Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




Принцип «открытой формы» художественного проектирования

Читайте также:
  1. I. Основные принципы и идеи философии эпохи Просвещения.
  2. I. Сущность инженерного обеспечения боевых действий войск, предъявляемые к нему требования и важнейшие его принципы.
  3. II. Принципы средневековой философии.
  4. III. Корпоративные постулаты и принципы работы сотрудников
  5. IV. В теории правового государства выделяются следующие элементы: принцип верховенства права, разделения власти на 3 ветви, независимости суда, конституционного статуса граждан.
  6. VI. ПРИНЦИПЫ СОРТИРОВКИ БОЛЬНЫХ С ОЛБ.
  7. Аналитический способ проектирования земельных участков
  8. Ассамблеи делегатов. Формируются по партийным спискам. Принцип делегирования. Блоковое голосование. Стандартные решения.
  9. Базисные принципы управления риском
  10. Биогеохимические принципы Вернадского

Иную концепцию дизайнерского творчества, чем рассмотренная выше,

развивали теоретики и практики Центральной учебно-экспериментальной сту­

дии Союза художников СССР на Сенежском озере.

Еще до создания ВНИИТЭ и начала выпуска на его базе печатного издания

«Техническая эстетика» (1964) в 1957 году был основан журнал «Декоративное


Лекция 25. Теоретические концепции отечественного дизайна, их связь с практикой.., 259

искусство СССР» как орган обновленного Союза художников. На его страницах

усилиями К.М. Кантора и др. шел разговор о внедрении теории трудовой сущ­

ности эстетического в концепцию промышленного искусства [8]. Прошла дис­

куссия: «Может ли машина быть произведением прикладного искусства». Жур­

нал обменивался публикациями с английским журналом Design и американским

журналом Industrial Design. Был поставлен вопрос о создании художественно­

проектного учебно-экспериментального центра. Им и стала Сенежская студия,

созданная в 1963 году [25.7].

Вновь воспользуемся исследованием, выполненным Л.Н. Безмоздиным. По

его мнению, формируя свое творческое кредо, руководители студии полемиче­

ски подчеркивали отличие их концепции и методов дизайнерской деятельности

от художественного конструирования ВНИИТЭ. В их теоретических установках

выделялась непосредственная связь дизайн-проектирования, определяемого ими

как «художественное проектирование», с общей и художественной культурой.

В. Глазычев, один из активных идеологов Студии, определял обобщенную зада­

чу профессиональной художественно-проектной деятельности как «...вовлечение

технического предмета в обыденную культуру, преобразование его в вещь, обла­

дающую комплексной потребительской ценностью. Содержание этой ценности

включает утилитарные, символические, эстетические, престижные и иные значе­

ния, общие для всех вещей, что и позволяет говорить о формировании целост­

ной предметной или вещно-пространственной среды» [25.1].

Вокруг проектируемой вещи или системы вещей разворачивается процеду­

ра описания «сферы» человеческого действия с ними. В итоге объект превра­

щается в сложную функциональную пару «человек-вещь». Итогом проектиро­

вания должна явиться проектная модель этой пары - модель системы «чело­

век-объект использования». Данная система не тождественна системе «чело­

век-машина» или «человек-вещь» в инженерно-психологическом (эргономи­

ческом) смысле. Здесь имеется в виду не только и не столько взаимодействие

человека с предметом в утилитарном смысле, не только и не столько психофи­

зиологический контакт человека с изделием, а прежде всего комплекс социаль-

но-культурных взаимоотношений между человеком и вещью, когда связи меж­

ду ними носят ценностный характер, а проектирование изделия ориентирова­

но на его общественную значимость, выявление его значений для человека как

субъекта культурного действия.

Переход от постановки чисто технических задач проектирования к социаль-

но-культурным требованиям к проектируемому изделию означает заботу дизай­

нера о создании предметного «фона», обрамляющего человеческую деятельность.

Задача может быть сформулирована как проектирование временно-пространст-

венной «рамы» вокруг человека-субъекта. Такой трансформации целевой уста­

новки проектирования соответствует, по мнению творческих сотрудников Сту­

дии, метод «открытой формы». Принцип «открытой формы» призван решить

проблему творческой самодеятельности человека как в сфере производства, так

и в процессе использования предметов бытового назначения. Деятельность ди­

зайнера при этом не сводится к созданию статичных невариабельных, замкну­

тых форм. Его творческое мышление ориентировано на поиск формы, позволя­


260 История дизайна, науки и техники

ющей наращивать или сокращать материальную систему, свободно менять струк­

туру ее элементов.

Открытая форма должна обладать известной избыточностью, допуская соуча­

стие человека-оператора или потребителя бытовых вещей - субъекта деятельно­

сти - в известном «допроектировании» или «перепроектировании», стимулиро­

вать в данном направлении творческую самостоятельность потребителя. При

этом трансформируемая и вариабельная форма должна содержать в себе потен­

циальную возможность обретения эстетической целостности в каждый данный

момент преобразования функциональной системы.

 

Четыре кардинальные положения концепции Сенежской студии четко сфор­

мулировал К. Кантор [8], определив их следующим образом:

1) творческой основой художественного проектирования является изобрази­

тельное искусство, оно - источник проектных смыслов и художественных

средств арт-дизайна;

2) художественное проектирование может осуществляться как особый вид

коллективного творчества, родственный творчеству театральной труппы;

3) художественный проект, воплощенный в виде пространственной конструк­

ции, проработанный композиционно, пластически и колористически в специфи­

ческий «макетный материал», выступает как самостоятельное, завершенное в

себе, художественное произведение и может быть предъявлен на выставке или в

музее как результат нового вида художественного творчества;

4) основным полем приложения сенежской версии художественного проекти­

рования является городская среда в местах «средостения» архитектуры и тради­

ционного дизайна. Это как бы «бесхозная земля», не осваиваемая ни градострои­

телем, ни дизайнером промышленных изделий или визуальных коммуникаций.

К. Кантор, критически оценивая опыт Студии, признавал, что из художе­

ственного проектирования изделий для промышленности ничего не получилось.

Связи с промышленностью не было, не было знания техники и технологии. Ме­

тоды художников использовались, в основном, для проектирования экспозиций

выставок и музеев. Много лет основной темой студийных проектов было благо­

устройство городской среды, придание ей соразмерной человеку масштабности,

гуманизация образа жизни и удовлетворение эмоциональных запросов жителей.

В этом руководители Студии, их ученики и последователи добились заметных

результатов, а ряд их разработок был реализован.

Н.В. Воронов справедливо отмечал, что как ни относиться к отдельным проек­

там и методике проектирования в Сенежской студии, ее деятельность - явление во

многом уникальное, при этом не только в СССР, но и в истории мирового дизайна.

«На Сенеже сумели соединить, органически срастить учебный процесс с проекти­

рованием... Проектируя - учились. И в таком единстве - новаторство и значи­

мость». В студию приезжали, как правило, дипломированные специалисты и в боль­

шинстве случаев - уже члены Союза художников, которых не надо было знакомить

с азами художественной подготовки и методикой дизайна. Многие приезжали в те­

чении нескольких лет. В студии они «прежде всего развивали свою фантазию, учи­

лись настоящему дизайнерскому мышлению, учились свободе творчества» [2].


Лекция 25. Теоретические концепции отечественного дизайна, их связь с практикой... 261

Много нового студийцы узнавали от преподававших там К. Кантора, О. Ге-

нисаретского, В. Глазычева - талантливых людей, хорошо образованных, мысля­

щих часто неординарно. Самую свежую информацию о мировом дизайне, о его

значимых фигурах привозила для них из зарубежных поездок Л. Жадова, на

публикации которой нередки ссылки и в наших лекциях.

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДИЗАЙНА, ИХ СВЯЗЬ С ПРАКТИКОЙ (I960—1980-е годы) | Теория системного проектирования. Метод дизайн-программ

Дата добавления: 2014-10-17; просмотров: 1048; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.006 сек.