Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Начало правления Владимира Святославича. Языческая реформа. Выбор вер. 980 – 987 ггНачало правления. Владимир, утвердился в Киеве в 980 г., или 11 июня 978. Сразу же перед ним встала проблема, как избавиться от варягов, помогавших ему, которые заявили князю: «Се град наш, мы прияхом и, да хочем имати окуп на них, по 2 гривне от человека», и рече им Володимер: «Пождете, даже вы куны сберуть, за месяць». И ждаша за месяць, и не дасть им, и реша варязи: «Сольстил еси нами, да покажи ны путь в Греки». Он же рече им: «Идете». Очевидно, Владимиру удалось прельстить варягов службой в Византии. В этом летописном рассказе отразились два события: предание об избавлении от варяжской дани и отправка варяжского войска в Византию в 986/987 гг. Владимир язычник. Владимир следовал языческой партии. Возможно, был нелюбим Ольгой, как сын ее рабыни, и Ольгой был воспитан Ярополком. Владимир явился гонителем христиан. Так, в 983 г. 12 июля были убиты два варяга, христианина, которых хотели принести в жертву. При археологическом исследовании капищ были обнаружены остатки плинфы – возможно были разрушены христианские храмы – то, что не успел сделать Святослав. Языческая реформа. Сразу же после утверждения на киевском столе Владимир преступил к «языческой реформе». Киевский пантеон. Перун – бог громовержец, его Владимир сделал главным богом, перед ним постоянно горел огонь. Хорс и Дажьбог – ипостаси солнечного божества, Стрибог – родоначальник ветров, ветры – стрибожьи внуки, Симаргл/Семаргл – спорно – либо божество, объединяющее всех богов пантеона (от *Sedmoro-golvъ – семиглав), либо иранский Симург – зооморфное существо – крылатый пес, либо вещая птица. Мокошь – во-первых, единственное женское божество данного пантеона, впоследствие продолжением ее культа станет Параскева Пятница – она либо богиня прядения, либо плодородия – Мать сыра земля, жена Перуна. Пантеон богов, предложенный Владимиром, вызывает большое количество вопросов. Непонятен принцип выбора, в пантеон не вошли такие боги, как Велес, Сварог, Род, Ладо, те, которые были выставлены, были малопочитаемы. Хорс и Симаргл – иранские божества. Неудача языческой реформы. Смысл реформы – консолидация восточнославянских племен под властью Киева. Государство IX – X вв – непрочное, рыхлое, каждому новому князю приходилось заново подчинять племена. Язычество – религия рода, племени. Своей реформой Владимир попытался приблизить славян к княжеской власти. Однако, язычество не приемлет упорядочения. Единого языческого бога быть не могло – свой, главный бог был в каждом очаге. Поэтому перед Владимиром уже вскоре встала задача поиска новой религии. Считается, что мученическая смерть двух варягов в 983 г. сыграла не последнюю роль. Славянское Язычество. Славянские языческие тексты до нашего времени не сохранились, если вообще когда-либо существовали. Как источник по славянскому язычеству – христианские тексты, обличающие язычество. Славянские божества могут быть разделены на несколько уровней по степени их актуальности для человека, по их функциям. Высшие божества – Перун и Велес – бог скота (денег), бог-покровитель торговли. Это божества, олицетворяющие военную и хозяйственно-природную функции. К высшим божествам, очевидно, относились Сварог – бог огня, Дажьбог, Ярила/Яровит. К более низкому уровню относились божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами: Род, Чур – первопредок, возможно Мокошь. К низшим божествам относятся разные классы неиндивидуализированной нечисти: домовые, лешии, русалки, водяные, кикиморы. Этапы развития язычества. Древнейший этап язычества – фетишизм, поклонение вещам: камни, деревья, отсюда священные рощи. Тотемизм – вера в происхождение человека от животных, племя начинает воспринимать какое-то животное своим прародителем. У славян, возможно, это был медведь, имя которого было табуировано и нам неизвестно. Отголосок этого – вера в оборотней. Полидемонизм – духи обособляются, отделяются от предметов. Демонические верования приближаются к теизму – вере в богов. Единого пантеона богов у славян не сложилось. Попытка создать такой пантеон, предпринятая Владимиром завершилась неудачей. Реликты язычества в христианстве. Введение христианства повлекло исчезновение язычества, но оно ушло не бесследно. Многие христианские святые стали ассоциироваться с языческими богами: Велес – св. Власий, Перун – св. Илья, Ярила – св. Георгий. Низшие божества остались. Языческая лексика стала употребляться и в христианстве: языческие слова бог, жертва, молитва, треба, крест. Государство к началу правления Владимира. В 970-ые гг. территория, подвластная киевскому князю составляла половину территории державы Олега и Игоря. Удел Ярополка – поляне и северяне, у Олега – древляне, у Владимира – Новгород. Ярополку на некоторое время удалось объединить уделы братьев под своей властью, но больше ничего Ярополк сделать не успел. Объединять восточных славян пришлось его сводному брату Владимиру. Независимыми к 980 г. были вятичи, радимичи, зап. хорваты, уличи, волыняне, был утерян контроль над Тмутараканью. Завоевание Червенских городов. В 981 г. Иде Володимер к ляхом и зая грады их, Перемышль, Червен и ины грады. Это были Червенские города, однако, Червенские города будут принадлежать Польше только в нач. XI в., даже Краков до 999 г. был под властью Чехии. Потерю их Русью можно связать с гибелью Олега – союзника чешских князей. Таким образом, Червенские города, принадлежали Чехии, хотя могли быть захвачены польским князем Мечиславом в конце 970-ых гг. Возможно, союзником Владимира в войне с Польшей за Червенские города был германский император Оттон II, война которого с Польшей была в 979 г., после того, как Болеслав изгнал из Польши Оду Саксонскую с ее сыновьями. Владимир, очевидно, вмешался, и его война за Червенские города была скоординирована с Германией. Начал складываться русско-саксонский союз (у власти в Германии была Саксонская династия), герцог Саксонии Бернхард женился в это время на некой русской. Таким образом, в 981 г. Владимиру удалось подчинить себе волынян, в земле которых был построен город Владимир Волынский. Покорение вятичей. Этим же 981 г. ПВЛ датирует подчинение вятичей, однако они уже в следующем, 982 г. восстали, Владимир совершил повторный поход, результатом которого было принуждение вятичей к дани, но окончательно покорить их не удалось – собственные племенные князья у вятичей были до конца XI в. Покорение радимичей и белых хорватов. В 983 г. были покорены ятвяги – литовское племя. В 984 г. после поражения на реке Пищане – радимичи. Воеводой Владимира согласно летописи был Волчий Хвост: Белые хорваты были покорены только в 992 г. Борьба за Волжский путь. Затем Владимир начал борьбу за возвращение контроля над путем из Варяг в Греки и Волжского пути, потерянного после переориентации политики Святослава на Дунайскую Болгарию. В 985 г, Волжская Булгария была побеждена, но Владимиру пришлось пойти на заключение мира, На самом деле Владимиру в этом случае пришлось бы воевать и с Хорезмом. Война здесь шла за контроль над финскими территориями: мурома, эрзя, мещера, меря, которые в это время колонизируются славянами. Этим же 985 г. Иаков Мних датирует поход Владимира на Хазарию. Как видно из дальнейшего поход был удачным – был возвращен контроль над Тмутараканью. Здесь в Крыму снова столкнулись интересы Руси и Византии. Выбор вер. Приход послов от разных религий. Теперь для консолидации вновь объединенного Русского государства необходим был монотеизм. Язычество сплотить восточнославянские племена под властью Киева не смогло. Необходимо было выбрать религию. ПВЛ приводит предание о выборе князем вер, которое долгое время считали полным вымыслом летописца: Под 986 г. в ПВЛ приведен рассказ о послах разных религий, которые приходили к князю Владимиру и рассказывали каждый о своей вере: придоша болъгары веры бохъмиче, глаголюще, яко «Ты князь еси мудр и смыслен, не веси закона; но веруй в закон нашь и поклонися Бохъмиту». И рече Володимеръ: «Како есть вера ваша?». Они же реша: «Веруем Богу, а Бохмит ны учить, глаголя: обрезати уды тайныя, и свинины не ясти, вина не пити, а по смерти же, рече, со женами похоть творити блудную. …и ина многа лесть, ея же не льзе псати срама ради. Володимер же слушаше их, бе бо сам любя жены и блуженье многое, …но се ему бе нелюбо: обрезанье удов и неяденьи мяс свиных, а о питьи отнудь, рька: «Руси есть веселье питье: не можем бес того быти». Потом же придоша немьци от Рима, глаголюще: «Придохомъ послании от папежа»; и реша ему: «Рекл ти тако папежь: „Земля твоя яко и земля наша, а вера ваша не яко вера наша; вера бо наша свет есть, кланяемся Богу, иже створилъ небо и землю, звезды, месяць и всяко дыханье, а бози ваши древо суть». Володимеръ же рече: «Кака заповедь ваша?». Они же реша: «Пощенье по силе; „аще кто пьеть или ясть, то все въ славу Божью"». Рече же Володимер немцем: «Идете опять, яко отци наши сего не прияли суть». Се слышавше жидове козарьстии придоша, рекуще: «Слышахом, яко приходиша болгаре и хрестеяне, учаще тя кождо вере своей. Хрестеяне бо верують, его же мы распяхом, а мы веруем единому Богу Аврамову, Исакову, Яковлю». И рече Володимер: «Что есть закон вашь?». Они же реша: «Обрезатися, свинины не ясти, ни заячины, суботу хранити». Он же рече: «То где есть земля ваша?». Они же реша: «В Ерусалим». Он же рече: «То тамо ли есть?». Они же реша: «Разъгневася Бог на отци наши, и расточи ны по странам грех ради наших, и предана бысть земля наша хрестеяном». Он же рече: «То како вы инех учите, а сами отвержени от Бога и расточени? Аще бы Бог любил вас и закон вашь, то не бысте расточени по чюжим землям. Еда и намъ тоже мыслите прияти?» Затем летописец пишет о приходе греческого философа, которые поведал Владимиру суть православного учения, рассказал о различии с католичеством и обличил иудаизм и ислам. Отправка послов. После всех этих послов Владимир решил отправить послов, которые должны были изведать каждую религию, причем иудаизм даже не брался в расчет. Под 987 г. помещен следующий рассказ: созва Володимер боляры своя и старци градьские, и рече имъ: «Се приходиша ко мне болгаре, рькуще: „Приими законъ наш”. Посемь же приходиша немци, и ти хваляху закон свой. По сих придоша жидове. Се же послеже придоша грьци, хуляще вси законы, свой же хваляще, и много глаголаша, сказающе от начала миру, о бытьи всего мира. И реша бояре и старци: «Веси, княже, яко своего никто же не хулить, но хвалить, Аще хощеши испытати гораздо, то имаши у собе мужи: послав испытай когождо их службу, и кто како служить Богу». И бысть люба речь князю …избраша мужи добры и смыслены числомъ 10, и реша имъ: «Идете первое в болгары и испытайте веру их». Они же идоша, и пришедше видеша скверньная дела и кланянье в ропати; придоша в землю свою И рече им Володимер: «Идете паки в немци, съглядайте такоже, и оттуде идете въ греки». Они же придоша в немци и съглядавше церковную службу их, придоша Царюгороду, и внидоша ко царю. Царь же испыта, коея ради вины придоша. Они же споведаша ему вся бывшая. Се слышав царь рад бывъ, после чего была устроена им торжественная служба в Святой Софии, которую служил сам патриарх, причем император поставил послов на пространьне месте, показающе красоту, церковную. Когда послы вернулись князь их распросил что они видели. Послы князю ответили: «Ходихом в Болгары, смотрихом, како ся покланяють в храме, …стояще бес пояса; поклонивше сядеть. и глядить семо и онамо, яко бешен, и несть веселья в них, но печаль и смрад велик, несть добр закон их. И придохом в Немци, и видехом в храмех многи службы творяща, а красоты не видехом никоеяже, и придохом же в Греки, и ведоша ны, идеже служать Богу своему, и не свемы, на небе ли есмы были, ли на земли: несть бо на земли аткого вида ли красоты такоя, и не доумеемъ бо сказати; токмо то вемы, яко онъде Бог с человеки пребываеть, и есть служба их паче всех стран. …Отвещавше же боляре рекоша: «Аще бы лих закон гречьский, то не бы баба твоя прияла, Ольга, яже бе мудрейши всех человек». Вопрос с исламом. В том, что Владимир выбирал между православием и католичеством сомнения быть не может, а вариант с исламом долгое время подвергался сомнению. Однако, у нас в распоряжении есть сочинения восточных авторов: Тахира Марвази XII в и Мухаммада ал-Ауфи XIII в., в которых повествуется о посольстве царя по имени Буладмир в Хорезм о принятии ислама. Причем царь Руси сначала хотел принять христианство, а затем принял ислам, датированы эти события 912/913 гг. Этот рассказ отличается от летописного указанием на посольство не в Волжскую Булгарию, а в Хорезм – очевидно русское посольство было отправлено булгарами в Хорезм. В Буладмире без труда узнается Владимир даже несмотря на хронологическое несоответствие. Выбор между католичеством и православием. Более сложным представляется вопрос, почему Владимир выбрал именно греческое православие. Здесь Владимир действовал как язычник – по принципу могущества религии. Иудаизм отпал сразу же – Хазария была разгромлена его отцом, и он также совершил на нее удачный поход. Сложнее обстоит дело с исламом и католичеством. По поводу ислама – скорее всего сыграла роль политическая ситуация в исламском мире – Арабский халифат к этому времени перестал существовать, мощь ислама на время погасла, кроме того Русь все больше и больше отходила от кочевников, от своей роли преемницы Хазарского каганата. Относительно католичества имеем достаточно ясную оговорку летописца – «отци наши сего не прияли суть». Намек, очевидно, на миссию Адальберта в 961 г. Вопрос только почему его миссия завершилась неудачей, та же самая причина, как видим, сыграла роль и в 986 г. Скорее всего, причиной отказа от католичества была суть западного христианства – подчинение власти римского папы, богослужение на латыни, а для Владимира очень важно было сохранить независимость. Кроме того, в это время римские папы целиком зависели от воли императора Германии, поэтому католичество для Руси означало прямое подчинение Германии.
Предполагают, что византийский источник христианства не был единственным. А. Г. Кузьмин. Первые христианские общины в Северном Причерноморье датируют VI – VII вв. и к X – XI вв. на Руси существовали несколько христианских общин с разными традициями, соперничавшие друг с другом. Основной стала кирилло-мефодьевская традиция.
Утверждение, что Восточное христианство отделило Русь от Западной Европы. Однако, это стало проблемой только после XIII вв. Изяслав Ярославич, Владимир Галицкий, Роман Мстиславич без проблем ездили в Европу, получали помощь. Даже Даниил Галицкий и Михаил Черниговский. Но на этом все закончилось. Представить в Западной Европе Александра Невского или Ивана Калиту, или Дмитрия Донского уже невозможно.
Православие и Русь. Православие, восточное христианство было предпочтительнее для язычника Владимира, поскольку в его понятии православный Бог представлялся могущественным – именно греки смогли победить его деда Игоря, а затем отца. Кроме того, именно с греческим православием у русов были наиболее давние и наиболее прочные контакты. В начале X в. была подчинена Тмутаракань, где еще с VIII в существовала епископия. На территорию Руси христианство начинает проникать уже в IX в – знаменитое Фотиево крещение, мы знаем о христианских храмах в Киеве в правление Игоря, также непоследнюю роль сыграла и княгиня Ольга. Возможно по этим причинам окончательный выбор Владимира пал именно на православие.
Дата добавления: 2014-10-10; просмотров: 570; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |