Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
СВОБОДОМЫСЛИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕЗарождение свободомыслия Элементы свободомыслия, как говорят этно графы, возникают уже на стадии разложения первобытно-общинного строя. Этнографы встречались с эскимосами, которые не верили в духов, отрицали могущество шаманов. Видимо, такие взгляды были единичными и являлись следствием осознания своей собственной силы, ловкости и бесстрашия, а также обнаружения того, что мистические силы не оказывают воздействия на трудовые процессы. С возникновением классового общества, с появлением людей ум- ственного труда, по мере развития культуры свободомыслие проявля- ется чаще, захватывая и демократические, и элитарные слои общества. Оно присуще всем народам древнего мира, хотя развивалось нерав- номерно. Так, в крупных рабовладельческих деспотиях Древнего Во- стока (Египет, Вавилон), где фараон или царь обладали правом распорядиться жизнью человека, а жрецы выделились в отдельную ка- сту, имели большую власть, свободомыслие пробивалось в духовную жизнь народа с трудом. Наиболее яркие проявления свободомыслия мы находим в Древней Греции и Риме. Благоприятные климатические и географические условия давали возможность человеку здесь чувст- вовать себя более независимым от природных стихий. Для древнегре- ческих городов-полисов было характерно демократическое устройство общества; свободных граждан здесь было больше, чем рабов, и они могли участвовать в управлении государством. Многие афинские граж- дане были грамотными. Жречество как особое сословие не сформирова- лось, ритуалы выполняли граждане, теология не была разработанной. Никто не был обязан верить в то, что говорили о богах и героях Гомер и Гесиод, хотя обрядовая сторона религии играла значительную роль, а страх перед богами и загробной жизнью присущ любому верующему греку или римлянину. В отличие от Египта или Вавилона в Греции и Риме развивалось философское учение, послужившее импульсом для критического осмысления религии. При всем своеобразии регионов древнего мира в духовной культуре населявших их народов содержались элементы богоборчества, скептицизма, безрелигиозного восприятия мира и человека. Богоборчество Богоборческие идеи нашли отражение во и скептицизм в культуре древ- многих литературных памятниках древнего него мира мира. В древнекитайской "Книге песен" ("Ши-цзин", XI - VI вв. до н. э.) сохранился богатый материал, свидетельствующий о том, что рабы проклинали божество - "Верховного императора": "Почему Верховное небо так не- справедливо? Почему оно так жестоко? Почему оно творит такое зло?
Почему оно лишило нас полной возможности жить?"1. Представления богоборцев отражены в Библии. Так, в Книге Иова сомнения в спра- ведливости Бога возникают из-за великих страданий, выпавших на долю Иова. Автора волновал вопрос: почему страдает невинный че- ловек, почему угнетены бедняки, вдовы и сироты, а богатые насильники процветают, почему вообще существует зло в мире, если Бог считается благим? Настроения богоборчества обнаруживаются и в древнегреческой культуре. Еврипид (ок. 480 - 406 до н. э.) написал драму "Вакханки", в которой царь Фив борется с богом Дионисом. Эсхил (ок. 525 - 456 до н. э.) в драме "Прикованный Прометей" использует миф о титане Прометее, пожалевшем людей, которых хотел уничтожить Зевс. Про- метей похитил у Гефеста огонь для людей, научил их счету, чтению, письму, искусствам, дал им знания. За нарушение воли Зевса Про- метей наказан, он жестоко страдает. Но богоборец Прометей пред- рекает падение Зевса и выражает свое отношение к богам: "Я ненавижу всех богов: они мне за добро мучением воздали"2. Религиозные представления подвергаются сомнениям в двух памятниках Древнего Египта - "Песне арфиста" и в "Беседе разоча- рованного со своим духом" (XXII - XXI вв. до н.э.). В первом из них обнаруживается столкновение с традиционными верованиями: бес- цельны усилия людей по соблюдению заупокойного культа; гробницы разрушаются, расхищается их содержимое. Здесь впервые выражено сомнение в загробном существовании: "Никто не приходит оттуда... чтобы рассказать о их пребывании". То же настроение в "Беседе...": разочарованный стремится к самоубийству, но дух отговаривает его: "Если вспомнишь ты о погребении - это вызывание слез, это огор- чение людей... Не выйдешь ты больше наружу, чтобы увидеть сол- нце!"3 Скептицизм нередко перерастал в прямое отрицание религии. В Индии в VI в. до н. э. появилось несколько философских школ, среди них -локаята (санскр. "лока" - мир, мирские дела). Воззрения ло- каятиков сохранились в сочинениях их идейных противников. Лока- ятики отвергли брахманистские идеи кармы и нирваны, сняли священный ореол с Вед, считая, что Веды "страдают пороками - лживостью, противоречивостью, многословием". Знания о мире и человеке, В мифологии древнего мира реальные знания мифология и философия о способах врачевания, о свойствах растений и животных, о других племенах и странах со- единялись с заблуждениями. Ко времени возникновения философии в Индии и Китае были уже накоплены знания в области математики, астрономии, химии, достигнут высокий уровень медицинских знаний. В Древней Греции появилась математика, не ставившая перед собой чисто утилитарных задач (школа Пифагора). В конце VI в. до н.э.
была выдвинута идея сферичности Земли. Внерелигиозными были знания об обществе. Именно в Греции возникла история как само- стоятельная отрасль знания, в качестве таковой она развивалась и в Древнем Риме. Греческие и римские историки - Фукидид (ок. 460 - 400 до н. э.), Тит Ливии (59 до н. э. - 17 н. э.) - представили историю как развертывающийся процесс, не зависящий от богов: события, их результаты обусловлены человеческими действиями и характерами. Возникла и архитектура как особая наука. Римский историк и инженер Витрувий (I в. до н. э.) написал "Десять книг об архитектуре", где архитектура представлена как научный синтез искусства и техники. Все эти области знания благотворно влияли на философскую мысль, которая ставила проблемы бытия, познания, человека, религии и решала их вне мифологии, хотя могла и сохранять кое-какие эле- менты мифологического мышления. Философские учения в древности содержали в себе комплекс конкретных знаний о природе и человеке. С VI в. до н. э. союз конкретных знании и философии начинает пре- одолевать мифологическое сознание. Античная философия явила миру образцы раскованного, творче- ского подхода к проблемам бытия и познания. Многообразны суждения древних мыслителей о первооснове явлений природы: вода, воздух, стихии, нус, апейрон, огонь, атомы, идея. Философы разных направ- лений - Демокрит, Сократ, Лукреций и др. - свободно рассуждали о природе вещей и человеке, основываясь на совокупности знаний о мире. По мере развития философской мысли происходит еще одно со- бытие: она стремится освободить внутренний мир человека от страха перед богами и потусторонним миром, размышляет о причинах и роли религии в обществе. Критика учения о богах У тех, кто задумывался над вопросом о с позиций здравого смысла природе представлений о богах, возникало не- доумение по поводу несоответствия этих пред- ставлений многочисленным фактам реальной жизни. Сохранились сведения о Диагоре (V в. до н. э.), в веселых шутках которого содержалась изрядная доля сомнения в религиозном учении. Когда он прибыл в Самофракию, его друг обратил внимание на то, что в храме много табличек с надписями, пожертвованных людьми, спасшимися от кораблекрушения. "Так-то оно так, - ответил Диагор, - только здесь нет изображений тех, чьи корабли буря потопила и они сами погибли в море"4. Были у древних греков и другие сооб- ражения: "Если бы боги действительно пеклись о роде человеческом, то они должны были бы сделать всех людей добрыми или, по меньшей мере, особенно опекать добрых"5. Раскрывалась и логическая противоречивость мифологии: если, сог- ласно греческим мифам, боги рождались, то они должны и умирать подобно людям, но, согласно мифам, они бессмертны; боги в мифах
предстают как подчиненные друг другу, а это не соответствует пред- ставлению об их всемогуществе" и т. д. Греческий философ-скептик Карнеад из Кирены (214 - 129 до н. э.) выступал против телеологиче- ского доказательства бытия бога, указывая на несовершенство мира и жизни. Вот одно из рассуждений Карнеада: если боги существуют, то они живые существа, значит, у них должны быть чувства, а если это так, то они должны ощущать не только сладкое, но и горькое; в таком случае бог будет восприимчив к беспокойству, к изменению в худшее, значит, он тленен, следовательно, он не бог.6 Весьма многообразны проявления критики религии с позиций здра- вого смысла в Индии и Китае. Древнекитайский философ Ван Чун (27-ок. 100), выступавший не только против обожествления Конфуция, но и против обожествления неба, задавался вопросом: если небо обла- дает сознанием и может высказывать порицание правителю, "сбивше- муся с правильного пути и отказавшемуся от добродетели", почему оно заранее не выбирает правителя, не совершающего ошибок?7 Ло- каятики спрашивали: если попадает на небо животное, принесенное в жертву, то почему приносящий жертву не предложит вместо него своего отца? Если тело становится прахом, как оно может вновь воз- родиться? "Нет воздаяния ни за добродетельное поведение, ни за порочное", полагали они, "не существует ни бога, ни освобождения, ни дхармы, ни не-дхармы"8. О причинах В сочинениях целого ряда философов древ- возникновения религии ности мы обнаруживаем первые попытки постичь сущность религии, ее причины, ха- рактер ее влияния на человека. Одним из первых поставил вопрос об источнике веры в богов Ксенофан из Колофона (VI в. до н.э.). Согласно философу, источник веры в богов - сами люди, они творят богов по своему образу и подобию: "...эфиопы пишут своих богов чер- ными и с приплюснутыми носами, фракийцы - рыжими и голубогла- зыми, мидяне и персы - также подобными себе, египтяне также изображают их по собственному образу"9. Философы античности создали широкий спектр самых разных идей о происхождении религии. Софист Продик из Кеоса (V в. до н.э.) полагал, что боги - олицетворение полезного: "Солнце, Луну, реки, источники и вообще все полезное для нашей жизни древние наиме- новали богами за пользу, получаемую от них, как, например, египтяне Нил"10. Некоторые мыслители считали веру в богов результатом обма- на со стороны государственных мужей. Критий (V в. до н. э.) выдвинул следующую версию. Было время, когда жизнь человека покорялась только грубой силе. Затем в обществе ввели карательные законы против преступников, но они совершали насилие тайно. Тоща один изобретательный человек стал уверять, что существует божество, ко- торое все видит, слышит, за всем наблюдает. Эвгемер из Мессены
(IV в. до н. э.) выдвигает гипотезу: боги - это люди доисторических времен, которые выделялись умом и силой п. Суждения о происхождении религии Демокрита (ок. 470 или 460 до н. э. - умер в глубокой старости) из Абдеры связаны с его фило- софским учением. В его учении нет веры в божественное провидение, во всемогущество богов. Он допускал существование богов, но считал, что это не что иное, как естественные стихии, состоящие, как и все в мире, из атомов. Из атомов же, по Демокриту, состоит и душа че- ловека. Когда человек умирает, ослабевшее тело не может их удер- жать, и они рассеиваются в воздухе, душа смертна. Тем самым преодолевался страх перед смертью: ведь по поверьям древних греков, посмертное существование в Аиде не сулит человеку ничего хорошего. Демокрит объяснял веру в богов страхом перед неподвластными человеку силами природы, непониманием этих сил: люди "пришли к представлению о богах, исходя из непонятных явлений, происходящих в мире... Первобытные люди, наблюдая небесные явления, как, например, громы, молнии, перуны и встречи звезд, затмения солнца и луны, приходили в ужас, думая, что причиной этому - боги"12. О страхе перед непонятными явлениями природы как причине веры в богов говорил и Эпикур (341 - 270 до н. э.), добавив, что эта вера основывается и на страхе перед смертью. Марк Туллий Цицерон (106 - 43 до н. э.), излагая разные учения о богах, как религиозные, так и нерелигиозные, приводит суждения одного из персонажей; после длительного рассмотрения доводов за и против бытия богов он заключает: "Порой начинает казаться, будто вовсе нет никаких богов"13. Основные положения античной философии о религии обобщил пос- ледователь Эпикура Тит Лукреции Кар (99 - 55 до н. э.). Цель его поэмы "О природе вещей" - освободить людей от гнета религиозных суеверий, поскольку он видит в них страшное зло для человечества. Лукреций пишет о "лике ужасном религии", которая повергает смер- тных долу, рождает нечестивые и преступные деяния. Так, вожди гре- ков для ниспослания судам счастливого выхода в море пролили руками отца на жертвеннике кровь Ифианассы. Кроме того, религия отравляет душу страхом перед загробным миром. Лукреций доказывает, что в религии отражается земная жизнь, но отражается она в искаженном свете. Религия - это вымысел; "все это вымыслы, Меммий" - и то, что боги изготовили природу, и то, что нам надо славить богов. Не- лепые идеи придумали пророки, и люди поддаются их "ужасающим вещаньям", "бредням". Основа религии - страх перед грозными силами природы, результат невежества людей, незнания ими причин явлений; ее рождает и страх смерти, а также сновидения. Лукреций дает гуманистическую трактовку отношения человека к смерти, он полагает, что душа погибает со смертью, "значит, нам смерть - ничто и ничуть не имеет значенья", что никаких ощущений со смертью не
9 З.к. 536 257
будет, "ибо отжившее все вытесняется новым, восстановляются вновь одни из других непременно, и не уходит никто в преисподней мрачную бездну"14. Люди должны постичь законы природы, разобраться в своем собственном духовном мире, знать причины создания мифов о богах, научиться мужественно воспринимать смерть. Глава XX
Дата добавления: 2014-09-08; просмотров: 601; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |