Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
Дизайн-программы
Цели, задачи, функции, содержание и способы организации деятельности по ре шению крупномасштабных задач, комплексному повышению качества промышлен ных изделий и предметной среды жизнедеятельности определяются термином «ди зайн-программа». Дизайн-программа - конкретная практическая форма реализации системного дизайна. Этот метод соединяет в целостный процесс разработку эстети ко-художественной концепции сложного социально-культурного объекта с разработ кой программно-целевой организации системы деятельности по реализации разра ботанного проекта [25.4]. В структуру дизайн-программы входят четыре блока, каж дый из которых представляет особый срез дизайн-программы: проблемно-целевой, концептуальный, организационный, проектный. Проблемно-целевой блок содержит формулировку проблемы, цели и задачи программы, а также краткий анализ и оценку исходного состояния проблемы, фор мулировку конечных проблемных результатов и сроков их реализации. Концепту альный блок содержит описание основного замысла и подхода к решению пробле мы, обобщенной и целостной программной модели комплексного объекта, задаю щей принципиальные его характеристики (типологические, функциональные, мор фологические, технологические) и, в самых общих чертах, организационную страте гию по достижению конечных целей. Организационный блок дает характеристику конкретных и детально разработанных форм, методов и порядка организации и уп Лекция 25. Теоретические концепции отечественного дизайна, их связь с практикой... равления разработкой программы и контроля за ее реализацией, а также перечень необходимых организационно-хозяйственных мероприятий. Проектный блок охва тывает вопросы всего комплекса заданий, мероприятий и решений по проектирова нию комплексного объекта поэтапно, на всех стадиях формирования и выполнения дизайн-программы, вплоть до промышленной организации проекта. Дизайн-программа предусматривает создание целостных фрагментов предмет ной среды жизнедеятельности человека, являясь эффективным средством повыше ния качества промышленной продукции, совершенствования ее ассортимента, сни жения себестоимости и, одновременно, повышения эффективности ее производства. Практическая реализация (разработка и внедрение) дизайн-программ представля лась одной из основ деятельности по стандартизации и унификации как средство повышения качества товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения. Директор ВНИИТЭ Ю.Б. Соловьев в своем отчетно-программном докладе на Всесоюзном совещании по вопросам ассортимента и качества промышленной про дукции (июнь 1984) отнес к важнейшим достижениям технической эстетики за последние годы новую форму участия дизайнеров в проектировании комплексов промышленных изделий - метод дизайн-программ и разработанную в Институте концепцию оптимального ассортимента товаров народного потребления. «На наш взгляд, принцип оптимизации ассортимента должен стать основным в нашем на родном хозяйстве, и его должны взять на вооружение головные министерства, от вечающие за выпуск товаров народного потребления. Нам не нужно безграничное расширение ассортимента - это путь бесплановой экономики. Нам нужен ограни ченный ассортимент изделий и, в то же время, достаточно разнообразный, чтобы удовлетворять растущие запросы различных категорий населения». Далее Соловьев утверждал, что «...метод дизайн-программ знаменует собой новый этап в развитии советского дизайна...». Он направлен на решение пробле мы функциональной и эстетической совместимости изделий между собой, на ре шение вопросов ассортимента. «Дизайн-программа охватывает системным под ходом крупные группы изделий, функциональные и потребительские комплек сы, ставит конкретные социально значимые цели и разрабатывает пути их до стижения, координируя при этом на проектном уровне усилия многих участни ков работы - научных учреждений и промышленных производств» [25.8]. Таким виделся генеральный подход к проблеме насыщения качественными товарами потребительского рынка в условиях плановой экономики, администра тивно-командного управления хозяйственной деятельностью в Советском Союзе и странах социализма. Разработка дизайн-программ по-новому поставила также вопрос о коллективном творчестве, уточнении организационной проблематики в профессиональном сообществе дизайнеров. Одновременно стали проявляться проблемы взаимодействия этого сообщества с промышленностью, торгующими организациями, государственно-общественными структурами.
Первой в отечественной практике была дизайн-программа, разработанная ВНИИТЭ по инициативе Министерства приборостроения для Всесоюзного про изводственного объединения «Союзэлектроприбор» (1979-1981). Она охватыва ла всю продукцию объединения (более полутора тысяч видов приборов), упа 264 История дизайна, науки и техники ковку, всю фирменную графику (от специальных приборных шрифтов до рекла мы), производственную среду (типовые рабочие места в цехах, КБ и т.д.) и спец одежду. Часть программы была реализована, что дало большой эффект: более чем в 4 раза была сокращена номенклатура органов управления, уменьшено ко личеств типов корпусов, в 5 раз сокращена трудоемкость изготовления несущих конструкций и т.д. При этом были значительно улучшены эстетические и эрго номические свойства приборов, повышено разнообразие их функций, улучшено качество, повышены эффективность и культура труда. За ней последовали и другие дизайн-программы: Министерства промышлен ности средств связи - по бытовым магнитофонам; Минприбора - «Союзпром- прибор» и «Часы»; Минавтопрома - велосипеды; медицинской промышленно сти - по медицинскому приборостроению и комплексному оборудованию типо вой районной поликлиники (совместно с дизайнерами ГДР) и др. Однако созданные ВНИИТЭ дизайн-программы, несмотря на их одобрение высоким руководством министерств и ГКНТ СССР, существенного результата практически не дали. Дело было не только в бюрократической системе, но и в объективных факторах социально-культурного и функционального значения. Со временем стало ясно, что методология дизайн-программирования эффективна для крупных социально значимых системных объектов. Например, когда речь идет о проектах, связанных с космосом, чрезвычайными ситуациями (мобиль ные госпитали, быстро возводимые временные жилища и пр.), крупными желез нодорожными узлами, аэропортами, массовым автоматизированным производст вом и т.д. В проектировании ассортимента каких-либо товаров (магнитофоны, велосипеды и пр.), индивидуального жилого интерьера и элементов его напол нения системный подход (создание ансамбля) также эффективен, но это все же не дизайн-программирование во всей его полноте. О значении комплексных разработок в области визуальной составляющей сре ды жизнедеятельности уже говорилось в Лекции 10 (Книга первая пособия). Все типы комплексных решений среды - от визуальных коммуникаций до художествен ного оформления улиц и площадей, стадионов и других спортивных сооружений были использованы в дизайнерском обеспечении московской Олимпиады 1980 года. Принципы системности и комплексности широко практиковались в Сенежской сту дии СХ при разработках оформления городов, экспозиций музеев и выставок.
Выше уже оговаривалось, что достижение оптимального решения в дизайн- программировании возможно только при коллективном проектировании (техни ческие специалисты, дизайнеры, эргономисты, социологи и др.). Проектируя предметные совокупности, образующие системы, коллектив разработчиков и, прежде всего, дизайнер не только задают программу их функционирования в си стеме, но и в рамках программного подхода разрабатывают наиболее эффектив ные формы собственной деятельности, т.е. проектирования. Определенным средством, методом решения поставленных проектных задач является моделирование потребительских ситуаций. Основным в этом выступает художественное моделирование, художественный метод. Одновременно дизайнер использует и структурно-функциональный анализ, и социологические исследова Лекция 25. Теоретические концепции отечественного дизайна, их связь с практикой.. ния, и семиотические модели [25.4]. Наряду с визуально-графическими средства ми дизайнер применяет пространственно-пластические средства, моделируя связи в системе «человек-объект-среда». При этом он должен владеть методом теат- рально-драматургической режиссерской организации «действия», т.е. прогнозиру емых и моделируемых жизненных социокультурных процессов. Сходные момен ты в методах моделирования при дизайн-проектировании и театром проявились относительно давно. Это отмечали и Дж. Нельсон в книге, упомянутой в Лекции 17, и Л.А. Жадова в публикациях об Э. Соттсассе в журнале «Декоративное ис кусство СССР» (1969), где она назвала дизайнера режиссером среды. Эта аналогия возникла в связи с тем, что дизайн никогда не ограничивался проектированием вещи или вещевого комплекса как некоего замкнутого образо вания, связанного лишь с формальными закономерностями структурной и визу альной организации материальных объектов. Он всегда в более или менее выра женной форме моделировал взаимосвязи вещей и людей, т.е. жизненные процес сы, в которых одновременно участвуют люди и вещи. Более того, переход к проектированию сложных комплексных систем обус ловил творческий процесс в дизайне таким же коллективным, как и процесс со здания театрального спектакля. Коллективизм дизайн-проектирования по своей содержательности ближе к коллективным формам художественного творчества, чем к инженерно-техническим [25.1].
Сценарное моделирование в дизайне означает воображаемое воссоздание це лостного образа проектируемого сложного объекта, которого пока нет в реаль ности. Объектом дизайнерского сценарного моделирования является взаимодей ствие людей с предметными контекстами, приводящее к тем или иным ситуаци ям человеческой жизнедеятельности. В этом взаимодействии выявляются как причины разного рода конфликтов, так и средства для их решения. Обращаться к сценарному моделированию рекомендуется, когда задание на дизайнерское проектирование носит общий и расплывчатый характер, а также очевидна неудовлетворенность существующей ситуацией и ясно, что ее необхо димо изменить к лучшему. К этому методу целесообразно прибегать и при боль шой сложности, динамичности объекта, усугубленных неопределенностью усло вий его функционирования. Моделирование начинается с разработки сценария - словесного и рисуноч ного текста, представляющего серию эпизодов, картин, сцен из жизни объекта. Отличие сценария от иных видов описания и представления, например анали тического или повествовательного, состоит в том, что он не излагает, а показы вает ситуации путем их действенного воспроизведения в лицах. Следует учитывать, что при дальнейшем «проигрывании» сценария в про цессе проектного поиска финал дизайнерского «спектакля» не известен заранее, а желаемый результат далеко не всегда получается с одного раза. При повтор ном и последующих «прогонах» в сценарий вводятся те или иные изменения, пока конечный «выход» не будет удовлетворять всем предъявляемым к нему требованиям [25.9]. Можно говорить, что проектирование системного объекта есть одновременно и его изобретение, и его открытие. 266 История дизайна, науки и техники Задачу нового осмысления проблемы эстетического в дизайне поставили введение в дизайн системной методологии, выполнение проектов крупных ком плексных объектов с их сложной проблематикой систем. В оценке эстетических последствий обращения дизайна к системной методологии звучали полярные, во многом взаимоисключающие точки зрения. С одной стороны, говорили о безду ховности, униформизме, технократизме новой методологии, о том, что она ли шает творчество дизайнера эстетической ориентации. С другой стороны, утвер ждали, что системная методология несет в себе новые эстетические возможно сти, связанные с особой спецификой системного проектирования. Но в целом практикам и теоретикам становилось все яснее, что вопрос о внед рении методологии системного подхода в дизайне, о развитии дизайн-систем нельзя решать изолированно от не теряющей своей актуальности проблемы повышения ху дожественного уровня дизайна. С последней проблемой тесно связан вопрос об эс тетическом качестве всей предметной среды, о ее человеческой, культурной значи мости. В художественно-конструкторской практике ВНИИТЭ, СХКБ, служб дизай на НИИ и заводов не просто росло понимание этой проблемы, а начали создавать ся реальные и концептуальные проекты на более высоком художественном уровне. Эта тенденция наиболее явственно проявилась после образования творческих сту дий и мастерских при Союзе дизайнеров СССР (см. Лекцию 28). «В проектной практике дизайна, при его бифункциональности и существен ном значении утилитарной стороны дизайнер постоянно оперирует художествен но-композиционными категориями искусства, а в экспертно-оценочной и теоре тико-методической работе - общеэстетическими категориями» [25.2]. Если при создании единичных изделий массового производства дизайнер опирается на общие законы красоты, то при программировании он создает художественно-об разные системы, используя принципы художественного синтеза. Например, кон цепция машиностроительной программы, лаконично выражающая идею «техни ческая среда для человека», диктует необходимость художественно-проектного синтеза, который осуществляется в виде органичного ансамбля предметно-функ- циональных систем (линии машин, участки и др. технологические образования для технико-производственных комплексов; для жилой среды - гамма, серия, комплект изделий). «Органичный ансамбль - это носитель полного художест венного образа, превращающего техническую среду в художественно-техничес кое произведение, подобное произведению искусства» [25.3]. Органичный синтез, эстетическая (художественная) ценность средового объекта (в первую очередь градостроительного комплекса и его элементов) до стигаются при слиянии архитектуры, дизайна, монументального и прикладного искусства на ансамблевом уровне. Эстетическая ценность в дизайне - особое понимание сути объекта, возни кающее в процессе его эстетического восприятия и переживания. Эстетическая ценность носит объективный характер, но лишь в той мере, в какой эстетиче ская оценка совпадает с общепринятыми эстетическими нормами. Создание эстетической ценности предметной среды - специфическая задача дизайн-проектирования. Однако положительная эстетическая оценка среды воз никает лишь при ощущении гармонии между красивым обликом и ее рациональ Лекция 25. Теоретические концепции отечественного дизайна, их связь с практикой... 267 ной организацией, способствующей решению основных функциональных, эконо мических и культурных задач. Требование вызвать у человека положительную эмоциональную реакцию (высокую эстетическую оценку) является важным прежде всего потому, что та кая целостная оценка есть оценка подлинно человеческая, оценка с позиций культурного развития человека, при которой предмет эстетического отношения предстает перед ним не с одной стороны, а всесторонне [4].
Теоретики-сотрудники ВНИИТЭ с привлечением философов и психологов активно исследовали специфику художественно-эстетических проблем дизайна и архитектурной среды, проблемы эстетической ценности, ценностной сферы ма териальной культуры. Коллектив авторов (А.В. Иконников, доктор архитекту ры, М.С. Каган, доктор философских наук, В.М. Пилипенко, кандидат психоло гических наук и др.) подготовил капитальное научное издание «Эстетические ценности предметно-пространственной среды» [25.12]. Издание вышло под об щей редакцией А.В. Иконникова, одного из лидеров отечественной архитектур ной науки. В книге изложены обобщенная концепция эстетической ценности в дизайне и архитектуре, проблемы формирования и функционирования произве дений дизайна и зодчества в системе культуры. Авторы анализируют взаимо связь эстетической ценности с функционально-конструктивной и образной структурой объектов, ее зависимость от социокультурных и социопсихологиче ских условий, а также от психологии ценностного восприятия и от ситуаций жизнедеятельности людей. Особое внимание уделяется системам объектов, ком плексам предметно-пространственной среды и их эстетической оценке. Книга, содержащая и интересный иллюстративный материал, увидела свет только в начале переломного для страны периода, смены социально-культурных приоритетов, слома системы дизайна. Поэтому она в то время, да и сегодня, по нашему мнению, не получила должной оценки не только среди практикующих дизайнеров, но и теоретиков.
Одновременно к началу 1980-х годов среди дизайнеров, ориентированных на идеологию художественного проектирования, в том числе имеющих весомый ав торитет в профессиональном сообществе, усилилось понимание необходимости более глубокого проникновения в конструктивно-функциональную суть техничес ки сложного оборудования, учета технологических возможностей заводов-изгото- вителей. Так, в системе Художественного фонда СССР были созданы неординар ные разработки (правда, по большей части полностью не реализованные), став шие артефактами дизайн-проектирования. В их числе проекты, выполненные ав торским коллективом в составе: Ю.С. Лапин, Т.В. Макулова и Е.Б. Тэриан. Об щие положения творческого кредо этого коллектива сформулировал Юрий Серге евич Лапин, архитектор по образованию, с 1963 года работавший во ВНИИТЭ, а с конца 1970-х - в Худфонде. «Сложность - естественная форма существования современного станка, поэтому наивно требовать от дизайнера однозначных и уп рощающих решений. Да и не надо... Примиряя человека с порожденным им ми ром техники, дизайнер стремится показать, подчеркнуть совершенство автоматов и приборов. Красота же и техническое совершенство существуют отдельно лишь в История дизайна, науки и техники абстракции - в реальности они как бы разлиты по поверхности ленты Мебиуса. Взаимосвязанные, они существуют во множестве проявлений. Разнообразные их сочетания и перестановки создают почерк дизайнера». Разрабатывая оборудование, проектанты считали обязательным вызвать даже у «непосвященных» безошибочное представление о назначении сложного и точ ного прибора. Например, в электронном микроскопе акцент в формообразовании сделан на художественной выразительности вертикального силуэта электронной колонны - главного функционального элемента, в вычислительной перфорацион ной машине для Центрального статистического управления - на блоке с элемен тами визуального представления информации и клавиатуре управления - элемен тах, с которыми, в основном, и взаимодействует человек-оператор. В комплексе для вычислительного центра также есть доминирующая идея - создание целост ного интерьера с как бы «перетекающими» друг в друга элементами. Здесь элект ронные стойки слились с архитектурно-строительными конструкциями здания, фальшпол - с идущими под ним системами коммуникаций, а система воздухово дов на потолке образует общий объем с вычислительной машиной; гармоничная организация это объема подчеркивается пластичным решением. Все рассмотренные работы роднит главный принцип - рационализм формы: он - ось, вокруг которой вращаются художественные идеи. Их также объединя ет скрупулезная отработка формы и ее элементов, гармонизация поверхностей и объемов благодаря смелому сочетанию жестких прямых линий и мягким сопря жением линий между собой. На эстетическую выразительность хорошо «работа ет» и несколько неожиданное, но эффектное сочетание красного, черного и бе лого или, как вариант, синего, черного и белого.
Литература 25.1. Безмоздин Л.Н. В мире дизайна. - Ташкент: ФАН, 1990. ЛГУ, 1983. 25.4. Методика художественного конструирования. Дизайн-программа. - М.: ВНИИТЭ, 1987. 25.5. Основы методики художественного конструирования. - М.: ВНИИТЭ, 1970. 25.7. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне: опыт работы центральной учебно-экспери- ментальной студии на Сенеже. - М.: Искусство, 1974 25.8. Соловьев Ю.Б. Проблемы и перспективы советского дизайна: Доклад на Всесо юзном совещании 18 июня 1984 г. / / Техническая эстетика, 1984, № 10. 25.9. Средства дизайн-программирования. - М.: ВНИИТЭ, 1987.
25.12. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / А.В. Иконников и др. : Под общ. ред. А.В. Иконникова; ВНИИТЭ. - М.: Стройиздат, 1990.
Дата добавления: 2014-10-17; просмотров: 658; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |