вести себя по-разному в данной ситуации и наблюдает за тем, к какому результату приведет его поведение. Экспериментальные формы поведения, придумываемые человеком, называются оперантными. Человек не только наблюдает за результатами своих действий, но и оценивает их. Если он видит, что какая-то форма поведения дает желательный результат, то он в других подобных социальных ситуациях ее активно использует и не использует те формы поведения, которые не привели к желательному результату. Таким образом, человек научается вести себя правильно на сознательной и разумной основе.

У Альберта Бандуры своя теория социального научения (книга "Теория социального научения"). Главная идея этой теории в том, что человек, в отличии от животных, научается через подражание поведению других людей. Человек внимательно наблюдает за тем, как разные люди ведут себя в различных социальных ситуациях и, если видит, что какой-то человек, действуя определенным образом, добивается успеха, то он сам просто копирует соотвествующее поведение или присваивает его себе, и начинает вести себя так, как ведут себя успешные, с его точки зрения, люди. Еще один фактор, с точки зрения Бандуры, влияет на приобретение человеком новых форм поведения. Этот фактор автор обозначил словом самоэффективность. Под ней понимается вера человека в то, что он обладает достаточными способностями, знаниями, умениями и навыками, которые позволяют ему справиться с той или иной жизненной ситуацией. Если так понимаемая самоэффективность человека находится на высоком уровне, то он добивается успехов, если же его самоэффективность низкая, то он терпит неудачи при прочих равных условиях.

Таким образом, бихевиоризм, как одно из основных направлений психологии эволюционировал дважды и современный бихевиоризм уже совершенно не похож на классический бихевиоризм Уотсона. Он ближе стоит к обычной психологии, чем к классическому бихевиористскому учению. Отделяет его от обычной психологии только стремление его представителей не пользоваться психологическими терминами в своих рассуждениях о поведении человека и его причинах. Современные учены-психологи, особенно европейские, не признают бихевиоризм и зона его распространения, как и в начале 20 века, ограничивается только США. Вместе с тем, бихевиоризм нашел хороший выход в эффективную психотерапевтическую практику, на его идеях основана поведенческая или бихевиоральная психотерапия, которая позволяет успешно изменять поведение людей, особенно в тех случаях, когда это поведения является социально дезадаптивным, или неадекватным.

 

1.3. История возникновения и преобразования психоанализа.

Психоанализ стал единственным из новых направлений в психологии, представители которого взяли на себя задачу заняться изучением психологии личности и найти научное объяснение личностного поведения человека.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд никогда не ставил перед собой задачу превратиться в психолога и всю жизнь считал себя практикующим врачом, но судьба его учения сложилась так, что оно превратилось в психологическое учение о личности в то время, когда психология нуждалась в таком учении, а сами психологи ничего не предлагали и занимались совсем другими вещами (изучение восприятия с помощью интроспекции). Как практикующий врач-психиатр, окончив медицинский факультет Венского университета, Фрейд столкнулся с психологическими проблемами у своих пациентов. Поначалу он занимался изучением истерии и обратил внимание на то, что психология больных людей существенно отличается от психологии нормальных людей и сделал выводы о том, что, по-видимому, суть данного заболевания заключается в изменении психологии и поведения человека. Традиционные медикаментозные средства в лечении истерии не помогали, поэтому Фрейд обратился к поиску новых альтернативных методов лечения данного заболевания. Он использовал для этого методы знаменитого французского психиатра Шарко и методы австрийского психиатра Брейера. Последний пользовался гипнозом для лечения истерии и других заболеваний, поэтому молодой Фрейд, освоив технику гипноза, также начал пользоваться им для лечения истерии. Эта техника заключалась в следующем: врач вводил больного в состояние гипноза и разговаривал с ним в этом состоянии о его жизни и проблемах. Оказывалось, что нескольких состояний гипноза и бесед с больным в этом состоянии было достаточно, чтобы облегчить течение болезни, но при этом окончательного избавления больных от признаков истерии не наступало и поэтому Фрейд разочаровался в технике гипноза, отказался от него и стал искать новые методы диагностики и лечения данного заболевания.

В это время у него родились идеи следующего рода:

1. Истерия - это не органическое, а психологическое заболевание.

2. Ее причиной является какая-либо психологическая травма, полученная человеком в прошлом, например, в детстве, и вытесненная из сознания в подсознание. Там связанные с этой травмой неприятные переживания продолжают жить и время от времени проявляются в различных истерических симптомах. Чтобы вылечить человека от этой болезни нужно проникнуть в его подсознание, понять, что его беспокоит, довести до сознания человека психологическую причину его заболевания и после этого человек может избавиться от данной болезни. Но для этого надо было иметь метод проникновения в содержание бессознательного и Фрейд придумал его, обозначив его как толкование сновидений. С его точки зрения содержание сновидения определяется бессознательным в психике человека, но бессознательное напрямую проникнуть в содержание сновидений и раскрыться в нем не может по той причине, что в психике человека на подсознательном уровне действуют различные, так называемые, защитные механизмы.

Один из них Фрейд обозначил словом цензура и описал следующим образом: это механизм, который не допускает проникновения в сознание человека того из сферы бессознательного, что человеку неприятно и может вызвать у него тяжелые эмоциональные переживания.

В 1890 году появляется первая из самых известных книг Фрейда "Толкование сновидений". Поначалу психологи не обращали никакого внимания на учение Фрейда и с ним были знакомы только врачи психиатры, которые категорически отвергали его учение и считали Фрейда шарлатаном от медицины. Тем не менее, Фрейд вокруг себя в начале 20 века собрал небольшую группу единомышленников, в составе 20 человек, которая в истории психологии получила название "венский психоаналитический кружок" (венское психоаналитическое общество). Сторонники Фрейда и он сам находились в полной психологической изоляции от венских и европейских врачей.

В 1909 году учение Фрейда стало известно в США и его вместе с Карлом Юнгом пригласили в США для чтения лекций по психоанализу. Там его учение было принято с восторгом и на ура и получило широкое распространение и признание именно в США. Уже позднее, признанный в США психоанализ, после второй мировой войны возвратился в Европу и получил распространение в некоторых странах Европы. За это время сам классический психоанализ Фрейда претерпел драматические изменения, которые заключались в следующем: спустя два года после поездки Фрейда в США, где его учение было принято с восторгом, непосредственные ученики и последователи Фрейда стали критиковать его учение, высказывать замечания и предлагать свои авторские варианты теории личности. Замечания в адрес своего учения, после его успеха в США, Фрейд принял с обидой и отверг их. В свою очередь, он демонстрировал категорическое неприятие новых идей, которые высказывали его сторонники, прежде всего Альфред Адлер. Это был человек примерно равный по интеллекту Зигмунду Фрейд, который вступил в члены венского психоаналитического сообщества уже будучи самостоятельным ученым со своим взглядом на личность, который значительно отличался от учения Фрейда о личности человека. Фрейд признал интеллектуальные способности Адлера еще до того, как тот стал обнародовать свои учения о личности и сделал Адлера руководителем венского психоаналитического кружка, где обсуждались исключительно идеи Фрейда. Будучи обличенным доверием Фрейда и занимая этот пост Адлер поначалу не критиковал учение Фрейда и не представлял свои идеи на обсуждение, но со временем недовольство некоторыми положениями учения Фрейда нарастало, причем не только со стороны Альфреда Адлера, но и со стороны других членов венского психоаналитического кружка. Они стали высказывать свои критические замечания и предлагать свои идеи о личности, отличающиеся от учения Фрейда. Между Фрейдом и рядом членов психоаналитического кружка возник конфликт, который в скором времени обострился и вынудил некоторых участников венского кружка уйти от Фрейда и разорвать с ним отношения (9 человек). Инициировал этот разрыв Альфред Адлер, вместе с ним ушли еще 9 человек, среди них оказались такие известные ученые, как Карл Хорни, Эрих Фромм и близкий Фрейду Карл Юнг.

Разногласия между Фрейдом и теми, кто ушел от него наметились по следующим ключевым вопросам:

1. По вопросу о роли инстинктов в психологии и поведении человека, в частности, полового инстинкта, которому Фрейд придавал решающую роль во всех своих рассуждениях о личности человека.

2. По вопросу о роли общества в формировании и развитии личности человека. По Фрейду общество играет отрицательную роль в личности и только мешает человеку нормально развиваться как личность. Оппоненты Фрейда были с этим не согласны и считали, что общество играет положительную роль в формировании и развитии человека как личности.

3. Вопрос о роли сознания в личности и поведении человека. С точки зрения Фрейда сознание не играет существенной роли и подчинено бессознательному, его оппоненты заявляли, что сознание играет не менее существенную роль в управлении поведением человека, чем бессознательное.

4. Оппоненты Фрейда по-другому представляли себе бессознательное, чем Зигмунд Фрейд.

Уйдя от Фрейда, они разошлись и каждый из них стал разрабатывать свою теорию личности. Всех этих людей позднее стали называть неофрейдистами, подчеркивая тем самым, что они разрабатывали обновленное или модифицированное учение фрейда. На самом деле это не так. Каждый из них создал свою теорию личности, совершенно не похожую на теорию Фрейда. Сами ученые категорически возражали, чтобы их называли неофрейдистами, особенно Альфред Адлер. Название неофрейдизм было предложено самим Зигмундом Фрейдом, поскольку история психоанализа поначалу писалась с его слов.

 

 

1.4. Гештальт – психология.

В Германии, в посткризисный период, возникло новое направление в психологии – Гештальт-психология. Это название происходит от немецкого Gestalt – образ, целое или структура (речь идет о чем-то целом)

Гештальт-психологи еще до общего кризиса выступали с критикой старой психологии, основанной на принципах ассоциации (ассоциативная психология), которая все познавательные процессы человека сводила к ассоциациям и связям, существующим между элементами психического опыта человека.

Например: образ какого-либо предмета рассматривался как связь ощущений, полученных человеком в процессе восприятия данного предмета. Запоминание, сохранение или воспроизведение материала в памяти человека, объяснялось следующим образом. Когда человеку нужно запомнить какой-либо сложный материал, он поступает следующим образом. Сначала он разделяет этот материал на части, затем образует ассоциации или связи между ними и благодаря этому запоминает данный материал. Утверждалось, что в виде элементов и связей между ними, запомненный человеком материал, хранится в его голове. А когда нужно его извлечь из памяти, человек поступает следующим образом. Вначале он случайно припоминает какой-либо элемент, затем по ассоциации другой элемент и т.д. до тех пор, пока не будет извлечен весь материал полностью.

Совсем по-другому эти же процессы объясняет гештальт-психология. Образ предмета – это не набор связанных друг с другом ощущений, а особое психическое образование, которое обладает свойствами, относящимися к (????). Эти свойства: предметность, целостность, константность, категориальность.

Были выделены принципы гештальта при объяснении познавательных процессов, на основании которых эти познавательные процессы функционируют. Принципы гештальта = принципы формирования целостных структур.

Новое направление психологии – Гештальт-психология, еще в одном существенно отличалось от старого. Оно ориентировалось на новую физику Альберта Энштейна в отличие от старой ассоциативной психологии, которая опиралась на старую физику Ньютона. Многие гештальт-психологи: Макс Вертгеймер, Курт Левин, В. Келлер слушали лекции Энштейна в университете, затем эти новые физические идей перенесли в психологию.

Таким образом, гештальтпсихология была той же старой психологией сознания с ее проблематикой, но основанная на новом общенаучном мировоззрении. В 20-30 годы 20 века это направление делало значительные успехи в Германии и за ее пределами. Три названных ученых внести значительный вклад в развитии психологии, например, Макс Вертгеймер первым приступил к экспериментальному изучению творческого мышления человека и в 1920 году опубликовал первую монографию, посвященную психологии творческого мышления (называлось тогда продуктивным мышлением). Вольфганг Келер стал известен своими знаменитыми по экспериментами с человекообразными обезьянами, которые он провел с 1914 по 1918 гг., находясь на острове Тенериф и в этих экспериментах доказал наличие интеллекта у человекообразных обезьян. Курт Левин сформулировал новую теорию личности и заложил основы изучения мотивации поведения человека. До сих пор современная психология мотивации развивается на базе заложенных им идей. В начале 30 годов 20 века гештальтпсихология была наиболее популярным и известным направлением психологии в странах Европы, однако затем произошла катастрофа. В Германии к власти пришли фашисты и существование гештальтпсихологии фактически прекратилось. Вертгеймер и Курт Левин эмигрировали за границу и там уже стали заниматься другими направлениями психологии. Их идеи оказались частично востребованными только в 60-е годы 20 века, когда в США возникло новое направление психологии, получившее название гештальтпсихология.

Наряду с этими тремя направлениями в посткризисный период во Франции возникло свое новое направление психологии, которое получило название функциональной психологии. Функциональная психология вместо старой задачи психологических исследований, которая заключалась в выявлении и описании психических явлений, вывела на первый план новую научную задачу, которая заключалась в указании или раскрытии функционального назначения изучаемых психических явлений в жизни людей в плане их лучшей адаптации к условиям жизни или окружающему миру. Представители функциональной психологии: Пьер Жане, Анри Валлон, а позднее Жан Пиаже (швейцарец).

Идеи функциональной психологии в 30-40-е годы также разделяли многие отечественные психологи, например, Лев Семенович Выготский, Александр Романович Лурия, Алексей Николаевич Леонтьев.

В 40-е годы 20 века к ним добавилось еще одно новое направление психологии, которое получило название гуманистическая психология. Возникновение этого направления явилось реакцией на слишком активное сближении психологии поведения людей и животных, которое произошло под влиянием теории эволюции Чарльза Дарвина. Наиболее сильно это влияние проявилось в психоанализе, бихевиоризме и в функциональной психологии. Психоанализ в его классическом выражении у Фрейда приписал человеку инстинкты и свел к ним все формы поведения людей. Человек в рамках психоанализа выглядел как неполностью цивилизованное животное. Ему, кроме того, приписывалось бессознательное, которому отводилась ключевая роль в управлении поведением человека.

Бихевиористы вообще не видели принципиальной разницы между поведением животных и людей, проводили свои эксперименты с низшими животными и безоговорочно распространяли их результаты на человека.

Представители функциональной психологии изучением животных не занимались, но тем не менее обращали внимание только на те психологические особенности людей, которые способствуют их лучшей адаптации к физическим условиям окружающей среды. В их собственных исследованиях человек выступил как такое же существо как и животные и главной целью его развития была объявлена адаптация к окружающей среде. Против всего этого выступили представители гуманистической психологии, их главная идея заключалась в том, чтобы доказать, что психология человека принципиально отличается от психологии животных, и психологию как науку надо сделать человеческой психологией, подчеркивая в ней именно те моменты, которые принципиально отличают людей от животных в их психологии и поведении, а не сближают их.


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Уход при анемиях | Традиционное видение на происхождение гуманистической психологии

Дата добавления: 2014-08-09; просмотров: 714; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.