Изучение философии способствует формированию собственной мировоззренческой позиции человека. Философияпредставляет собой теоретическое ядро мировоззрения, систему его основополагающих идей. Что же такое мировоззрение?
Схема 3. Определения мировоззрения[3]
Объект мировоззрения — мир в целом, но предмет, т.е. то, что оно выделяет в объекте, — это именно взаимоотношение мира и человека. Поэтому мировоззрение всегда субъективно, личностно окрашено.
Таблица 1
Основные составляющие структуру мировоззрения:[4]
№
Наименование
Описание
Ценностные ориентации
Под ними понимается система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей. Определить действительный стержень ценностных ориентации в человеке, выявить его подлинную духовную сердцевину — значит узнать о нем нечто сущностное, после чего становится понятным очень многое в его помыслах, поведенческих актах, поступках. Ценностные ориентации складываются у человека в раннем детстве.
Верования
Вера— это феномен сознания, обладающий силой неустранимости и огромной жизненной значимости: человек не может вообще жить без веры, поскольку разум знает, что за его пределами есть бездна, ему недоступная, но в ней что-то схватывается силой интуиции, на чем и вырастает вера. Акт веры представляет собой сверхсознательное чувство, ощущение, своего рода внутреннее «ясновидение», в той или иной мере свойственное каждому человеку, особенно художественным натурам, обладающим философски ориентированным умом. Нельзя отождествлять веру вообще с религиозной верой. Любой атеист тоже преисполнен веры — в самого себя, в свои убеждения, в своих близких, в то, что мир есть «движущаяся материя, данная нам в ощущениях». Ведь это никто никогда не доказал и никто никогда доказать не сможет, в это можно только верить.
Идеалы
Идеал— это своего рода путеводная звезда, без которой нет твердого направления, а нет направления, нет и жизни. Люди решаются на самые грандиозные дела, если впереди, хоть вдалеке, им сверкает путеводной звездой идеал. Идеалы — это мечта и о самом совершенном устройстве общества, где всё «по справедливости», и о гармонически развитой личности, и о разумных межличностных отношениях, и о нравственном, и о прекрасном, и о полной реализации своих возможностей на благо человечества. Идеалы в основном обращены в грядущее, однако случается, что их находят и в прошлом (вспомним эпоху Возрождения). Истинное в идеалах, как правило, сохраняется в мировоззрении и в конечном счете реализуется в практике, в жизни, а неистинное рано или поздно отбрасывается.
Окончание таблицы 1
Убеждения
Убеждения представляют собой твердо составленную систему взглядов не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции и чувств. Они являются своего рода золотым куполом храма мировоззрения. В сфере убеждений невозможна сделка, т.е. двух безусловных принципов убеждения в душе одной и той же цельной и принципиальной личности быть не может. Убеждение является субъективно наиболее ценной частью мнений человека, но вместе с тем убежденным можно быть лишь в том, что не имеет характера логической бесспорности, а в большей или меньшей степени поддерживается верой. Категория «убеждение» редко касается того, что абсолютно явно и очевидно. Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядро личности. Человек без глубоких убеждений не является личностью в высоком смысле этого слова. Именно идейная убежденность позволяет человеку в минуту смертельной опасности преодолевать инстинкт самосохранения.
Мироощущение
В онтогенезе(т.е. в процессе развития индивида в течение его жизни) мировоззрение формируется поэтапно:
Схема 4. Этапы формирования мировоззрения[5]
Понятно, что путь от мироощущения к миропониманию лежит в развитии всех познавательных (когнитивно-эмоциональных) способностей человека, но все-таки, прежде всего мышления.
Согласно данным немецкого биолога-эволюциониста Эрнста Геккеля (1834—1919) и американского психолога Стенли Холла (1846—1924), онтогенез(индивидуальное развитие человека) в сжатой форме практически повторяетфилогенез(возникновение и развитие всего живого, в том числе человека). Наверное, именно поэтому в филогенезе можно также выделить 2 основных этапа развития мировоззрения:
Схема 5. Этапы развития мировоззрения[6]
Как видно из данной схемы, каждому из этапов постижения мира присущи определенные формы мировоззрения. Рассмотрим каждую из них более подробно.
Таблица 2
Формы мировоззрения[7]
№
Форма мировоззрения
Характеристика формы
Повседневность
(бытовая форма)
Бытовая форма мировоззрения является наиболее распространенной и доступной каждому человеку. Она заключается в опоре на его собственный опыт и опыт родителей. Бытовой подход к познанию мира дает элементарные сведения о природе, о самих людях, их условиях жизни, общении, социальных связях и т.д., но полученные на этой базе знания носят хаотический, разрозненный характер, представляя собой набор сведений. С другой стороны, значимость житейского знания в качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смысл оказывается нередко тоньше и проницательнее, чем ум ученого или философа. Основанное на здравом смысле и обыденном сознании, такое знание является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей и их взаимоотношений между собой.
Продолжение таблицы 2
Мифология
Мифология является древнейшей формой мировоззрения и жизненной ориентации человека. В мифе человек не выделяет себя из окружающего мира природы, поэтому последний вряд ли отражается в нем, как нечто особенное. Предметом отражения является сама первобытная община, а основная функция мифологического сознания имеет не познавательный, а практический характер и состоит в конституировании человеческой общности, регуляции отношений между людьми. Миф необходим для мобилизации сил коллектива, для его сплоченности, от которой зависит степень выживаемости последнего. В этой связи главная мифологическая установка заключается в максимальном подчинении жизни индивида интересам сплочения. О практическом руководстве первобытных верований и поведения, осуществляемом в мифах, свидетельствует и тот факт, что их самой древней формой являются мифы-плачи, мифы-выкрики, мифы-приказания
Религия
Религиозная форма мировоззрения заключается в построении картины мира на основе веры в существование сверхъестественной силы, которой так или иначе объясняется всё происходящее в мире. Границу между нею и мифологическим сознанием определить достаточно трудно. Не случайно немецкий философ Георг Гегель (1770-1831) в «Философии религии» называет мифологию «непосредственной религией». Имея общие черты (наряду с ритуалом, миф является составной частью религиозного культа, выступая в виде культового текста), у мифологии и религии, есть и различия:
1) если миф явился на определенном этапе развития общества универсальной и единственной формой общественного сознания, то религия возникла на основе образования специализированных груш священнослужителей (жрецов), занимающихся производством религиозной идеологи профессионально;
2) если миф регулирует отношения между индивидами в первобытной общине посредством запретов и регламентации, то религия воздействует на их духовный мир опосредованно с помощью религиозной веры, которая определяет всё человеческое мировоззрение и центрирует его;
3) если в мифологии мир един, то в религии он расщепляется, удваивается: возникает священный мир (сакральный) и мирской (профанический), а также естественный и сверхъестественный;
4) если мифологический бог — это, как правило, основатель рода тотем, который не сразу становится человекоподобным), то в религии Бог антропоморфен;
Окончание таблицы 2
5) если мифологические боги не знают морали, не знают иного закона, кроме закона «своей природы», то Бог религии, как правлю, имеет нравственную окраску.
Искусство
(художественная форма)
Художественная форма мировоззрения заключается в построении картины мира на основе саморефлексии, пропускании реальности через собственную душу, и построении на основе этого целостных художественных образов; в основе художественного, мифологического, религиозного и бытового подходов к познанию лежит стремление к ликвидации неопределенности за счет построения непротиворечивой — на уровне самого субъекта — картины мира, зачастую в ущерб истине.
Наука
Научная форма мировоззрения принципиально отличается тем, что строит модель реальности, максимально приближенную к истине, даже если абсолютная истина недостижима. В отличие от других областей человеческого познания наука отличается прежде всего своей целью, которая заключается в ориентации на постижение истинного знания, в стремлении достижения истины в определенной сфере жизнедеятельности.
Философия
Специфика философского мировоззрения заключается в том, что оно интегрирует наиболее существенные результаты исследований других наук (а также искусств, религий, повседневности и др.) и, синтезируя их, создает наиболее общее и целостное представление о том или ином объекте или предмете. О чем бы ни рассуждал философ, его мысли и идеи, как правило, касаются самого общего, самого существенного, самого глубокого, ценного и важного. То есть философское знание носит предельно общий, теоретический характер. Оно содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук, но в то же время является во многом субъективным, поскольку несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов. Не случайно говорят: каков человек, такова и его философия
Таким образом, философия является теоретическим ядром мировоззрения. А особенность философского мировоззрения заключается в том, что в нем объединяются научно-теоретический и духовно-практический способы человеческой жизнедеятельности. После мифологии и религии философия в истории человечества явилась третьей, наиболее сложной, интегральной формой мировоззрения, отличающейся рациональностью, системностью, логичностью и теоретической оформленностью.