Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Ритм на плоскости, в пространстве, в музыке

Читайте также:
  1. Взаимное положение прямой и плоскости, двух плоскостей
  2. Основные выразительные средства в музыке
  3. Пределы действия уголовно-процессуального закона в пространстве, во времени, по кругу лиц

 

Метр и ритм характеризуют движение. Метр — простейшее повторение одного и того же элемента (кирпичная кладка). Метр и ритм в основе своей имеют симметрию. Но ритм, в отличие от метра, строится на чередовании разных, но повторяюшихся элементов. Усложняясь, он порывает с симметрией, (например, сложный ритм живописной картины) сопровождая своевольный рисунок движения, меняя его характер, темп, направление. Ритм может иметь и регулярный характер (например, в орнаменте). Но всегда он вносит организующее начало в хаотическое движение и без него немыслима гармония.

Известно, что движение в изображении не присутствует реально, а воспринимается сознанием, являясь реакцией зрительного аппарата, движением глаз, вызванным теми или иными зрительными впечатлениями. Даже если на плоскости или объеме изображено статическое состояние, симметричная композиция, устойчивая и неподвижная, в ней есть движение, ибо детали, элементы художественной формы всегда выражают движение: их цветовые и тоновые отношения, взаимодействие линий и форм, контрасты, напряженность вызывают сильные зрительные импульсы, а следовательно, ощущение движения, жизни. Композиционные приемы обладают способностью направлять и усиливать это ощущение движения в изображении. Композиционное построение может быть представлено в виде схемы из линий, показывающих направление движения — по диагонали, по кругу, лучевое, S —образное. Движение в композиции имеет организованный характер, ритмизовано. С его помощью осуществляется гармония целого.

Форма, текстура, цвет отдельных объектов, взаимодействуя, дополняют и в то же время подчеркивают индивидуальность друг друга. Это взаимодействие создает определенный ритм - темп, напряжение дизайнерской работы. Он связывает отдельные линии, плоскости, формы, настраивает движение глаз зрителя по объекту или изображению.

Ритм - элемент самой жизни: дыхание, пластика тела, чередование дня и ночи - все в природе ритмизовано.
Ритму подчинен порядок, связь, строй всех элементов художественного произведения, он побуждает к преодолению неподвижности изображения, заставляет его дышать и двигаться.

Ритм может быть явным, динамичным (строение ветвей дерева, стоящие вдоль улицы дома, геометрический орнамент) или приглушенным, сдержанным (горная цепь, складки одежды, повороты голов людей, стоящих группой).

Ритмическое развитие композиции может идти по горизонтали или вертикали, по квадрату, кругу, реже - по овалу. Интересные результаты дает ритмическое движение по радиусам, по спирали, по сетке и т. д.

Ритм - это равномерное чередование действий или элементов, бессознательное или организованное, присущее природе или совершаемое человеком или машиной. Причем, акцент здесь ставится именно на слово «равномерное», ведь ритм является одним из важнейших средств приведения многообразных элементов формы к единству, отдельных явлений (процессов) – к закономерности и т.д.

Так или иначе, но ритм неизменно действует на наши чувства. Мы воспринимаем его не только зрительно, но и на слух: стихотворение, в котором выдержан ритм, легче запоминается, однообразный стук колес поезда успокаивает, «усыпляет», быстрая ритмичная музыка заставляет двигаться.

Ритм свойственен не только движению, но и статичным предметам. Например, в архитектуре: ритмичное расположение окон по вертикали и горизонтали или колонн в определенной последовательности также создают ощущение динамики. Ритм может передавать и плоское изображение. Искусственно создавая ритмы (зрительные, слуховые и т.д.), мы можем оказывать влияние на восприятие человека, прогнозировать его реакцию, эффект от того или иного заданного ритма. Такая особенность ритма открывает большие возможности для дизайнера.


В дизайне ритм является основой композиционных построений, он используется как выразительный прием, который придает композиции эмоциональность, динамику, обозначает четкий порядок или, наоборот, ломает монотонность и однообразие.

В художественном плане ритм представляет собой равномерное чередование размеренных элементов, порядок сочетания линий, объемов, плоскостей.

Когда мы смотрим на неподвижную композицию, будь то орнамент на вазе или декор фасада здания с чередованием повторяющихся элементов (линейных, объемных, плоскостных), возникает ощущение движения. Почему так происходит?

Закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов – в нарастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущении или разжижении структуры, силы тона и т.п. Таким образом, ритм рождается (проявляется) в закономерном изменении порядка. При этом, изменяя порядок нарастания или убывания ритмического ряда (объем, площадь элементов, структуру, насыщенность, тональность) можно усиливать или ослаблять динамичность формы.


Кроме того, ритм связан с такой особенностью зрительного восприятия как движение глаза в направлении нарастания количественных изменений ряда. Именно поэтому «ритмичные изображения» всегда привлекают к себе внимание. Из всех средств композиции ритм особенно связан с психофизиологией восприятия. Мы чутко реагируем даже на едва заметное нарушение закономерности: изменение одного элемента или шага в пределах выбранного ритма неизбежно ведет к утрате динамичности и целостности всей системы. При этом нарушение ритмического ряда выглядит как явление явно негативное.



Ритм может быть спокойным и беспокойным, направленным в одну сторону или сходящимся к центру (узор в центре скатерти), направленным как по горизонтали, так и по вертикали. Изменяя ритмичность рисунка в зависимости от целей, которые ставит перед собой дизайнер, можно вызывать соответствующие эмоции, задавать настроение.
Частые членения в горизонтальном или вертикальном направлениях создают ощущение беспокойства. Изменения ритма по горизонтали зрительно снижают высоту объекта, а вертикальные, наоборот, делают ее выше. Также развитие ритма по вертикали во многом снимает композиционные сложности, поскольку визуально создает ощущение завершенности. Если же ритм изменяется по горизонтали, то возникает проблема завершения и начала композиции.



Итак, ритм обладает способностью членить форму, выделять главное, ослаблять значение второстепенного, делать предмет более статичным или динамичным, более цельным или разобщенным в полном соответствии с творческом замыслом дизайнера. Ритм позволяет правильно расставить акценты на «картинке» и благодаря специфике восприятие создать нужный визуальный эффект.

Проявления ритма в композиции изображения (на логотипе, странице сайта, других элементах фирменного стиля) весьма разнообразны. Он может играть активную организующую роль, порой, становясь ведущим началом композиции, или смотреться как ненавязчивый «орнамент», который, тем не менее, придает композиции завершенность и цельность.

 

 

Тема 1.5


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Средства выражения художественного образа | Понятие о различных видах контраста

Дата добавления: 2014-09-02; просмотров: 441; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.002 сек.