Студопедия

Главная страница Случайная лекция

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика






VIII. Социально-политические течения Ренессанса

Читайте также:
  1. V. Характерные черты философии русского «религиозно-философского» ренессанса.
  2. VIII. Реабилитация.
  3. VIII. Самоход поезда.
  4. АКУШЕРСКИЕ КРОВОТЕЧЕНИЯ.
  5. Ановуляторные (однофазные) маточные кровотечения.
  6. АТИПИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ТЕЧЕНИЯ БОЛЕЗНИ
  7. Виды сроков исковой давности. Начало течения срока.
  8. Виды течения реальных пищевых масс
  9. Вопрос 2. Гносеология, этика и социально-политические взгляды Иммануила Канта

1. Концепция Николо Макиавелли (1469-1527гг.). Макиавелли занимался теоретической разработкой политических проблем. Его идеи представлены в работе «Князь» или «Государь». Макиавелли полагал, что Бог не управляет человеческой историей, - это делает изменчивая Фортуна. Поэтому церковь не должна вмешиваться в мирские дела. Он утверждал, что политика находится вне религии и вне морали, поскольку история – это результат вечно изменчивой фортуны и она изменяется под влиянием интересов людей (прежде всего – имущественных и материальных). В обществе постоянно происходят столкновения между имущими и неимущими, для их урегулирования и нужно государство. Идеальный правитель - тот, кто ставит интересы государства на первый план и действует согласно принципу «цель оправдывает средства».

2. Утопические концепции: Основанием для возникновения ренессансного утопизма стало представление о том, что «Достойный (идеальный) человек должен жить в достойном (идеальном) обществе». Представители утопизма Томас Мор (1479-1555 гг.) (известен по труду «Утопия» /буквально - место, которого нет/) и Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.) (известен по труду «Город Солнца»), считали, что общество должно быть построено по принципам справедливости.

Принципы утопизма:

- не должно быть частной собственности;

- все должны быть равны;

- все должны трудиться;

- должен быть справедливый, мудрый правитель (у Кампанеллы это священник).

IX. «Северный» Ренессанс (Нидерланды, Германия, Франция):

 

Отличия «Северного» Ренессанса от Итальянского:

1. Представители «Северного» Ренессанса больше внимания уделяли вопросам теории государства и общества, права, религии, проблемам логики и методологии;

2. В «Северном» Ренессансе человек трактовался не как центральное звено Вселенной, не как микрокосм, а как любое другое живое существо, но обладающее свободой и достоинством. На этом основании мы можем сказать, что антропоцентризм на «Севере» имел свою специфику - в отличие от итальянского в нем отсутствовало обожествление человека. Это было обусловлено историческими условиями его развития: по времени он совпал с Реформационными и Контрреформационными процессами, а, следовательно, с религиозными войнами.

 

Эразм Роттердамский(1469-1536 гг.)как представитель «Северного» Ренессанса.Самаяизвестная его работа - «Похвала глупости». В этой работу и во многих других Эразм критиковал схоластическую философию. Он считал, что онтологию и логику схоластики надо заменить этикой. Эразм Роттердамскийпытался обосновать этику с гуманистических позиций:

- он выступал против идеи первородного греха, утверждая, что своего совершенства человек достигает через ориентацию на высокие идеалы;

- он полагал, что истинное благородство человека достигается только в процессе самосовершенствования и в процессе достижения высоких идеалов.

- он считал, что наличие свободной воли у человека дает ему возможности для самосовершенствования, для самосозидания.

2. Мишель де Монтень (1533-1592 гг.) как представитель «Северного» Ренессанса. Самаяизвестная его работа - «Опыты». Основной принцип философии Монтеня - скептицизм – всеобщее сомнение. Монтень полагал, что критике разума должно быть подвергнуто всё, что окружает человека. Он скептически относился и к положениям антропоцентризма, утверждая, что человек не может быть центром в меняющемся мире. На основании положения, что человек такое же живое существо, как и любое другое, Монтень отрицал бессмертие души. Из этого он делал вывод: человек всегда должен быть готов к смерти и поэтому должен наслаждаться каждым мгновением жизни.



 


Основная проблематика и представители философии Нового времени

 

Философия Нового времени неразрывно связана с научной революцией XVI-XVII вв., в результате которой возникла классическая наука. В этот период классическая наука представляла собой математическое естествознание, ориентирующееся на эксперимент. В результате научной революции XVI-XVII вв. сформировалась механико-математическая научная картина мира, в рамках которой мир рассматривался как механизм, механически трактовались и отдельные его элементы (например, у французского философа Ламетри человек – машина).

Интенсивное развитие в XVII в. буржуазных отношений привело к появлению социального оптимизма, который, в свою очередь, породил оптимизм гносеологический (поддерживаемый и бурным развитием науки). Основные положения последнего: все познаваемо, истина существует и достижима, она абсолютна и вневременна. В философии на первый план вышли проблемы: гносеологические (что – разум или органы чувств являются источником истинного знания) и методологические (как построить метод, чтобы достичь истинного знания).


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
VII. Натурфилософия | II. Проблема источника и метода познания

Дата добавления: 2014-08-09; просмотров: 662; Нарушение авторских прав


lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.008 сек.