Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Теория системного проектирования. Метод дизайн-программ

Читайте также:
  1. B. Искусственная вентиляция легких. Методики проведения искусственной вентиляции легких
  2. I. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ФИГУР
  3. IFRS 13 «Оценка по справедливой стоимости»: сфера применения стандарта, методы определения справедливой стоимости.
  4. II) Методы теоретического уровня научного познания
  5. II. Проблема источника и метода познания.
  6. III ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  7. III. Предмет, метод и функции философии.
  8. III. ТЕОРИЯ ВНЕШНИХ И ВЗАИМНЫХ ВЛИЯНИЙ
  9. IV. Формы занятий и методика преподавания
  10. VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

В связи с постановкой и реализацией в стране крупных социальных и народ­

нохозяйственных целевых программ в дизайне начали проявляться новые идеи

и новые представления. Новая теоретическая концепция начала складываться в

конце 1970-х и более четко оформилась в 1980-е годы. Она базировалась на ис­

пользовании системного подхода к изучению и моделированию сложных объек­

тов и многокомпонентных систем. Но системный подход использовался несколь­

ко в ином плане, чем это было отражено в идеях системного проектирования

конца 1950-середины 1960-х годов.

На начальном этапе даже развернулась дискуссия в специализированных из­

даниях об «истинном» и «неистинном» дизайне, особенностях методологических

подходов к художественному конструированию в зависимости от «штучного»

или многосистемного объекта проектирования. Публиковались полемические

статьи в «Технической эстетике», сборниках трудов ВНИИТЭ, вышла книга пре­

подавателей ЛВХПУ им. В.И. Мухиной «Дизайн: очерки системного проектиро­

вания» [25.2]. Например, сотрудник ВНИИТЭ Д. Азрикан решительно разделил

«два категорически разных дизайна - дизайн штучный и дизайн системный. Это

два разных дизайна и дизайнера, две разные методики, две разные профессио­

нальные идеологии, два разных отношения к предметному миру, к человеку, его

прошлому и будущему» [25.1].

Это утверждение и ряд других столь же пафосно-полемических положений

вызывали обоснованные возражения. «Мухинцы» решительно заявили о неправо­

мерности противопоставления художественного проектирования единичных изде­

лий и дизайна систем. Они обоснованно видели разграничение двух типов дизай­

на не в различии объектов проектирования, а в «наличии или отсутствии систем­

ного подхода к их проектированию». Анализ основных компонентов человеческой

деятельности и выявление в ней ряда последовательных этапов сопровождается

трактовкой проектирования как особого этапа деятельности, связанного с ее пере­

ходом из плана идеального в план материальный. Далее давалось определение

предмета дизайна как целостного структурообразования, целью которого является

целостноструктурированный объект. Это логично ведет авторов к рассмотрению

двух аспектов цели и предмета дизайна - утилитарного и эстетического в связи с

ценностным идеалом материально-художественной культуры общества.

Подчеркивается, что дизайн - система сложнодинамическая, при ее исследо­

вании должны быть использованы методы моделирования. Выделены основные

типы моделирования, используемые в дизайне: материальные, аналитические

(образные) и знаковые.


262 История дизайна, науки и техники

Особое место в дизайне средообразования, которому посвящена отдельная гла­

ва, отводится дизайну фирменного стиля. Фирменный стиль, обеспечивающий ви­

зуальное единство и упорядоченность предметных и знаковых элементов второй

(материальной) природы, оказался одним из первых объектов системного дизайна.

 

С.О. Хан-Магомедов, включившись в дискуссию, отмечал, что в нашей стра­

не «дизайнеры с самого начала ориентировались на разработку систем обору­

дования и даже шире - систем предметно-пространственной среды, увязанных

с организацией и технологией изготовления элементов этих систем в сфере

производства». Однако такая тенденция в последующие годы была утрачена и

начала возрождаться лишь в 1960-е годы. Но сегодня (конец 1970-х), - гово­

рит С.О. Хан-Магомедов, это оправданное тяготение к комплексности и си­

стемности порою оборачивается, по его меткому определению, новым «методо­

логическим бумом», связанным с модой на системный дизайн. Нельзя возво­

дить в цель, пишет он далее, то, что является лишь инструментом научного

исследования, а таким инструментом был и остается системный подход. И эф­

фективен он лишь там, где реально существует система, задающая, в зависимо­

сти от своих особенностей, и разную вариативность системного подхода.

В реальной действительности, подчеркивает Хан-Магомедов, существуют объек­

ты и принципиально единичные, и входящие в комплексы. Системный подход есть

инструмент анализа условий функционирования и тех, и других объектов, условий

их включения в среду. Такой подход позволяет установить, в какую систему будет

включен проектируемый объект и в какой совокупности связей [25.11].

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Принцип «открытой формы» художественного проектирования | Дизайн-программы

Дата добавления: 2014-10-17; просмотров: 604; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.