Студопедия

Главная страница Случайная лекция


Мы поможем в написании ваших работ!

Порталы:

БиологияВойнаГеографияИнформатикаИскусствоИсторияКультураЛингвистикаМатематикаМедицинаОхрана трудаПолитикаПравоПсихологияРелигияТехникаФизикаФилософияЭкономика



Мы поможем в написании ваших работ!




СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Читайте также:
  1. III. Социальные, экономические и культурные права человека.
  2. Билет 12. Понятие об эмоционально-волевой сфере личности.
  3. Билет 25. Самооценка и уровень притязания личности.
  4. Билет 5. Понятие о психических процессах, их структура и роль в психической деятельности личности.
  5. Билет 5. Понятие о психических процессах, их структура и роль в психической деятельности личности.
  6. Биологические и социальные условия развития личности. Теория двух факторов.
  7. В сферу индивидуально-психологических особенностей личности включают способности, темперамент и характер личности.
  8. Взгляды П. Сорокина на образование и школу как социальный институт
  9. Вопрос 1. Социальные и теоретико-идеологические предпосылки возникновения социологии как науки
  10. Вопрос 27. Социальные функции моды.

В современной России после проведения целого ряда социально-экономических, политических и культурных реструктуризаций (реформ) изменились принципы хозяйственной жизни, политического устройства и во многом были деформированы культурные основания российского общества под влиянием процесса глобализации, имеющего в целом характер вестернизации, в которой ключевую роль и наибольшее влияние имеет американская культура. Быстрота, скорость, радикальность и радиус охвата произошедших изменений, сопоставим с революцией. Однако данные изменения были инициированы неполитизированными массами, а правящими социальными группами. Именно поэтому такого рода реструктуризация общества, через которую прошли практически все бывшие социалистические страны, получила название "революции сверху". В результате данных процессов в России сложилась след. система социальной стратификации

В этой структуре очень близкой к пирамидальной модели типичной для бедных стран возник массовый, так называемый базовый слой, куда вошли те соц. группы, которые в классической системе стратификации развитых стран включены в средний класс. Представители базового слоя утратили один из важнейших стратификационных признаков, а именно уровень дохода, который позволял им во многом обеспечивать остальные статусные условия их образа жизни. Перспектива развития данной ситуации имеет две основных тенденции:

1)переход экономики на инновационный (интенсивный) механизм экономического роста воссоздаст спрос на массовый, высококвалифицированный труд, что позволит базовому слою восстановить статусные характеристики жизни и тем самым обеспечить формирование в России системы социальной стратификации сходной с развитыми странами.

2)сохранение ресурсо-добывающего и экспортноориентированного характера экономики приведет постепенно к утрате базовым слоем статусных характеристик, присущих среднему классу, и он приобретет характеристики, присущие классическим бедным.

 

Социум, как социальная система всегда имеет сложную структуру, т.е. дифференцирован по отдельным элементам (подсистемам). Наряду с рассмотренной выше горизонтальной дифференциацией (в виде стратификации), социум дифференцирован, образно говоря, вертикально. И составляющими вертикальной дифференциации являются соц. институты

Соц. институт, как социальный феномен возникает гораздо раньше, чем начинается стратификация общества. Первым и самым древним соц. институтом можно считать институт семьи. Он возникает при переходе общества от состояние дикости к новому, более сложно устроенному состоянию варварства. Дикости соответствуют форма организации социума в виде первобытного человеческого стада. В этом обществе действовал так называемый промискуитет, т.е. свободное парное сожительство без образования семьи. Новый, подрастающий член общества до момента своего физиологического взросления, следуя за матерью, наблюдая за ней и другими взрослыми, успевал приобрести все необходимые знания, умения, навыки, присущие полноправному и полноценному члену общества, в основном самостоятельно. По мере развития общества, и в первую очередь в связи с освоением соорганизованных способов деятельности (охота, защита и т.д.) общество постепенно трансформировалось из стада в организацию - племя, что существенно усложнило его социальную структуру и способы жизнедеятельности. Привычных форм и способов социализации стало критически недостаточно. Обществу потребовались специальные усилия в требуемых формах и объемах по подготовке новых членов общества к их полноценному включению в него.

Подготовка. Общество возлагает данную обязанность на кровных родственников, в первую очередь на дядей, тетей, бабушек, дедушек по материнской линии. Именно они социализируют подрастающее поколение по каждому конкретному человеку, таким образом, оформляется первый социальный институт - семья. Структуру данного института, как и во всех остальных, которые возникали впоследствии, в том числе современных, можно представить следующим образом. В него входит сформировавшиеся в обществе представления о необходимости, а следовательно значимости того или иного вида деятельности и результата такой деятельности. Эти представления оформляются в виде ценностей и норм их реализации, т.е. представлениях о том, как правильно следует выполнять эту деятельность и что значит правильный результат. Т.е. эти представления, как нормы выражают ожидания общества (экспектации), которые и закрепляются в традициях, обычаях, морали, этике, законах. Сформированные ценности и нормы задают (детерминируют) характер социальных отношений между людьми, включенных в данную социальную практику. Эти отношения, с одной стороны предопределяют характер действий участников в рамках данной практики, а с другой стороны именно в этих действиях эти отношения находят свое реальное отношение, или другими словами, в них они объективируются.

Ряд институтов рассматриваются, как фундаментальные (основные), в становление и функционирование которых характеризует переход общества к цивилизационной форме. К ним можно отнести:

Ø 1)семья

Ø 2)образование

Ø 3)религия

Ø 4)хозяйственный институт

Ø 5)политический институт (государство)

В рамках основных институтов все время, по мере развития общества, возникают существенно измененные или даже новые виды социальных практик. Достаточная длительность во времени таких практик позволяет говорить о начале становления нового социального института, но поскольку перспективы его еще, как правило, не ясны, такой институт называется не основным или же он называется социальной практикой (контрактное формирование на профессиональной основе рядового сержантского состава российской армии)

 

 


<== предыдущая страница | следующая страница ==>
СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ И РОЛИ, СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАТЫ (СЛОИ) И ИНСТИТУТЫ. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА | СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ИХ ВИДЫ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА

Дата добавления: 2014-11-01; просмотров: 321; Нарушение авторских прав




Мы поможем в написании ваших работ!
lektsiopedia.org - Лекциопедия - 2013 год. | Страница сгенерирована за: 0.003 сек.