Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
ТЕМА 4. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ1. Семья как социальный институт. 2. Семья как малая социальная группа. Семья и здоровье.
4.1. Семья как социальный институт Семья является самым древним социальным институтом. Она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Непреходящая социальная ценность семьи обусловлена тем, что она связана с производством и воспроизводством, воспитанием детей, передачей им трудовых навыков, традиций, формированием индивидуального и общественного сознания. Сегодня семья как социальный институт переживает сложные времена. В семье находят отражение противоречия общественной жизни. Условия существования семьи зависят от ситуации в стране, состояния экономики, уровня развития социальной сферы, нравственной атмосферы общества. Но и семья существенно влияет на жизнь общества. Ей принадлежит решающая роль в воспроизводстве самого человека, продолжения человеческого рода, воспитания детей, физического и духовного развития личности. Сегодня в России около 40 миллионов семей со средним составом 3,2 человека, почти две трети семей однодетны. Но что же такое семья с точки зрения социологии? «Семья – общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» [53. C. 663]. Семья – это родительские и супружеские отношения, которые имеют не только моральную, но и правовую основу. Семья как социальный институт имеет общественную и государственную поддержку. Взаимодействуя со всеми сферами общественной жизни, семья изменяется и развивается под воздействием экономических отношений, морали и быта. Главным фактором институциализации семьи является брак. Исторические формы брака менялись, и сейчас они различаются. Первой исторической формой отношений между мужчиной и женщиной был промискуитет, или неупорядоченные половые отношения. На смену им пришел групповой брак, то есть отношения между несколькими мужчинами и женщинами; существует также полигамный брак – брак между одним или несколькими индивидами (многоженство называется полигамией, а многомужество – полиандрией). Наконец, цивилизованная форма брака – это моногамия. Исследования антропологов в середине XX века показали, что в мире моногамия преобладает в 40 культурах, полигамия – в 145, в двух культурах (Тибет и одно из племен Юж. Индии) сохранилась полиандрия [45. С. 399]. Современный брак – это достаточно сложный социальный институт, представляющий «совокупность социальных норм, санкционирующих отношения мужчин и женщин, а также систему их взаимных обязательств и прав, существенных для функционирования семьи и жизнедеятельности семейной группы» [26. С. 16]. К юридически закрепленным нормам относят вопросы владения имуществом, проблемы, связанные с расторжением брака, минимальным возрастом вступления в брак, вопросы материальной ответственности за несовершеннолетних детей и т.д. Остальные брачно-семейные отношения регулируются принятыми в данном обществе нормами морали. Это – добрачное поведение, возраст начала половой жизни, внебрачные половые отношения, отношения супругов и детей после развода и др. Социологические опросы показывают, что 85% населения уверены в том, что человек обязательно должен вступить в брак, 12% считают это необязательным. Что же касается моральной стороны вопроса, то сожительство без брака считают недопустимым только 22%, вполне допустимым – 34%, иногда допустимым – 34% [11. С. 291]. Семья как социальный институт характеризуется и рядом важнейших социальных функций, которые она выполняет. 1. Репродуктивная. Биологическое воспроизводство населения. 2. Воспитательная. Первичная социализация личности, передача всего культурного наследия общества. 3. Экономическая. Экономическая поддержка членов семьи, распределение семейного бюджета, «семейная экономика»; вся деятельность по поддержанию уровня жизни семьи. 4. Хозяйственно-бытовая. Поддержка жилища и уход за ним, уход за членами семьи, соблюдение гигиены питания, отдыха. 5. Регулятивная. Осуществление первичного социального контроля за поведением членов семьи, взаимная моральная ответственность. 6. Духовная. Интеллектуальное и культурное развитие членов семьи, их духовное взаимообогащение. 7. Статусная. Передача социального статуса, воспроизводство социальной структуры. 8. Досуговая. Совместная организация и проведение досуга, общение, реализация интересов членов семьи. 9. Эмоциональная. Эмоциональная стабилизация индивидов, семейная психотерапия. 10. Сексуальная. Удовлетворение сексуальных потребностей человека. В любом обществе семья выполняет эти функции. Как уже отмечалось, главная функция семьи – репродуктивная. Сегодня в мире происходит демографический взрыв. На Земле проживает более 5,5 млрд. человек. Ежегодный прирост населения в мире – 100 млн. человек. С 1800 по 2000 год население земного шара выросло в 5 раз. Есть страны, население которых перевалило за миллиард, как в Китае, или приближается к нему – Индия. В то же время, в развитых странах идет резкое сокращение рождаемости. Как известно, это касается и России, в которой действуют две противоречивые тенденции – огромное количество беременностей и абортов (130-140 абортов на 100 рождений) и резкое сокращение рождаемости. С 1991 года суммарный коэффициент рождаемости (СКР) для всего населения России опустился до самого низкого за послевоенный период уровня и продолжал снижаться. Численное замещение родителей детьми осуществляется сегодня только в трех регионах России - Дагестане, Тыве, Ингушетии [20. C. 40]. Только за десятилетие (1994-2004 гг.) население России сократилось на 9,0 млн. человек. Демографы отмечают, что в 2004 году число умерших превысило число родившихся в целом по стране в 1,7 раза, а в 27 регионах он превысил 2-3 раза [12. С. 146]. В современной экономической и социокультурной ситуации существенно изменилось отношение к детям. В шкале ценностей молодой семьи дети занимают далеко не первое место (после хорошей работы, зарплаты, жилья и др.). Хотели бы иметь детей сразу же после женитьбы только 3-5% молодых пар. Что касается воспитательной функции семьи, то она в современных условиях также не выполняется в полной мере. Сокращается не только количество детей, но и уменьшается роль родителей в их воспитании. Достаточно привести некоторые цифры: 20% семей сегодня неполные; 19,6% детей рождены вне брака; у 4% родившихся – несовершеннолетние мамы. [16. С.72]. Все это приводит к тому, что сокращается не только количество детей в семьях, но и родителей, как ни странно это звучит. В среднем ребенок имеет сегодня 1,5 родителя, 0,8 мам, 0,7 пап, 0,4 других членов семьи. Наиболее остро проблема воспитания стоит, конечно, в неполных семьях. Так, по данным социологов, после развода часто видятся с отцом только 34% мальчиков и 19% девочек, а 23% не видятся совсем, остальные видятся редко. Среди тех детей, кто рожден вне брака, никто не видится со своим отцом. Но и в полных семьях из-за загруженности, занятости родителей детям уделяется очень мало внимания. Современные дети растут в условиях депривации (недостаток родительской любви и заботы). По данным пермских социологов, удовлетворены своими взаимоотношениями с родителями только половина из опрошенных детей, причем с возрастом удовлетворенность отношениями с родителями падает. Удовлетворены своими отношениями с папой и мамой только 61% детей до 13 лет, 50% 15-летних, 49% шестнадцатилетних подростков. В возрасте 16 лет каждый третий подросток отметил, что его отношения с родителями «так себе» [18. С. 91-92]. Семья является главным фактором первичной социализации личности. Именно в семье дети должны усваивать основные знания для исполнения ролей взрослых. Но сегодня только 34% детей хотели бы походить на своих родителей. В любом обществе семья играет и экономическую роль. В крестьянских семьях члены семьи являются одновременно и членами трудового коллектива, объединения. Сегодня мы это снова можем наблюдать в фермерских семьях. В городских семьях экономическая функция тоже сохраняется – это зарабатывание и трата денег, работа в саду, на даче, приработки – в том числе и несовершеннолетних членов семьи. Одним словом, пока семья будет принимать участие в производстве и распределении материальных благ, она будет выполнять экономическую функцию. Сегодня это особенно сложно, так как реальные доходы людей за последние годы сократились в 2-3 раза, а более 30% россиян живут за чертой бедности. Сегодня в России более 1 млн. семей безработных с несовершеннолетними детьми. Из них 10% матерей-одиночек, более 10% - многодетных семей. [43. С. 80]. Экономическая функция очень тесно связана с хозяйственной и бытовой. Сегодня в России уже нет очередей, ликвидирована талонная система распределения, полки магазинов заставлены великолепной бытовой техникой, но, к сожалению, далеко не каждая семья может ее приобрести. Сохраняется высокая степень занятости женщин в домашнем хозяйстве. Семья выполняет эмоциональную и сексуальную функции. Это пространство личной жизни человека, эти роли в семье очень велики. Так, по данным ВЦИОМ, основными мотивами вступления в брак сегодня являются: - желание в перспективе иметь детей – 56% - желание иметь рядом человека, который поймет тебя – 37% - чувствовать себя кому-то нужным – 37% - чтобы не быть одиноким – 26% - семья – это нравственный долг человека – 26% - желание иметь уютный дом, благоустроенный быт – 24% - не расставаться с любимым – 19% - иметь постоянного сексуального партнера – 7% - так поступают все – 7% В современной социологической литературе пока еще недостаточно раскрывается сексуальная роль семьи. В этой сфере можно выделить два момента – это упорядочивание сексуальных отношений и половое воспитание в семье. Многие исследователи отмечают отсутствие четкой системы оценок применительно к такой области, как правильное сексуальное воспитание. Сегодня носителями этих норм являются уже не государство, религия, культура, а отдельные социальные группы. В сфере сексуальной морали давно уже подверглись переоценке такие понятия, как долг, честь, верность, женское и мужское достоинство. По данным социологических исследований, 70% старшеклассников живут половой жизнью. Четверть пятнадцатилетних подростков лишены невинности, а в шестнадцать лет – уже половина. К 17 годам более 90% юношей и девушек имеют сексуальный опыт. Ранний сексуальный опыт приобретают, прежде всего, дети из социально запущенных или элитарных семей. Сегодня вопрос о половом воспитании стоит острее, чем когда-либо. Во-первых, сексуальная распущенность – это болезни. Каждый четвертый подросток является носителем инфекционной болезни, передающейся половым путем – от трихомоноза до сифилиса. Так, если в 1980 году сифилисом болело 10-11 человек на 10 тыс. населения, то в 1995 г. – 2 тыс. на 100 тыс. За 2009 г. в Перми выявлено 2358 случаев заболеваний сифилисом с впервые установленным диагнозом [37]. Заболеваемость у подростков сифилисом выросла за последние годы в 3 раза, другими заболеваниями – в 6,3 раза. В отношениях между полами в обществе не перестает действовать двойной стандарт. Юноши, выступая инициаторами ранних половых отношений, ни в коей мере не желают нести за это ответственность. Она, как правило, не женятся на девушках, которые щедро одаривают их «любовью», рано начиная половую жизнь. В глубине души они относятся к ним с презрением. Но проблема носит не только психологический характер. Сегодня проблема лечения любого заболевания – это еще и достаточно сложная экономическая проблема. Так, лечение сифилиса обходится в 1 тыс. рублей за курс. Забота о своем здоровье должна лечь на плечи семьи. В нынешних экономических условиях человек обречен на самолечение многих заболеваний. Деформации в половом воспитании приводят, к сожалению, и к антисоциальному поведению, к половой распущенности, росту насилия. Сегодня, как, впрочем, и во все времена, невозможно запретить внебрачные сексуальные отношения, но вполне возможно не допускать, чтобы они приобретали антисоциальный характер. По данным социологических исследований, не допускают сексуальных отношений вне брака только 3% молодых людей, в то время как: - пойдут на близость с любым партнером 7% - с любимым 53% считают, что - ранний секс – это проверка себя 16% - секс – это реальность, все так делают, и с этим необходимо считаться 25%. Сегодня на половое воспитание деформирующее влияние оказывают и средства массовой информации (пресса, видео, кино, огромное количество порнографических и полупорнографических изданий). Ситуация усугубляется и тем, что далеко не все родители могут найти нужный тон, необходимую информацию, достаточный уровень культуры, чтобы подготовить своих детей к этим сложным вопросам. Поэтому основным источником информации о сексуальной жизни для девушек, например, являются подруги – 56%, для 22-23% - это видеофильмы, родители и взрослые – для 8%, медики – для 4%, учителя – для 1%. В семье на сексуальное воспитание влияет, прежде всего, закрытость этой темы, боязнь непонимания, наказания, отсутствие культуры общения, как у родителей, так и у подростков. Родители часто насаждают у детей стереотипы вместо реального отношения к жизни: 1. негативные установки – воспитание в духе неприязни к противоположному полу, попытка любой ценой удержать от этих отношений, но запретный под, как известно, сладок; 2. воспитание в духе стереотипов – все юноши – обманщики, пьяницы и наркоманы, а все девушки развратницы и вешаются на шею, хотят, во что бы то ни стало на себе женить; 3. воспитание в духе полного аскетизма – однозначное отрицание половой жизни до какого-то времени, представления о сексуальной жизни молодежи как о чем-то «грязном», что кончается сифилисом, СПИДом, абортом и другими несчастьями; 4. потребительское воспитание – интуитивно используются внешние данные или другие достоинства своих детей для приобретения «выгодного» жениха или невесты, иногда прямо провоцируются ситуации, приводящие впоследствии к браку; 5. собственнические настроения – стремление во всех жизненных ситуациях принять решение за своего ребенка; 6. панические – ужас от происшедшего, формирование у молодого человека или девушки комплекса неполноценности из-за того, что с ним, возможно, произошло. Такая паника иногда доводит молодых людей до самоубийства. Главной же трудностью сексуального воспитания является процесс акселерации, несоответствие умственного, морального и физического созревания современных молодых людей. Если раньше переходный возраст определялся ювенологами в 14-15 лет, то сегодня девушки созревают к 12-13 годам, а юноши – к 13-14. Это необходимо учитывать как в педагогике, так и в медицине. Но совершенно недопустимо, чтобы в обществе усиливалась терпимость к добрачным половым связям, к более раннему началу половой жизни. Недопустимо и снижение границ дозволенного, запрещенного общечеловеческой моралью, так как все это приводит, в конечном счете, к нарушению репродуктивной функции уже в подростковом возрасте. По данным выборочных исследований, около 30-40% девушек 15-18-летнего возраста страдают заболеваниями, которые приводят к нарушению репродуктивной функции, а в возрасте 18-23 года таких уже 23%. Но, в то же время, необходимо оценивать ситуацию реалистически, нельзя впадать в две крайности – от «свободы секса» до утверждения о половой распущенности молодежи. Социологические данные показывают, что более половины молодых людей, вступающих в ранние сексуальные отношения, делают это, по их мнению, с любимым человеком, чтобы избежать одиночества, иметь близкого друга и т.д., а не просто из разврата. Следовательно, определенная роль отводится чувствам. Поэтому необходимо правильно воспитывать сами чувства.
Дата добавления: 2014-09-08; просмотров: 381; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |