Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Лекция 5. Социология личности

Читайте также:
  1. I. Социология как наука об обществе, её предмет и объект. Уровни социологического знания.
  2. XX съезд КПСС о культе личности Сталина: понятие, причины возникновения, последствия, меры по преодолению.
  3. АКУСТИКА ЗАЛОВ (лекция 3, 4)
  4. Акцентуации личности в психологии
  5. Билет 12. Понятие об эмоционально-волевой сфере личности.
  6. Билет 25. Самооценка и уровень притязания личности.
  7. Билет 5. Понятие о психических процессах, их структура и роль в психической деятельности личности.
  8. Билет 5. Понятие о психических процессах, их структура и роль в психической деятельности личности.
  9. Биологические и социальные условия развития личности. Теория двух факторов.
  10. Блок 3.10. Лекция 17. Управление в области безопасности

 

1. Понятия "человек", "индивид", "личность", их взаимосвязь.

2. Личность в системе социальных связей: социальные функции и статус.

3. Социальные роли как механизм взаимодействия личности и общества.

 

1.

Человек, отдельно взятая личность, является элементом любой социальной системы. Именно отдельный человек представляет собой тот начальный "кирпичик", из которого строится здание общественного устройства, поэтому социология начинает изучение общества с личности.

"Личность", "человек", "индивид" - часто эти термины употребляются как равнозначные, хотя их содержание различно.

Так, понятие человек характеризует всеобщие, присущие всем людям качества и способности, подчеркивая принадлежность каждого из тех, кого называют человеком, к той особой исторически развивающейся общности, которую называют человечеством. Однако оно существует через жизнь и деятельность отдельных, конкретных людей – индивидов.

Индивид – единичный человек как биосоциальное существо, отдельный, обособленный член социальной общности (народа, общества, класса, социальной группы).

Подходы к пониманию личности очень разные. Большинство социологических концепций основывается на том, что личность – явление чисто социаль-ное, связанное с существованием данного общества, и в ней проявляются конкретно-исторические моменты:

- во-первых, личность тем значительнее, чем больше в ее жизнедеятельности представлено всеобщее, присущее всем людям;

- во-вторых, неповторимость, уникальность выражения меры социальности в каждом человеке, соотношение природного и социального рождает индивидуальность.

Исходя из этого, можно дать определение понятия "личность".

Личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

"Уложить" личность, как целостную социальную многомерность, в жесткие рамки логически строгих научных конструкций сложно – это явление слишком многообразно. Но всякая наука, в том числе социология, изучает типичное, повторяющееся, и научный анализ личности вследствие этого пренебрегает частностями, которые могут быть очень яркими.

Мера социального в человеке не только выделяет его, но и одновременно делает его похожим в поведении, общении, образе мыслей на других людей. Понимание этой стороны социального дало возможность социологии выйти ещё на одну характеристику – социальный тип.

Социальный тип личности – это комплекс качеств, характеризующих её как члена данной конкретной социальной группы, общности. Воздействие социальных условий формирует способ мышления и поведения человека, создает определенный тип личности, различные условия в положении людей порождают целую систему типов сознания и поведения, систему типов личности. Типические особенности личности определяются объективным положением в обществе, например, принадлежностью к тому или иному сословию (например, в феодальном обществе принадлежность к сословию ремесленников-горожан и членство в цехе означало не только определённую профессиональную принадлежность, но и позицию по отношению к другим сословиям: определённую независимость по отношению к феодальному сословию и гораздо большая личная свобода, чем у крепостного крестьянина), классу, слою, этнической группе, про-фессии и т. п., а также духовно-нравственными качествами, отношениями и ориентациями.

 

2.

Поведение личности, её установки, предпочтения, эмоции и выборы определяются рядом факторов: условиями среды, положением в системе социальных связей и внутренним своеобразием личности, её духовного мира.

Как происходит влияние социальных связей, социальных институтов и общностей на поведение отдельного человека?

Связь и взаимодействие между людьми устанавливаются потому, что люди в процессе удовлетворения индивидуальных потребностей зависят в чем-то конкретном друг от друга. Когда устанавливается связь, например, между индивидами А и Б, то Б нужен А для решения каких-то его проблем, как и А нужен Б для решения каких-то его задач.

Каждый человек исполняет определенные социальные функции, как своеобразное поручение на выполнение занятий в данном социальном взаимодействии: врач лечит, педагог преподает, шофер водит автомобиль и т.д.

Употребляя термин "функция" (независимо от того, касается ли это отдельного индивида, группы людей или социальных институтов), следует иметь в виду, что в социологии о функциях судят не по тому, какой смысл человек сам вкладывает в свою деятельность, а по тому, какие последствия для других, для общества в целом эти действия имеют. Если человек не выполняет свою функцию, то мы имеем дело с дисфункцией (любой случай неправильного выполнения человеком его обязанностей).

Каждый человек, выполняя свои многообразные функции, становится нужным другим людям. Функциональная дифференциация и зависимость партнёров в процессе социального взаимодействия являются одним из важнейших условий устойчивой интегрированности общества как целого.

Для выполнения конкретных функций в ходе социального взаимодействия на человека налагаются функциональные обязанности, и одновременно он наделяется определенными правами, что является своеобразной формой "вознаграждения", лежащей в основе социальных связей. Наиболее значимые обязанности и права возникают в рамках социальных институтов как регулируемых, устойчивых самовозобновляемых социальных взаимодействий. В этом случае обязательства и права достаточно четко регламентированы, а выполнение человеком его обязанностей контролируется.

Функции индивида и вытекающие из них обязательства и права по отношению к другим участникам социального взаимодействия определяют социальный статус человека. В статусе фиксируется тот набор конкретных действий, которые должен выполнять человек в данном социальном институте, и тех условий, которые должны быть ему предоставлены для осуществления его деятельности. Можно дать следующее определение:

Социальный статус - интегративный показатель положения социальной группы и её представителей в обществе, в системе социальных связей и отношений.

Каждый человек включен в множество социальных связей, социальных институтов, взаимодействует с другими людьми по различным поводам, выполняет каждый раз различные функции. Это свойство любого индивида вне зависимости от возраста. Например, любой мальчишка имеет статус ребёнка с определёнными правами и обязанностями по отношению к родителям, статус ученика – по отношению к учителю, товарища по классу, члена неформальной группы друзей.

Особую роль играют генеральные (всеобщие) статусы. Первый из них – статус человека, его права и обязанности. Другой генеральный статус – статус члена данного общества, государства (гражданина). Генеральные статусы являются фундаментом статусной позиции личности.

Статус можно обрести от рождения, например, национальность, социальное происхождение, место рождения. Подобные статусы называются предписанными. Другие статусы мы приобретаем, достигаем – статус инженера, музыканта, мужа (жены) и т.д. – то есть статусы достигнутые,илиприобретённые.

Статусы также могут быть формализованными или неформализованными, в зависимости от того, в рамках формализованных или неформализованных социальных институтов и социальных взаимодействий выполняется функция – например, статус лидера компании близких друзей и статус директора завода.

Статусы неравнозначны, они находятся в определенной иерархии по степени важности социального института, в рамках которого сформирован этот статус. Иерархия статусов может меняться, поэтому следует выделять:

а) общую иерархию статусов данной личности, которая срабатывает в большинстве случаев, в решающих жизненных сферах, и

б) специфическую, проявляющуюся в особых условиях.

Например, основная общая иерархия статусов в качестве главных всегда будет выделять статусы, связанные с имущественным положением, профессией, этническими признаками и т.д. В то же время, в условиях круга друзей все эти статусы будут малозначительными, здесь будет важнее лидерство.

Выделение главного статуса достаточно сложно, но важно, так как именно он определяет и, что не менее важно, самоопределяет человека социально. Причем не всегда тот статус, который как главный выделяет общество в данном человеке, совпадает с тем статусом, какой выделяет в себе как главный сама личность. Так, предприниматель может надеяться, что главное в его социальной характеристике - это его высокий уровень доходов, деловая хватка и удачливость, но в общественном мнении, среди "значимых для него других" (родственников, друзей) решающее значение может приобрести какой-то другой набор качеств.

Когда мы говорим о ранжировании статусов, то есть расположении статусов на "лестнице" их важности, привлекательности для людей, мы имеем в виду социальный престиж функций, закрепленных за данным статусом.

Престиж представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закреплённую в культуре, в общественном мнении.

Престиж формируется под влиянием двух факторов: 1) реальной значимости тех или иных функций для развития общества и 2) системы ценностей, учитываемой в данной культуре при оценке социальных функций. Эти два фактора, тесно взаимодействуя, в то же время достаточно независимы. Нередко значимость определенных функций на данный момент может быть завышенной, не соответствовать социальной целесообразности. Общество, в котором существует необоснованная престижность одних статусов и заниженность других, неспособно обеспечить своё нормальное функционирование. Наличие необоснованно высокого престижа статуса означает, что люди, выполняющие его, вознаграждаются системой социальных связей щедрее, чем платят ей.

Социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, планов, энергии членов общества, в особенности молодежи. Престижная профессия, род занятий действуют как своеобразный магнит: в зоне влияния престижного статуса сосредоточиваются наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества.

 

3.

Зная социальный статус конкретного человека, его социальные функции, мы ожидаем от него, что он будет осуществлять тот типичный набор действий, обладать тем типичным набором качеств, которые, как нам представляется, необходимы для выполнения этих функций, той роли, которую, как мы считаем, он выполняет.

Социальная роль – это ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек.

Если статус – это сами функции, права и обязанности, то социальная роль – ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе.

Как видно, социальная роль – достаточно полная (но не всеобъемлющая) поведенческая характеристика, в том числе и личностных черт. Например, статус преподавателя вуза – это вполне определённые права и обязанности, большинство которых зафиксированы юридически. Социальная роль преподавателя включает в себя то, как он должен вести себя со студентами, коллегами, уровень общей культуры и т.д., то есть это ожидание логически, внутренне связанных друг с другом поступков, черт личности, норма поведения личности определённого статуса.

Социальная роль представляет собой образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей данного статуса в данном обществе.

Вместе с тем, в ролевых ожиданиях содержится именно столько качеств, делается акцент именно на тех чертах, которые гарантируют выполнение данных социальных функций. Широта закрепленных за статусом ролевых ожиданий – признак чрезмерной унификации людей, требующихся для этого статуса, для данного общества. Следует иметь в виду, что в зависимости от функции, к которой привязана социальная роль, акцент может делаться в одном случае на одних социальных качествах, в другом случае - на других.

Выше уже упоминалось, что роль дает достаточно полное, но не всеохватывающее описание черт личности, роль более узка, чем статус, к которому она привязана. Каждый статус "обслуживается" множеством ролей.

Роберт Мертон назвал совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, ролевым набором. И если мы уже отмечали, что человек обладает сразу несколькими статусами, то ролей, которые он исполняет, бесконечное множество. Ролевой набор, как правило, включает формальные и неформальные роли, завязанные на соответствующий статус. Попытка систематизации социальных ролей была предпринята Т. Парсонсом и его коллегами. Они считают, что любая роль может быть описана с помощью следующих основных характеристик: а) эмоциональность, б) способ получения, в) масштаб, г) формализация, д) мотивация.

 

Вопросы для повторения: 1. В чём сущность понятий "индивид" и "личность"? 2.Что такое социальный статус личности? Каких видов они бывают? 3.Что такое престиж статуса и как он формируется? 4.Почему социологи говорят, что социальная роль – это деиндивидуализированные нормы поведения личности?

 

Литература

 

Дизель П., Раньян У. Поведение человека в организации. М.: Фонд "За экономическую грамотность", 1993. С. 13-46.

Комарова Э.И. Личность как субъект и объект социального развития // Социально-политические науки.1992. N4-5. С. 24-32.

Кон И.С. Открытие "Я". М.: Политиздат, 1978. 367 с.

Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984. 336 с.

Личность //Основы социологии: Курс лекций. Ч.II. Ответ. ред. А.Г. Эфендиев. М.: Знание, 1994. С. 3-46.

Личность как субъект и объект общественных отношений // Радугин А.А., Радугин А.К. Социология: Курс лекций. Воронеж: Воронеж. арх.-строит. акад., 1994. С. 78-87.

Основные проблемы социологии личности // Социология: Наука об обществе. Учебное пособие. - Харьков: Институт востоковедения и международных отношений, 1996. С. 348-357.

Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. С. 72-78.

Социология личности // Социология: Курс лекций. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1994. С. 76-95.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности // Социологические исследования.1992. N7. С. 126-134.

Ядов В.А. Социологический подход к изучению личности // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. 503 с.

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Лекция 3. Общество как система | Лекция 6. Мотивация трудовой деятельности человека

Дата добавления: 2014-03-08; просмотров: 626; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.