Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ

Читайте также:
  1. I. Основные принципы и идеи философии эпохи Просвещения.
  2. II. История философии
  3. II. Принципы средневековой философии.
  4. III. Материалистическое направление в русской философии
  5. III. Предмет, метод и функции философии.
  6. III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  7. V. Характерные черты философии русского «религиозно-философского» ренессанса.
  8. Антропоцентризм и культ природы, пантеизм и телеологизм как характерные черты философии Возрождения.
  9. Аристотель как вершина античной философии
  10. В понимании философии выделяют два основных момента: 1. Является ли философия наукой? 2. Является ли философия мировоззрением?

 

Краткая характеристика античная философия

Античной философией называют совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца 7 в. до н. э. вплоть до VI в. н. э.

Основной тип мировоззрения: космоцентризм

Особенности:

1) возникла на основе мифологии и долго сохраняла с ней связь;

2) характером и направленностью содержания, особенно методом философствования (созерцательность) отличается от древних восточных философских систем и является первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира;

3) предопределила основные параметры развития западной цивилизации.

В развитии античной философии выделяют два этапа:

1. Греческий, который включает:

1.1. ПЕРВЫЙ ЭТАП (VII-первая половина V вв.) – ранняя классика:

Этот период еще называют:

1.натурфилософским (натуралисты);

2.досократовским (досократики).

1.2. ВТОРОЙ ЭТАП - приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до н. э. - определяется как классическийи его разделяют на два периода:

1. средняя классика– 1) софисты; 2) Сократ и его школа. Софисты (Протагор (человек мера всех вещей), Предик, Гиллий, Горгий).

2. высокая классика –Платон, Аристотель и их школы.

2. Эллинистический:

- эпикуреизм – Эпикур (IV-III), Лукреций Кар (I в. до н.э. – третий после Демокрита и Эпикура представитель атомистического материализма), Гораций;

- стоицизм - Зенон (ученик Кратета Фиванского, на его взгляды оказали влияние академики) из Кития, Сенека (римский период), Марк Аврелий. Стоицизмсостоит из трех частей: - конец IV в. до н.э. – конец III в. н.э. – до времени, когда был вытеснен неоплатонизмом;

- скептицизм - Пиррон, Тимон, Секст Эмпирик – направление в гносеологии, которое, которое методически проводит мысль, что всякое знание недостоверно.

- неоплатонизм– Плотин.

 

Краткая характеристика СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Средневековая философия – тип философии, представляющий совокупность философских учений периода феодализма, в западноевропейских странах, с I века н.э. по XIV век н.э.

Период следует после античности и предшествует эпохе Возрождения. Период характеризуется повышенным вниманием к религии, во всех основных философских проблемах ключевую позицию занимает Бог.

 

Основной тип мировоззрения: теоцентризм.

Принципы средневековой философии:

- теоцентризм– реальностью, определяющей все сущее признается не природа, а Бог.

- креационизм –учение о сотворении мира Богом из ничего.

- провиденцианизм –понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека.

- иррационализм –принцип принижающий познавательные возможности человеческого разума, а основным источником познания признается интуиция, озарение, откровение и т.п. выходящие за пределы рассудочного познания формы.

 

Этапы средневековой философии

1. Патристика(«отец» - имеются ввиду отцы церкви). Патристика – это философское учение представляющее совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви» (лат. pater - отец), которые обосновывали христианство, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона. Патристика разделилась на западную, где писали труды на латинском языке и восточную, где произведения создавались греческом языке.

Этапы патристики:

1-й этап –начало обоснования и защиты христианского учения на основе использования и переработки греческой философии – I – III вв.

2-й этап –разработка основных богословских проблем в патристике – III – IV вв.

3-й этап– конец патристики - V – VI вв.

2. Переходный период от патристики к схоластике (Северин Боэций, Иоанн Скот Эриугена). VII-VIII вв.

3. Схоластика IX-XV вв. Схоластика(лат. schlastica – школьный) представляет собой определенный тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. Она имеет как сходство с патристикой, так и значительное отличие от нее.

Этапы патристики:

1. Ранняя схоластика – VI(Иоанн Скот, Эриуген, ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр).

2. Средняя схоластика – XI(Фома Аквинский, Роджэр Бэкон, Бонавентура, Альберт Великий, Иоанн Дун Скот).

3. Поздняя схоластика – XIII XIV(Уильям Оккам, Авиценна, Аверроэс).

 

Основные проблемы средневековой философии:

- онтологическая, проблема универсалий;

- гносеологическая;

- этическая.

 

Краткая характеристика ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Философия эпохи Возрождения – тип философии, представляющий совокупность философских учений периода зарождения капиталистических отношений в западноевропейских странах XV-XVI веков н.э.

Эпоха Возрождения не оставила великих философских систем, но заложила основы философии, свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок.

Основные черты философии эпохи Возрождения:

1) антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

2) культ творческой деятельностиприобретает сакральный характер (физический труд в древних греков ценился не высоко);

3) оппозиционность к Церкви и церковной идеологиисекуляризация (отделение) религии от науки, политики и морали (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики);

4) перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

5) становление опытных наук, что позволило развинтить научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.). Натурфилософская геоцентрическая концепция Вселенной (Аристотель – пассивность материи и налагаемой на нее формы) сменяется гелиоцентрической во взглядах Бруно, Коперника, Галилея;

6) большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

7) торжество индивидуализма;

8) пантеизм натурфилософских взглядов– отождествление природы и Бога.

 

Основные направления философии эпохи Возрождения:

1. Гуманистическое(XIV-XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

2. Неоплатоническое(сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

3. Натурфилософское(XVI - нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

4. Реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого - Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

5. Политическое(XV - XVI вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

6. Утопическо-социалистическое(XV - XVII вв., представители - Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

 

Основные проблемы средневековой философии:

- онтологическая;

- антропологическая;

- политическая;

- этическая.

 

 

Краткая характеристика ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

Философия Нового времени – тип философии, представляющий совокупность философских учений периода становления капиталистических отношений в западноевропейских странах XVII-XIX веков н.э.

Основные черты философии нового времени:

1) время становления и оформления естественных наук (физика, химия, биология, математика и механика и др.), отпочковавшихся от философии;

2) время выработки общенаучных методов познания на основе обобщения и систематизации данных естественных наук (отсюда новые задачи и приоритеты в философии Нового времени, это – философия науки.);

3) в центре внимания философии – теория познания, отработка методов истинного знания для всех наук. «Частные» науки вскрывали законы природы, то философия вскрывала законы мышления, действующие во всех науках;

4) наряду с развитием чувственного, эмпирического познания мира развивается и точное, рациональное, математическое мышление. Как эмпирическое, так и рациональное познание ведут к развитию науки как целого, формируют ее характер и проецируются на складывающиеся основные направления философского мышления Нового времени – рационализмом и эмпиризмом (Бэкон, Декарт). В этих двух направлениях нашла свое отражение, идущая от средних веков полемика между номинализмом, опирающимся на опыт, и реализмом, опирающегося на разум;

 

Направления и школы:

1. По национальному характеру:

- английская философия – Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Дж. Беркли, Дэвид Юм.

- немецкая классическая философия – Г. Лейбниц, И. Кант, Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Гегель, Людвиг Фейербах.

- философия французского просвещения – Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри.

2. В зависимости от рассматриваемых проблем:

- философия рационализма - Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Дж. Беркли, Дэвид Юм.

- философия эмпиризма – Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

3. По основным направлениям философского знания:

- материалисты - Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Б. Спиноза.

- идеалисты - Дж. Беркли, Дэвид Юм, Г. Лейбниц, И. Кант, Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Гегель.

- дуализм - Р.Декарт.

 

Философия Просвещения (вторая половина XVII - XVIII):

1) не отмечена созданием фундаментальных учений и новых традиций, подобно эмпиризму и рационализму;

2) была ориентирована на пропаганду и распространения уже сформировавшихся философских знаний среди широких кругов образованных людей;

3) решала социальные вопросы, показала пути переустройства общества.

Возникнув в Англии, просветительское движение распространяется и во Франции, которая становится его центром.

Основные направления французского Просвещения:

1. Деизм(не путать с дуализмом Декарта – взаимосвязанностью и равноправием материализма и идеализма) – направление в философии, сторонники которого:

– отвергали идею личного Бога;

– не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом);

– видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);

– отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения.

Представители – Франсуа-Мари Вольтер (Аруэ), Шарль-Луи Монтескье (де Секонда), Жан-Жак Руссо.

2. Другим возможным направлением философии французского Просвещения было атеистическо-материалистическое.

Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах.

Представители – Мелье, Жюльен Офре де Ламетри, Дени Дидро, Клод Адриан Гельвеции, Поль Анри Тири Гольбах.

3. Утопическо-социалистическое – к числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Этьенн-Габриэль Морелли,Бабеф, Роберт Оуэн - выдающийся английский социалист-утопист, Анри Сен-Симон. Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

 

НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX в.

В немецкой философии XIX в. выделяют следующие основные направления:

1) немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);

2) материализм (середина и вторая половина XIX в.);

3) иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), «философия жизни».

Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII – первой половине XIX вв.

Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени:

– Иммануила Канта (1724-1804);

– Иоганна Фихте (1762-1814);

– Фридриха Шеллинга (1775-1854);

– Георга Гегеля (1770-1831);

– Людвига Фейербаха (1804-1872).

Немецкий материализм XIX в. представлен главным образом:

1) философией Людвига Фейербаха;

2) марксистской философией;

3) творчеством вульгарных материалистов.

Атеистическая и материалистическая философия Людвига Фейербаха причисляется как к немецкой классической философии, так и к материализму. Это справедливо, так как философия Фейербаха завершила немецкую классическую философию и заложила основы немецкого материализма XIX в., явилась водоразделом между ними.

Классический материализм XIX в. представлен марксизмом, комплексным учением, в состав которого входили:

1) марксистская философия;

2) политэкономия (экономическое учение);

3) научный коммунизм (социально-политическая теория).

Основателями марксизма были немецкие ученые и философы Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).

Разновидностью немецкого материализма XIX в. был вульгарный материализм. Вульгарные материалисты – Карл Фохт, Бюхнер, Якоб Молешотт– смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии).

Немецкий материализм XIX в. представлен главным образом:

1) философией Людвига Фейербаха;

2) марксистской философией;

3) творчеством вульгарных материалистов.

Атеистическая и материалистическая философия Людвига Фейербаха причисляется как к немецкой классической философии, так и к материализму. Это справедливо, так как философия Фейербаха завершила немецкую классическую философию и заложила основы немецкого материализма XIX в., явилась водоразделом между ними.

Классический материализм XIX в. представлен марксизмом, комплексным учением, в состав которого входили:

1) марксистская философия;

2) политэкономия (экономическое учение);

3) научный коммунизм (социально-политическая теория).

Основателями марксизма были немецкие ученые и философы Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).

Разновидностью немецкого материализма XIX в. был вульгарный материализм. Вульгарные материалисты – Карл Фохт, Бюхнер, Якоб Молешотт– смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии).

Близкой к иррационализму является «философия жизни», которая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия – бытие, идея, материя и т.д., а бытие человека в мире – то есть жизнь, единственную реальность для человека.

Одним из основоположников «философии жизни» являлся Фридрих Ницше (1844-1900). В частности, им были выдвинуты идеи о возможности человека полностью влиять на свою судьбу, движущих силах человеческого поведения («воля к жизни», «воля к власти» – экспансия своего «Я»), иллюзорности, неактуальности Бога («Бог умер»).

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Стадия исполнения решения по заявлению | История развития целлюлозно-бумажной промышленности

Дата добавления: 2014-08-09; просмотров: 1663; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.008 сек.