Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО ТИПЫ
Понятие мировоззрения Значение мировоззрения в жизни человека обусловлено его разумностью, тем, что его взаимодействие с окружающим миром опосредуется сознанием. Необ- ходимость ориентироваться в меняющейся социальной и природной среде порождает у каждого человека, у социума, человечества в целом потребность в обобщенной системе взглядов на мир, на свое место в нем, на смысл и цель жизни. Развитые системы современных мировоззрений включают в себя в обобщенном виде философские, социальные, естественнонаучные, эс- тетические и этические, антропологические, политические и прочие взгляды, а также ориентации и установки, определяющие поведение и действия людей. В мировоззрении выделяются познавательные, цен- ностные и нормативно-поведенческие компоненты. Любое мировозз- рение - это не набор взглядов и сведений, но определенная целостность, система. В нем отражается стремление увидеть мир как упорядоченное целое, включающее человека, а также сам человек со всем его духовным миром - знаниями, нравственными, художествен- но-эстетическими, жизненно-практическими переживаниями. Иначе говоря, в мировоззрении отражается интеллектуальный и эмоциональ- ный опыт людей, их миропонимание и мироощущение. Мировоззрение как единство миропонимания и мироощущения обладает присущими ему основными структурообразующими элемен- тами. К их числу относятся прежде всего ответы на глубинные вопросы бытия - о возникновении мира и человека, явлений природы и различных человеческих общностей, о природе сил, управляющих
этим миром, включая самого человека, о месте, предназначении че- ловека в этом мире. Мировоззрение носит исторический характер, оно меняется в зависимости от изменений условий и образа жизни, накопления знаний и умений, характера социальных связей между людьми. Связи и контакты между социальными общностями и личностями обус- ловливают взаимное влияние различных мировоззрений. Наиболее общими типами мировоззрений можно считать мифологическое, религиозное и философское. Исторически первым типом мировоззрения явилось мифологиче- ское, возникшее на заре человеческой истории. Мифология, как особый способ понимания мира, была присуща всем народам на ранней стадии общественного развития, воплощая в себе особенности становящегося, формирующегося человеческого сознания, того человечества, которое еще сохраняло ощущение своей теснейшей связи с природным миром. Для нее характерна нерасчлененность сознания, отсутствие четких разграничений мира и человека, эмпирических знаний и фантазий, субъективного и объективного, мысли и эмоций, идеального и веще- ственного. Миф, выражая мысли в поэтической, образной, эмоциональ- ной форме, имел этиологическое (греч. aitia - причина, logos - учение) значение. Отвечая на многочисленные "почему", он как бы заменял теорию, предлагал доступное всем, понятное, образно-нагляд- ное объяснение природы, явлений окружающего мира. Среди мно- гочисленных мифов каждого народа присутствовали и такие, которые определяли характер мировоззрения, объясняя происхождение природы и человека, место человека в мире, его отношение к миру в целом и к другим людям. И хотя каждое племя, народ, социальная общность в своем мировоззрении отражали мир своего обитания, свой образ жизни, между различными видами мифологического мировоззрения имелось и много общего в решении главных мировоззренческих воп- росов. Постепенно в каждом племени стали выделяться профессиональные хранители мифов, первоначально старейшины, затем - шаманы, кол- дуны, жрецы, дифференцировались и сами мифы, среди которых на- чали выделяться те, что связывались с культовыми действиями. Формировался новый тип мировоззрения - религиозное, которое стало повсеместно господствующим и в настоящее время остается наиболее распространенным типом мировоззрения в мире. Религиозное и философское Религиозное мировоззрение - это широкое мировоззрения обобщающее понятие для значительного числа различных систем миропонимания и мироотношения, исторически существовавших в рамках многочислен- ных религий. С появлением религиозного мировоззрения совпадает и появление особой группы людей, выступавших в роли систематиза-
торов, хранителей религиозных идей и традиций. Религиозное мировоззрение демонстрирует чрезвычайно эффективное взаимо- действие двух мировоззренческих уровней - обыденного и теоретиче- ского. Условием прочности, распространенности того или иного мировоззрения является то, насколько оно укоренилось на уровне обы- денного сознания, насколько оно отвечает образу повседневной жизни людей, их культуре, уровню знаний, их потребностям. Религиозное решение мировоззренческих проблем, благодаря своей образно-нагляд- ной форме, аналогичной художественно-поэтической, оказывается вполне доступным для усвоения на этом уровне сознания. Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека. А практика культовых действий располагает механизмами подкрепления и формирования этой веры применительно к особенно- стям обыденного сознания. На уровне теоретического сознания, тео- логии совершается процесс систематизации и обновления мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом. В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: творения мира Богом (кре- ационизм), предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телео- логия) , души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования и др. Философское мировоззрение, в отличие от мифологического и религиозного, развивается на уровне теоретического сознания. Как и религиозное, философское мировоззрение выступало и выступает в многочисленных разновидностях. Оно связано с естественными и обще- ственными науками; подобно наукам, представляет теоретический уро- вень сознания; в своем специфическом понятийном выражении оно не может быть просто перенесено на обыденный уровень. Как свидетельствуют социологические исследования, в мире ста- новится все больше сторонников нерелигиозного мировоззрения, что обусловлено социальными процессами и связанными с ними изме- нениями в культуре. Большая роль принадлежит тем произведениям искусства и литературы, в которых принципиальные идеи философ- ского миропонимания даются в образно-художественной форме, до- ступной нетеоретическому сознанию. Возможен ли диалог Если обратиться к истории человечества, то мировоззрений? нетрудно увидеть, что между различными видами религиозного мировоззрения и их пос- ледователями возникали различные отношения - от лояльного до открыто враждебного, нетерпимого. Достаточно вспомнить Древний
Рим, где в огромном государстве соседствовали различные виды религиозного мировоззрения, или, наоборот, период крестовых походов христиан против мусульман, военные столкновения католиков и про- тестантов. И именно представители разных видов религиозного мировоззрения с середины XX в. начали путь к диалогу, к совместным действиям при всех сохраняющихся различиях. Примечательно, что в настоящее время многие теологи признают, что, например, конфликты между христианами и мусульманами в X - XII вв. были обусловлены не столько различиями в мировоззрениях, сколько социально-экономическими и политическими интересами. И несмотря на еще имеющиеся факты враждебных отношений между представите- лями различных видов религиозного мировоззрения (например, ка- толиками и протестантами в Северной Ирландии, христианами и мусульманами в Ливане), общей превалирующей тенденцией ста- новится объединение в совместных действиях представителей различных конфессии: христиан, мусульман, буддистов и последова- телей других разновидностей религиозного мировоззрения. Диалог различных видов мировоззрения не означает отказа каждой из сторон от своих принципов, он нацелен на поиск тех вопросов, в решении которых имеет место совпадение или близость позиций. Этот принцип применим и для отношений религиозного и не- религиозного мировоззрений. Какие же условия необходимы для того, чтобы совершился переход к диалогу мировоззрении? В последней четверти нашего века все более нарастало осознание того, что над всеми жителями Земли, независимо от мировоззрен- ческих различий, нависла общая угроза гибели от возможной термо- ядерной войны, от экологической катастрофы, и отвести эти угрозы, найти выход возможно только совместными усилиями всех. Путь насильственного решения споров, в том числе мировоззренческих, в условиях современного развития становится недопустимым. Общей основой для диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений мо- гут служить принцип гуманизма, интересы человека. Признание того, что высшей ценностью для человека является человек, может и должно служить основой диалога сторонников любых мировоззрений. Диалог не предполагает нивелирования или отказа от различий. Наоборот, понимание этих различий, в том числе и принципиальных, их глубокое звание, неискаженное видение есть одно из условий кор- ректного ведения диалога. Например, онтологические вопросы в религиозных и нерелигиозных мировоззрениях решаются по-разному. В определенных случаях это различие носит принципиальный харак- тер. Но в реальной жизни более важными оказываются конкретные трактовки, практические следствия применительно к жизненным ситу- ациям и конкретно-историческое применение этих принципов. И здесь наблюдается интересная тенденция: в аксиологическом аспекте, в ча-
стности применительно к улучшению условий жизни людей, позиции сближаются. Аналогично обстоит дело и с отношением к закономер- ностям, законам, действующим в мире. Если наука исходит из того, что закономерности внутренне присущи миру, и познает их, а сто- ронники религиозного мировоззрения считают их божественными принципами, мыслями, вложенными в мир, то различие сводится к пониманию природы законов. Общим же оказывается признание их независимого от человека существования. Различия религиозного и нерелигиозного мировоззрений лежат также в плоскости понимания соотношения веры и разума. Вопрос о соотношении веры и разума занимал значительное место как в религиозном, так и в философском мировоззрениях. Философский рационализм, сосредоточивая внимание на доказательствах преиму- ществ разума перед верой, зачастую фактически выносил изучение социально-психологического феномена веры за пределы научного исследования. В настоящее время, обозначается тенденция к нахож- дению взаимодействия, а не противопоставления веры и разума в рам- ках и религиозного, и нерелигиозного мировоззрений. Не отказываясь от исходных принципов, теологи отдают должное достижениям чело- веческого разума в тех областях науки, которые способствуют улуч- шению жизни людей. С другой стороны, представители философского мировоззрения все активнее осмысливают значение веры как социаль- но-психологического феномена, признают, что принципиальные теоретические положения мировоззрения на уровне обыденного соз- нания становятся в первую очередь предметом веры или неверия, а не рационального обоснования. Таким образом, возможность и пределы диалога определяются тем, как религиозные и нерелигиозные мировоззрения отражают один и тот же реально существующий мир, в какой степени ориентированы на интересы и благополучие человека, на утверждение гуманизма, спра- ведливости, мира, на создание общества, достойного человека. Глава XXIII
Дата добавления: 2014-09-08; просмотров: 608; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |