Главная страница Случайная лекция Мы поможем в написании ваших работ! Порталы: БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика Мы поможем в написании ваших работ! |
НАДГЛАЗУРНЫЕ КРАСКИ
Надглазурные краски представляют собой тонкие смеси керамических пигментов с легкоплавкими стеклами, называемыми флюсами, в примерной пропорции 4:1.Состав надглазурных красок и номера флюсов приведены в табл.7. В результате обжига при температуре 790—830°С флюсы плавятся и закрепляют пигменты на поверхности глазури. Составы флюсов довольно разнообразны, отдельные виды пигментов требуют специальных составов для прочного закрепления их на керамических изделиях. В основном флюсы представляют собой свинцовые, свинцово-борные, щелочные, щелочноземельные и свинцовые алюмо-боросиликаты (табл.8). Как видно из табл.8, все флюсы содержат значительное количество окислов свинца РbО, т. е. являются токсичными. В связи с этим давно стоит задача снижения в флюсах содержания РbО или его полного исключения. Решение такой задачи весьма сложно, так как РbО, содержащийся во флюсах, обладает некоторыми ценными свойствами, которые трудно достичь введением других компонентов. К ценным свойствам относятся низкая температура плавления, малое поверхностное натяжение, невысокий коэффициент расширения и высокая лучепреломляемость, обусловливающая блеск и яркость красок. По этой причине, несмотря на большое количество патентов и предложений, бессвинцовые флюсы до сих пор не нашли практического применения. Обычные надглазурные керамические краски на основе флюсов № 3, 2 и 34 после обжига на изделиях не обладают достаточной стойкостью к действию слабых кислот и оснований. Они выдерживают обработку в 4%-ной уксусной кислоте при комнатной температуре всего лишь в течение 3 ч. Флюсы № 12 и 110 относятся к кислотостойким и краски на их основе выдерживают указанную обработку уже в течение 24 ч. Одна и та же надглазурная краска может иметь на изделиях разную кислотостойкость в зависимости от температуры обжига и длительности воздействия температуры. Как отмечалось выше, при обжиге надглазурных красок легкоплавкий флюс расплавляется, растворяя при этом часть поверхностного глазурного слоя, благодаря чему при охлаждении флюс становится более кислотостойким. По такой причине применявшиеся в дореволюционное время, хотя и малостойкие к химическим воздействиям, надглазурные керамические зарубежные краски на изделиях были достаточно кислотостойкими, особенно при многократном декоративном обжиге. Обжиг фарфора или фаянса, декорированного надглазурными красками, должен производиться в окислительной, среде, так как восстановительные газы разрушают многие керамические пигменты и флюсы. Обжиг необходимо также проводить в отсутствие паров воды (от кладки печей, от огнеупорного припаса и др.), вследствие того что пары способствуют кристаллизации флюсов и краски становятся матовыми. Такой вид брака часто называют запаркой. При обжиге керамических красок в печном канале должна быть хорошая тяга для быстрого удаления летучих паров и продуктов сгорания от органических связующих, вызывающих разрушение некоторых флюсов и красок.
ПОДГЛАЗУРНЫЕ КРАСКИ Подглазурные краски для фарфора представляют собой смеси некоторых огнестойких окрашенных пигментов с сырой фарфоровой глазурью в количестве 20—50%, иногда с добавлением и других флюсующих материалов — полевого шпата и фритты. Наиболее стойкими для подглазурной окраски фарфора являются пигменты шпинельного, корундового и цирконового рядов. Особенно стойки пигменты цирконового ряда. Для подглазур-ного декора мягкого и костяного фарфора пригодны титановые, гранатовые и пинковые пигменты. Состав подглазурных красок приведен в табл. 9.
Краски «большого огня». Подобно подглазурным краскам краски «большого огня» закрепляются при высоких температурах. Эти краски представляют собой те же огнеупорные окислы и подглазурные краски, предназначенные для фарфора, но с большим (до 25%) содержанием глазури. Такие краски наносят на готовые обожженные глазурованные изделия. Краски «большого огня», затертые на скипидаре или на другом связующем, подвергают второму обжигу, в результате которого они сливаются с глазурным слоем. Таким способом фарфор часто декорируют кобальтом. Подглазурные краски-растворы. Эти краски являются разновидностью подглазурных красок и представляют собой растворы большей частью азотнокислых солей металлов — Мn, Сг, Со, Fе, Ni и Сu, окислы которых вызывают окраску керамических изделий. Подглазурные краски-растворы наносят аэрографом или кистью с такими связующими, как крахмал, патока и глицерин, которые препятствуют прониканию раствора в глубь изделия и сохраняют контуры рисунка. При обжиге соли разлагаются с образованием соответствующих окислов, дающих на керамике характерные окраски, которые, естественно, не могут быть столь интенсивными, как окраски пигментами. Они дают нежные светлые тона. Краски-эмали. Кроме подглазурных, надглазурных и красок-растворов, в украшении фарфора определенное место занимают и декоративные эмали, представляющие собой прозрачные или заглушенные разноокрашенные тугоплавкие стекла.
Таблица 1- Характеристика шпинельных пигментов типа x+2y2+3O4
Таблица 2 - Характеристика изоморфных смесей титановых и оловянных шпинельных пигментов
Таблица 3 – Характеристика пигментов виллемитового ряда
Таблица 4- Характеристика естественных гранатов
Таблица 6 - Цвет селено-кадмиевых пигментов в зависимости от содержания в них кадмия и селена
Таблица 7 -Состав надглазурных красок, %, и номера флюсов
Таблица 8 – Состав и температура плавления флюсов
Таблица.9 -Состав подглазурных красок для фарфора, %
Дата добавления: 2014-10-17; просмотров: 739; Нарушение авторских прав Мы поможем в написании ваших работ! |