Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Лекция №8. Социология девиантного поведения1. Понятия социальной нормы, девиантного поведения и критерий определения девиантного поведения. 2. Теория девиации и социальный контроль. 1. Понятия социальной нормы в социологию пришло и теории права. Социальная норма — это устойчивое правило поведения, которое устанавливается обществом и регламентирует определенный вид общественных отношений. Социальные норма классифицируются по следующим основаниям: 1) В зависимости от степени обязательности (предписывающие или рекомендательные - дают возможность совершать определенные действия, обязывающие — устанавливают определенный нормы обязывающие их делать, запрещающие — содержать виды поведения, которые общество не допускает или ограничивает от общества) 2) В зависимости от сферы регулирования общественных отношений: Нормы обычая — устоявшаяся традиционные правила совершения определенных видов деятельности. Моральные нормы — нормы регулирующие общественные отношения на основе представлений о добре и зле. Религиозные нормы — нормы регулирующие общественные отношения на основе представлений о праведном и греховном. Корпоративные нормы — нормы регламентированные поведение внутри определенных социальных организаций, регулирующие отношения и социальные связи внутри них. Правовые нормы — нормы установленные органами государственной власти имеющие силу закона, регламентирующие широкий спектр общественных отношений и связанные с карательной и принудительной силой государственных органов. Девиация или девиантное поведение — естественное состояние любой социальной системы . Девиантное поведение возникает в условиях и стремлении общества регламентировать и формализовать общественные отношение. В социологии девиантное поведение понимается в широком и узком смысле. В широком смысле девиация — это любое отклонение от социальных норм. Такое понимание девиации включает в себя широкий спектр нарушений от невинного опоздания на занятия до совершения преступления против личности(убийства). В узком смысле выделяют 3 варианта отклоняющегося поведения: 1. Девиантное поведение — это отклонение от моральных этических норм не связанное с нарушением норм административного и уголовного законодательства. 2. Делинквентное поведение — это поведение нарушающее нормы административного права совершение мелких правонарушений. Так же принято считать преступную деятельность подростков. 3. Криминальное или преступное поведение — это совершение деяний, которое представляет собой большую общественную опасность, наносят обществу серьезный вред и запрещаются уголовным законодательствам под угрозой привлечение к ответственности и наказания. Критерий поведения как девиантного: 1. Девиация это всегда нарушение определенной социальной. Если поведение является отклоняющимся(нетрадиционным, своеобразным), но нарушение нормы нет, мы не может его считать девиантным. 2. В отдельных случаях поступок становиться девиантным только при условии наступления общественно опасных последствий. (объяснить самим) 3. Необходимо учитывать особенности личности субъекта совершающего деяния: существуют отдельные типы девиации, для которых определенный субъект обязателен.(пример самим). 4. На квалификацию поступка как девиантного может оказывать влияние обстановка совершения поступка(одно и то же деяние в разных обстановках воспринимается как девиантное). 5. При характеристике отдельных типов поведения как девиантных следует учитывать такую характеристику как общественное суждение. При характеристике поведения человека не существует единого 100% критерия определения поведения как девиантного или социально нормального., необходимо учитывать комплекс факторов. Виды девиаций: 1. Позитивные отклоняется, но со знаком «+» источник подражания общества, героизм, гениальность, совершения подвига. 2. Негативные поведение однозначно воспринимаются как нарушение норм, влекущие формальную ответственность и вызывающие стойкое общественное суждение и прорицание. 3. Нейтральные — формально нарушающие определенные социальные нормы, но ввиду общепринятости распространенности не воспринимаются обществом как социально опасное, и не вызывает общественного суждения.(Пример сами) Теория девиации, теория объясняющие девиантное поведение. 1. Теории физических типов итальянский врач в 19 в Лобмрозо. Возникновение девиантного поведения связывается с определенным строением лица и тела(преимущественно лица). Определенные физические черты формируют определенный тип девиантного поведения. К совершению насильственных преступлений, склонен следующий тип личности: Он обладает следующим строением лица: тяжелая, широка челюсть, широкий приплюснутый нос, маленькие близко посаженные глаза, обильное оволосение частей тела, маленькие плотно прижатые уши, нависающие надбровные дуги, покатый лоб.(Можно описать Валуева) 2. Теория Шелбдона: выделяет 3 типа телосложения: 1) Эндоморф человек склонен к полноте 2) Эктоморф человек склонен к худобе 3) Мезоморф — крепкие физические развитые люди К совершению девиатных поступков более склонны мезоморфы. Психоаналитическая теория девиации. Автор Фрейд. Девиацией является результатом неконтролируемого инстинктивного поведения личности. Индивид совершающие девиантные поступки, совершает их подчиняясь требования «оно». Он оказывается не способен контролировать свои естественные желания и инстинкты. Социологические теории девиации. 1. Теория аномии Эмиля Дюргейма. Аномия — «процесс рассогласованности ценностного мира»: кризисное проблемное состояние общества, когда имеет место противоречие социальных норм: в условиях кризиса индвид теряет нормативные источники ориентиры поведения. Старые социальные нормы утрачивают свое влияние, а новые нормы не успевают завоевать достаточный авторитет. Индивид оказывается девиантом либо ориентируясь на старые нормы, либо выступая с новыми вариантами социального поведения. 2. Теория аномии Роберта Мертона. Аномия — это состояние нормативного разрыва между социально одобряемыми целями и средствами их достижения. Мертон выделяет следующие типы поведения: 1) Конформизм — социально одобряемые цели, достигаются при помощи институциональных средств. (считаются общепринятыми, студент готовится получил зачет) 2) Инновация — социально одобряемые цели достигаются при помощи не институциональных средств. (приходим на зачет, пытаемся списать. Наркоторговец) 3) Ритуализм — индивид утрачивает социально одобряемые цели, либо не осознает их, но продолжает совершать действия относящиеся к институциональным средствам( Студент приходит, но не готовится) 4) Ретреатизм( уход от реальности) — индивид утрачивает как средства так и цели. (Человек не способен принимать какие то решения) студент не ходит вообще на пары. 5) Бунт — Индивид стремится не просто выйти за пределы нормативной структуры, но сформировать новый вариант достижения определенных цедлей. Либо новую социальную цель.(Избить преподавателя, что бы получить зачет). 3. Теория стигмации или наклеивания ярлыков, автор Ковар Бекер. Стигмация — процесс навешивания ярлыков на социально незащищенные группы, группами обладающими властью. Стигмация бывает первичной и вторичной. Первичная — индивид совершает определенный поступок и получает клеймо( клеймо негативная социальная характеристика выступающая основой идентификации индивида. Вторичная — заклейменный индивид начинает вести себя в соответствии с тем клеймом которое получил. Стигмация бывает реальной и мнимой. Реальная — совершает поступки, общество клеймит. Мнимая — человек не совершал(или однократно) и его клеймят(бывший заключенный).
Лекция №9. Социология медицины. 1. Предмет, объект социологии медицины. 2. Медицина как социальный институт, социальные роли врача и пациента, модели взаимодействия врач - пациент. Первое упоминание термина социология медицины относится к концу 19 века. Социология медицины рассматривается как отрасль социологии, изучающая социальные проблемы связанные со здоровьем, болезням, медицинским обслуживанием, с ролью здоровья в социальном развитии и функционировании общества. Причинами развития социологии медицины явились: 1. Эволюции медицины в сторону социальности: медицины приобретает несвойственный ей раннее социальные функции. На ряду с лечением заболеваний врачи дают рекомендации по занятию спортом, правильному питанию. Здравоохранение берет на себя функции социального контроля медиколизируя обыденное сознание и способствуя экспансии работы медика.(врач приобретает абсолютный авторитет а правильности лечения) 2. Ускорение социально-экономического развития, изменение социальной природной обстановки функционирования человека поставило вопрос о социальной обусловленности отдельных видов заболевания. 3. Кризисные явления оказывавшие влияния на медицину поставили вопрос и необходимости объяснения социальных причин кризиса. 4. Необходимость социологического осмысления роли и места охраны здоровья в жизни общества, использование социологических методов исследования в здравоохранении. 5. Изменение демографических процессов и структуры заболеваемости. 6. Необходимость использования социологических методов для изучения и лечения заболеваний и их последствий. Объект социологии медицины — медицина как сфера общественной жизни Предметом социологии медицины: существуют несколько подходов изучения: 1. Первый подход отождествляет предмет и понятия здоровья. Здоровье это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Существенными условиями здоровья являются: 1) Способность гармонической жизни в постоянно-изменяющемся окружении. 2) Способность достигать определенных социально-значимых целей. 3) Отсутствие болезней и инвалидности. 2. Изучение медицины как социального института: изучается медицина как социальная система, изучение концепций развития медицины и здравоохранения, изучение культурно-исторических типов медицины и здравоохранения, социология организации здравоохранения, изучение медицинского образования и так далее. 3. Социология медицины изучает медицину как особую социальную систему. В рамках данного подхода изучается: взаимодействие медицины с другими социальными институтами, взаимовлияние медицины и экономической сферы жизнедеятельности общества, влияния общества на развитие медицины, изучение влияние глобальных процессов на медицину. Задачи социологии медицины: 1. Расширение социологического кругозора при подготовке специалистов медиков. 2. Систематизация совершенствования методологии и планирование медико-социальных исследований. 3. Реализация государственных программ по оценке результатов экономических и социальных преобразований и реформирование здравоохранения. 4. Использование результатов медико-социальных исследований в планировании развития система здравоохранения. 5. Использование результатов исследования для гармонизации интересов субъектов и участников ОМС и для оценки качества жизни и системы охраны здоровья. Медицина как социальный институт. Трансформация социальных ценностей в отношении здоровья в обществе происходила постоянно. Медицина как социальных институт начинает складываться в 16-17ых века Западной Европы. До16-17 вв медицинские функции осуществлялись в рамках института религии. Институт медицины возникает в условиях заинтересованности государства физического здоровья своих граждан. Понятие общественного здоровья возникает в условиях искоренения патологий тела общества. Первоначально медицина полагалась преимущественно на народные средства, передаваемые из поколения в поколение методы лечения и техники врачевателей. Здоровье оказывалось частным делом, а не общественной заботой. В условиях индустриализации население начинает рассматриваться как важный общественный ресурс контроль и управление которым является частью повышения национальной мощи и благосостояния. Начинается формирование институтов отвечающих за сохранение человеческого ресурса. Одним из таких институтов является институт медицины. Одним из важных аспектов формирующейся системы становится контроль объективных данных: уровень рождаемости, уровень смертности, средний возраст вступления в брак, продолжительность жизни и так далее. Формирующийся институт медицины выполнял важные социальные функции: оказание медицинской помощи, лечение заболеваний, контроль рождаемости(ограничение или поощрение воспроизводства и роста населения). Идея общественного здравоохранения формировалась в условиях ограничения рождаемости и признания ответственности государства за здоровье своих граждан. Начинаются строительство систем водоснабжения и канализаций, появляется система контроля за качество продуктов питания и воды, возникает ряд учреждений контролирующих социально-гигиенические особенности функционирования населения: больницы, поликлиники. Социальная роль врача. С момента своего возникновения статус врача имел определенные особенности и его положение воспринималось как элитное или божественно избранное. Врач наделяется такими характеристиками как стремление оказывать помощь, ориентация на заботу, готовность поступится личными интересами во имя интересов пациента. Современная этическая системы и нравственные нормы и принципы личности врача сформировались под влиянием модели Гиппократа и его принципы «не навреди», логики Парацельса и его идеи «делай добро», а так же дионтологической этике. Современный врач зачастую наделяется некими уникальными качествами и свойствами, которые могут ему мешать выполнять свои функции профессионально. Существует система мифов, связанных с личностью врача, его качествами и квалификации. Врач осматривается как лишенный материальных интересов, врач лично заинтересован в здоровье пациента. Врач несет косвенную ответственность за не эффективность лечения, дороговизну лекарственных препаратов, плохой организации работы и недостаточного финансирования больниц. Врач виноват в том, что лекарства, которые он прописал не эффективны. Таким образом личность современного Российского врача сталкивается с двумя противостоящими тенденциями: Высокие социальные требования, необходимость качественного оказания медицинской помощи и требования высокого уровня профессиональной подготовки сталкиваются с проблемами низкого уровня материально-технической оснащенности больниц, минимальным временем, выделяемым для приема одного пациента, и не высокой заработанной платы. Эти противоречие является следствием постепенной трансформации системы из бюджетной в коммерческую. Модели взаимодействия врач-пациент: существуют следующие модели медицины и модели отношения между врачом и пациентом: 1. Биомедицинская модель: характерно признание болезни как определенного сбоя произошедшего внутри человеческого тела. Это сбой отклоняет тело от нормального состояния. Что бы сохранить тело здоровым необходимости изолировать и вылечить причину болезни. Тело и разум рассматриваются по отдельности. Пациент это больное тело. Врача интересуется лечение болезни, а не благополучие личности. Пациента необходимо лечить изолированно. То есть только тело, не учитывая других факторов. Врач специалист должен проводить осмотр профессионально, объективно и беспристрастно. Информация о пациенте должна собираться в клинических терминах и хранится в официальной карте больного. Единственный эксперт в лечении болезни — это квалифицированные медицинские специалисты. То есть они прошли специальное обучение, придерживаются определенных этических норм и имеют лицензию. Единственное место где возможно лечения заболевания это больница, в которой используется медицинская техника. Врач в биомедицинской модели рассматривается как механизм, объективно выполняющий определённые функции. В принятие решений врач не связан морально-этическими ограничениями. В современных условиях биомедицинская модель подвергается критике: 1)Некоторые ученые считают что эффективность современной научной медицины преувеличены. Повышение продолжительности жизни, изменение структуры заболеваемости в значительной степени связано с общими социальными улучшениями и изменениями социальной среды. Эффективная профилактика, улучшенное питание и гигиена — показали существенное влияние на снижение смертности. В рамках данной модели врач «подавляет» пациента и лишает его возможности опираться на собственный разум и знания. 2) В рамках биомедицинской модели происходит игнорирование опыта и мнение пациентов которые она лечит. Врач ориентируется на объективными причины и методы лечения болезней. Вместе с тем игнорирования опыта пациента, как считают критики, затрудняют лечение и мешают диагностирования заболевания. Научная медицина ставит себя выше любой альтернативной формы медицины или врачевания. Вместе с тем с обменом общества растет популярность альтернативных форм лечения. Медики сосредотачивают в своих руках невероятную социальную власть. Являясь орбитами научности и ненаучности лечения они медиколизируют определенные стороны общественной жизни: медикализация беременности, детской активности, депрессии и так далее. 2. Сакральная модель.: в рамках данной модели врач ориентирован на оказание помощи и заботу о пациенте. Врач наделяется преимущественно моральными и этическими характеристиками. Функциональные обязанности отходят на второй план. Врач должен причинять пользу и не наносит вреда. Врач должен защищать личную свободу пациента. В вопросе выбора между личной свободе врача и пациента, врач делает выбор в пользу пациента. Врач должен защищать и охранять человеческое достоинство. Он должен говорить правду и исполнять обещания. Врач должен защищать права и свободы пациента и восстанавливать социальную справедливость. Врач несет личную ответственность за состояние здоровья пациента, оказывает комплексную помощь и отношения врач-пациент — это отношение портеналиские, то есть врач скорее заботиться, нежели лечит. Данная модель обладает определенными достоинствами и недостатками. 1) Достоинства: Врач оказывает комплексную медицинскую помощь, «ведет» пациента длительное время, оказывает ему помощь ориентируясь на его желние и стремление. Врач имеет возможность всесторонне оценивать состояние больного учитывая его возможное хронические заболевания, непереносимость препаратов и так далее. Врач защищает права пациента и его помощь высоко эффективна. 2) Недостатки: Это модель элитарна: комплексное оказание помощи возможно в условиях когда врач-пациент взаимодействуют долгое время. В индустриальных обществах данная модель не может быть массовой: врач может оказывает помощь одновременно лишь немногим. А следовательно часть людей останутся без медицинской помощи. Врач может оказывать помощь лишь по отдельным «несложным» заболеваниям. Обращение за специализированной помощью в рамках сакральной модели невозможна. Длительное взаимодействие врача и пациента формирует неформальные связи и мешает ему оказывать помощь объективно. Принцип восстановления прав и принцип социальной справедливости приходит в противоречие с принципом оказания помощи. В условиях дискриминации данная модель предполагает оказание помощи прежде всего тем, кто подвергся дискриминации и их здоровье должно быть восстановлено в первую очередь. Труд врача оплачивается пациентом и не все могут себе позволить медицинскую помощь. 3. Модель коллегиального типа(пратская модель): отношение врач-пациент это отношение двух коллег стремящиеся к общей целей(ликвидация болезни и защита здоровья пациента). Врач это друг больного. Врач-пациент совместно принимают решение выбирают способы и методы лечения, договариваются о вариантах оплаты труда врача. Врач и пациент обладают совместной заинтересованностью в результатах лечения, согласие пациента на проведения лечения или процедур обязательно. В рамках данной модели лечение обычно подразумевается как бесплатное. 1) Достоинства: учет реальных интересов пациента. Рассеяние ответственности: совместно принятое решение позволяет врачу перенести ответственность на пациента и дает ему возможность быть более свободным в выборе методик лечения. В рамах данной модели пациент оказывается прямо заинтересован в результатах лечения и соблюдает все «предписания» врача. 2) Недостатки: коллегиальное взаимодействие врач-пациент не позволяет врачу ставить диагноз объективно. Учет мнения пациента и его участие в постановке диагноза, лишают лечения научных эффективных объективно-признанных характеристик. Удовлетворенность пациента методикой и способами лечения оказывается выше, чем излечения пациента и восстановления здоровья. Формально-братские отношения лишают врача профессиональной мотивации и сводят лечения к обыденному социальному взаимодействию. (Собрались, поговорили, разошлись) Коллегиальная модель является идеальной, предпринимались попытки утвердить ее при построении социалистических обществ и сейчас она является лозунгом радикальных движений в защиту здоровья. 4. Контрактная модель(договорная): происходит разделение морального авторитета и ответственности, здесь сочетаются достоинства сакральной и технической модели. Врач не наделяется чрезмерной моральной ответственностью как в сакрально модели. Он учитывает объективность беспристрастного лечения. Кроме того данная модель позволяет избежать неконтролируемого равенства. Врач дает возможность пациенту, что за ним(пациентом) остается право значимого выбора по управлению своей жизнью и судьбой. В модели контрактного типа врач сохраняет за собой ответственность и при этом отношение врач-пациент строится на доверии. Современная модель врач-пациент связано с принципом информированного согласия. Информированное согласие — обязанность врача информировать пациент о: 1) характере и цели предполагаемого лечения. 2) риске связанным с этим лечением. 3) возможных альтернативах к данному способу лечения. Решение о способе лечения принимается следующим образом: врач предлагает пациенту несколько приемлемых вариантов лечения заболеваний, врач высказывает собственное мнение о том, какой способ будет наиболее эффективным и безопасным. Врач не оказывает давление на пациента, пациент принимает решения самостоятельно. Врач обязать упомянуть о возможных рисках связанных с лечением(врач говорит о характере риска, го серьезности, вероятности и внезапности его материализации). Субъективный стандарт то есть данные о риске должны быть приспособлены к интересам и индивидуальным особенностям пациента. 1) Достоинства: разделение деятельности и моральной ответственности(врач не лишается моральной ответственности, но ключевым оказывается лечение заболеваний. Врач оказывается способен принимать решения самостоятельно, при этом учитывая желания пациента. Пациент берет на себя ответственность за соблюдение предписаний врача. 2) Недостатки: модель нехарактерна для индустриальных обществ. Врач приобретает не свойственные ему менеджерские функции. Много времени уходит на согласование и выбор стратегии лечения, врач лишен возможности оказывать помощь пациенту без его согласия. Социальная роль больного. Парценс, Гиденс, Фрейдсен
Дата добавления: 2014-05-04; просмотров: 516; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |