Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДИЗАЙНА, ИХ СВЯЗЬ С ПРАКТИКОЙ (I960—1980-е годы)1960-е годы были временем становления как практики, так и теории отечест венного дизайна. Не вдаваясь в нюансы этого процесса, акцентируем внимание на двух основных концепциях, ставших ступенями на пути к формированию ос новополагающих взглядов на дизайн в Советском Союзе. Одна из концепций рождалась во ВНИИ технической эстетики как теория художественного конст руирования, ориентированного, в первую очередь, на науку и тесный контакт с инженерным проектированием, массовое производство. Другая - художественное проектирование - была связана, в основном, с деятельностью Центральной учеб- но-экспериментальной студии Союза художников СССР - Сенежской студией. Она опиралась в большей степени на изобразительное искусство, художествен ную культуру в целом и была больше ориентирована на средовой дизайн соци ально-культурной сферы.
Аксиоморфологическая концепция дизайна ВНИИТЭ с самого начала своей деятельности стал не формальным, а дей ственным центром системы отечественного дизайна. Институт взял на себя функции по организационно-методическому обеспечению звеньев системы (рес публиканских и отраслевых служб, подразделений в КБ и на заводах), эталон ному художественно-конструкторскому проектированию, разработке научных и творческих проблем. Как вспоминал один из активных действующих лиц этого процесса М.В. Федоров, все приходилось делать почти с нуля. Практически от сутствовала информация о зарубежном дизайне. Не имели четкого определения и вызывали споры не только цели, методы и задачи деятельности, но даже ис пользование термина «дизайн» фактически находилось под запретом. «Сложив шееся ...положение выявило острейшую необходимость в осуществлении сроч ной разработки научно-теоретических и методологических проблем дизайна,... становления технической эстетики как теории дизайна (художественного кон струирования)» [25.10]. В первую очередь были сформулированы задачи технической эстетики, структура которых включала следующие компоненты: 1) вопросы общей теории художественного конструирования (дизайна) с оп ределением его задач и дальнейших путей развития; 2) проблемы взаимодействия человека и вещи, а отсюда - вопросы номен клатуры и состава вещей для обеспечения нормального протекания процессов жизнедеятельности; 3) разработка требований к качеству изделий и их комплексов с учетом групп населения, т.е. типовых требований; 4) проблемы, связанные с методическими вопросами художественного кон струирования (принципы, методы проектной работы), а также вопросами фор мообразования и композиции. 256 История дизайна, науки и техники Одной из главных проблем народного хозяйства по постановлению Совета Министров 1962 года виделось повышение качества промышленной продукции путем внедрения методов художественного конструирования. Последующими за конодательными актами в техническую документацию вводились пункты о со ответствии серийной продукции требованиям технической эстетики. Было вве дено понятие потребительские свойства, которое обозначало свойства изделия, проявляющиеся в процессе потребления и составляющие его ценность для по требителя.
Весь комплекс требований технической эстетики и вся совокупность потре бительских свойств изделий условно разделялись на две составляющие: пер вая - требования, обеспечивающие получение полезного эффекта при потребле нии изделия; вторая - требования, характеризующие материальные затраты на производство (или приобретение) и эксплуатацию изделия [25.5]. Первая составляющая, в свою очередь, включает: социальные требования, утилитарно-функциональные, эргономические и эстетические требования. Социальные требования включают соответствие изделия общественным по требностям. Здесь имеется в виду и общественная необходимость производства данного изделия, и номенклатура таких изделий, спрос на них, соответствие пер спективам развития общественных отношений. Учитывается и возможность со временной организации процесса труда с использованием изделия. Утилитарно-функциональные требования характеризуют функциональные свойства вещи, выявляющиеся в процессе ее потребления. Необходимо, чтобы из делие быстро, легко и без затруднений выполняло ту функцию, для которой оно предназначено. Например, кофемолка должна перемалывать определенное коли чество кофейных зерен, делая это быстро и с необходимой степенью измельчения. С точки зрения функционального назначения всю совокупность вещей ус ловно подразделяют на 4 группы: 1 - вещи, с которыми человек взаимодейству ет непосредственно - вещи личного потребления (одежда, обувь и т.д.); 2 - из делия, предназначенные также для личного потребления, но имеющие самостоя тельную техническую функцию, которая представляет собой либо активное тех ническое действие (электроприборы для освещения помещения, часы для отсче та времени и т.д.), либо пассивные функции (шкафы, коробки, полки для пре дохранения предметов от внешних воздействий, повреждений и т.д.); 3 - орудия труда, требующие для приведения их в действие физических усилий человека (рабочий инструмент - ножовки, напильники, топоры, клещи и т.д.); 4 - орудия труда, относительно самостоятельно осуществляющие рабочие функции под кон тролем человека (швейная машина, станок, автомобиль и т.д.). Приведенная классификация является весьма упрощенной. В реальных ус ловиях вещи, используемые человеком, практически никогда не выступают как отдельные изделия. Они образуют сложные функциональные комплексы, когда потребление одного предмета требует присутствия другого и т.д. Поэтому необ ходимо комбинированное использование рассмотренных схем [25.5]. Эргономические требования - это обеспечение удобства и безопасности при использовании вещи человеком, соответствие вещи физическим, психологиче Лекция 25. Теоретические концепции отечественного дизайна, их связь с практикой.., 257 ским и физиологическим данным человека. Эргономические требования опреде ляют условия, необходимые для оптимального функционирования системы «из делие-человек». Если в качестве примера использовать ту же кофемолку, то она должна быть сконструирована так, чтобы удобно было заполнять и опорожнять ее, удобно держать в руках, наконец, чистить и ремонтировать, чтобы она не про изводила чрезмерного шума. Еще более сложные эргономические требования выдвигаются при проектировании крупных систем, управляемых человеком: средств транспорта, станков, электронных приборов и пр. Соответствие эстетическим требованиям, с одной стороны, оценивается в за висимости от того, насколько форма вещи выявляет ее утилитарные обществен но-ценностные характеристики. В этом специфика художественного конструи рования как области деятельности, непосредственно связанной с производством и потреблением. С другой стороны, вещи рассматриваются как предметные эле менты художественной культуры общества. Поэтому художник-конструктор вправе использовать весь арсенал композиционно-художественных принципов, найденных поколениями художников и архитекторов и воплощающих в себе опыт эстетического освоения действительности.
Для того, чтобы оценить полную совокупность общественно полезных свойств вещи, необходимо также учесть в качестве второй важнейшей состав ляющей требования, связанные с материальными затратами: единовременными - на производство (или покупку) изделия и длительными - на его потребление и ремонт.
Теоретическая модель процесса дизайнерского (художественно-конструктор- ского) формообразования, разработанная сотрудниками ВНИИТЭ [25.6] на ос нове приведенных выше предпосылок, была определена философом Л.Н. Без- моздиным, работавшим в Ташкенте, как попытка построения «аксиоморфологи- ческой теории дизайна». Воспользуемся суждениями ученого для характеристи ки этой концепции [25.1]. Авторы концепции (М. Федоров и Э. Григорьев) ис ходили из природно-общественной (социальной) двойственности предметной действительности. Эти две стороны каждой произведенной вещи (изделия) не могут существовать друг без друга и неотделимы. Но можно с чисто инструмен тальной целью построить абстракции, выражающие каждую из сторон, чтобы, опираясь на полученные понятия, создать логическую модель художественного конструирования. Такими абстракциями становятся понятия «морфология» вещи и ее «аксиология». Под морфологией понимается структура, которую человек придает веществу природы в процессе своей целенаправленной трудовой деятельности. Предмет выступает на поверхность явлений своей вещной, морфологической стороной и, воспроизводя ее, дизайнер занят выявлением естественно-природных, веществен ных, натуральных свойств объекта. Но предмет наделяется морфологической определенностью (обретает ту или другую форму) в соответствии не только с природными, но и с общественными закономерностями. Форма призвана обеспечить возможность потребления пред 258 История дизайна, науки и техники мета, который должен стать, по определению авторов, «потребительской ценно стью» и обрести человеческую полезность. Речь идет о совокупности полезных функций вещи - ее общественно-ценностных свойствах, которые абстрагируют ся в понятии «аксиология». Проектируемый дизайнером предмет выступает, с одной стороны, как оформ ляемое производством «природное тело», имеющее свою морфологию, простран ственную организованность, с другой - как общественно-человеческая (утили тарная, культурная, эстетическая) полезность, значимость, ценность. На начальном этапе проектирования проводится доскональный анализ того, чем вещь (изделие) является для человека, и как она взаимодействует с ним и обществом («аксиология»). Одновременно выясняется типичная морфология, свойственная изделиям и предметной ситуации данного вида (композиционный анализ). Анализируются изделия-аналоги, прототипы проектируемых вещей и их комплексов, выявляются их характеристики. За анализом следует синтез, т.е. процесс снятия отрицательных характеристик предметной ситуации - замещение отрицательных элементов аксиологических и морфологических характеристик положительными элементами, создание морфо логической структуры, лишенной прежних недостатков, в т.ч. композиционная от работка формы и ее элементов. Весь процесс дизайнерского проектирования яв ляется преобразованием в идеальной форме (фиксируется в чертежах, моделях, описаниях) неудовлетворенной предметной ситуации в лишенную выявленных не достатков ситуацию, имеющую более высокую общественную ценность.
В концепции намечались связи дизайна с искусством, делался акцент на вы делении условий общественного функционирования вещей, выявлении их куль турной ценности. «Дизайн, - писал М. Федоров, - органично объединяет в себе утилитарное и эстетическое начала. Произведения дизайна в своем большинст ве... выступают и как носители эстетической ценности, и как элементы формы художественно-образного отношения человека к действительности. Дизайн пред стает перед нами как сфера материальной культуры и искусства, включающая в себя утилитарные и эстетические (в том числе художественно-образные) ценно сти» [25.6]. Основные положения концепции, в частности, связанные с понятием эстети ческой ценности, уточненные и дополненные, легли в основу анализа и оценки потребительских свойств товаров широкого потребления и использовались при экспертной оценке промышленных изделий.
Дата добавления: 2014-10-17; просмотров: 1081; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |